Молитвенное правило

Ос­но­вой жиз­ни пра­вос­лавно­го хрис­ти­ани­на яв­ля­ет­ся пост и мо­лит­ва. Мо­лит­ва, го­ворил свя­титель Мос­ковс­кий Фи­ларет, «есть раз­го­вор ду­ши с Бо­гом». И как в раз­го­воре не­воз­можно все вре­мя слу­шать од­ну сто­рону, так и в мо­лит­ве по­лез­но иног­да ос­та­новить­ся и прис­лу­шать­ся к от­ве­ту Гос­по­да на на­шу моль­бу.

Цер­ковь, ежед­невно мо­лясь «за всех и за вся», ус­та­нови­ла для каж­до­го лич­ное, ин­ди­виду­аль­ное мо­лит­венное пра­вило. Сос­тав это­го пра­вила за­висит от ду­хов­но­го воз­раста, ус­ло­вий жиз­ни, воз­можнос­тей че­лове­ка. Мо­лит­вослов пред­ла­га­ет нам ут­ренние и ве­чер­ние мо­лит­вы, дос­тупные каж­до­му. Они об­ра­щены ко Гос­по­ду, Бо­жи­ей Ма­тери, Ан­ге­лу хра­ните­лю. По бла­гос­ло­вению ду­хов­ни­ка в ке­лей­ное пра­вило мож­но вклю­чить мо­лит­вы изб­ран­ным свя­тым. Ес­ли нет воз­можнос­ти про­честь ут­ренние мо­лит­вы пе­ред ико­нами в спо­кой­ной обс­та­нов­ке, то луч­ше про­читать их по до­роге, чем опус­кать сов­сем. Во вся­ком слу­чае, не сле­ду­ет завт­ра­кать до то­го, как про­чита­на мо­лит­ва «От­че наш».

Ес­ли че­ловек бо­лен или очень ус­тал, то ве­чер­нее пра­вило мож­но со­вер­шить не пе­ред сном, а не­задол­го до это­го. А пе­ред тем, как ло­жить­ся спать, сле­ду­ет про­читать лишь мо­лит­ву пре­подоб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на«Вла­дыко Че­лове­колюб­че, не­уже­ли мне одр сей гроб бу­дет…» и сле­ду­ющие за ней.

Очень важ­ной сос­тавля­ющей ут­ренних мо­литв яв­ля­ет­ся чте­ние по­мина­ния. Обя­затель­но сле­ду­ет мо­лить­ся о ми­ре и здра­вии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха, пра­вяще­го ар­хи­ерея, ду­хов­но­го от­ца, ро­дите­лей, родс­твен­ни­ков, крест­ных и крест­ни­ков, и всех лю­дей, ко­торые тем или иным спо­собом свя­заны с на­ми. Ес­ли кто-то не мо­жет по­мирить­ся к дру­гим, пусть да­же не по сво­ей ви­не, он обя­зан по­минать «не­нави­дяще­го» и иск­рен­не же­лать ему доб­ра.

В лич­ное («ке­лей­ное») пра­вило мно­гих пра­вос­лавных вхо­дит чте­ние Еван­ге­лия и Псал­ти­ри. Так, оп­тинс­кие мо­нахи бла­гос­ло­вили мно­гих чи­тать в те­чение дня од­ну гла­ву из Еван­ге­лия, по по­ряд­ку, и по две гла­вы из Апос­толь­ских пос­ла­ний. При этом пос­ледние семь глав Апо­калип­си­са чи­тались по од­ной в день. Тог­да чте­ние Еван­ге­лия и Апос­то­ла за­кан­чи­валось од­новре­мен­но, и на­чинал­ся но­вый круг чте­ний.

Мо­лит­венное пра­вило че­лове­ку ус­та­нав­ли­ва­ет его ду­хов­ный отец, в его же ве­дении из­ме­нить его – умень­шить или уве­личить. Од­нажды ус­та­нов­ленное пра­вило долж­но стать за­коном жиз­ни, и каж­дое на­руше­ние сле­ду­ет расс­мат­ри­вать как иск­лю­читель­ный слу­чай, расс­ка­зать об этом ду­хов­ни­ку и при­нять от не­го вра­зум­ле­ние.

Глав­ное со­дер­жа­ние мо­лит­венно­го пра­вила – наст­ро­ить ду­шу хрис­ти­ани­на на част­ное об­ще­ние с Бо­гом, про­будить в нем по­ка­ян­ные мыс­ли, очис­тить серд­це от гре­хов­ной сквер­ны. По­это­му мы, тща­тель­но ис­полняя по­ложен­ное, на­учаем­ся, по сло­вам апос­то­ла,«мо­лить­ся во вся­кое вре­мя ду­хом… со вся­ким пос­то­янс­твом и мо­лени­ем о всех свя­тых»(Еф. 6, 18).

Как мо­лить­ся при не­дос­татке вре­мени


Ка­кими сло­вами мо­лить­ся? Как быть то­му, у ко­го или па­мяти нет, или кто по безг­ра­мот­ности не изу­чил мно­гих мо­литв, ко­му, на­конец, – а бы­ва­ет и та­кая жиз­ненная обс­та­нов­ка, – пря­мо нет вре­мени стать пе­ред об­ра­зами и про­честь под­ряд ут­ренние и ве­чер­ние мо­лит­вы? Этот воп­рос раз­ре­шен ука­зани­ями ве­лико­го стар­ца Се­рафи­ма Са­ровс­ко­го.

Мно­гие из по­сети­телей стар­ца ви­нились ему в том, что ма­ло мо­лят­ся, не вы­читы­ва­ют да­же по­ложен­ные ут­ренние и ве­чер­ние мо­лит­вы.

Св. Се­рафим ус­та­новил для та­ких лю­дей сле­ду­ющее лег­ко вы­пол­ни­мое пра­вило:

«Под­нявшись от сна, вся­кий хрис­ти­анин, став пред свя­тыми ико­нами, пусть про­чита­ет мо­лит­ву «От­че наш» триж­ды, в честь Прес­вя­той Тро­ицы. По­том песнь Бо­горо­дице «Бо­горо­дица Де­во, ра­дуй­ся» так­же триж­ды. В за­вер­ше­ние же Сим­вол Ве­ры «Ве­рую во еди­ного Бо­га» – один раз. Со­вер­шив та­кое пра­вило, вся­кий пра­вос­лавный за­нима­ет­ся сво­им де­лом, на ка­кое пос­тавлен или приз­ван. Во вре­мя же ра­боты до­ма или на пу­ти ку­да-ни­будь ти­хо чи­та­ет «Гос­по­ди Иису­се Хрис­те, по­милуй мя греш­на­го (или греш­ную) », а ес­ли ок­ру­жа­ют его дру­гие, то, за­нима­ясь сво­им де­лом, пусть го­ворит умом толь­ко «Гос­по­ди, по­милуй» – и так до обе­да. Пред са­мым же обе­дом пусть опять со­вер­ша­ет ут­реннее пра­вило.

Пос­ле обе­да, ис­полняя свое де­ло, вся­кий хрис­ти­анин пусть чи­та­ет так же ти­хо: «Прес­вя­тая Бо­горо­дица, спа­си мя греш­на­го».

От­хо­дя же ко сну, вся­кий хрис­ти­анин пусть опять про­чита­ет ут­реннее пра­вило, то есть триж­ды «От­че наш», триж­ды «Бо­горо­дице» и один раз «Сим­вол Ве­ры».

Св. Се­рафим объяс­нял, что, дер­жась то­го ма­лого «пра­вила», мож­но дос­тигнуть ме­ры хрис­ти­анс­ко­го со­вер­шенс­тва, ибо эти три мо­лит­вы – ос­но­вание хрис­ти­анс­тва. Пер­вая, как мо­лит­ва, дан­ная Са­мим Гос­по­дом, есть об­ра­зец всех мо­литв. Вто­рая при­несе­на с не­ба Ар­ханге­лом в при­ветс­твие Бо­гома­тери. Сим­вол Ве­ры же со­дер­жит в се­бе все спа­ситель­ные дог­ма­ты хрис­ти­анс­кой ве­ры.

Так­же Иису­сову мо­лит­ву ста­рец со­вето­вал чи­тать во вре­мя за­нятий, при ходь­бе, да­же в пос­те­ли, и при этом при­водил сло­ва из пос­ла­ния к Рим­ля­нам:«вся­кий, кто при­зовет имя Гос­по­да, спа­сет­ся».

У ко­го же есть вре­мя, ста­рец со­вето­вал чи­тать из Еван­ге­лия, ка­ноны, ака­фис­ты, псал­мы.

Что сле­ду­ет за­пом­нить хрис­ти­ани­ну

Есть сло­ва Свя­щен­но­го Пи­сания и мо­лит­вы, ко­торые же­латель­но знать на­изусть.

1. Мо­лит­ва Гос­подня «От­че наш»(Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4).

2.Ос­новные за­пове­ди Вет­хо­го За­вета(Втор. 6, 5; Лев. 19,18).

3. Ос­новные еван­гель­ские за­пове­ди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34).

4.Сим­вол Ве­ры.

5.Ут­ренние и ве­чер­ние мо­лит­вы по крат­ко­му мо­лит­восло­ву.

6. Чис­ло и зна­чение та­инств.

Та­инс­тва нель­зя сме­шивать с об­ря­дами. Об­ряд есть лю­бой внеш­ний знак бла­гого­вения, вы­ража­ющий на­шу ве­ру. Та­инс­тво – это та­кое свя­щен­но­дей­ствие, во вре­мя ко­торо­го Цер­ковь при­зыва­ет Ду­ха Свя­таго, и Его бла­годать нис­хо­дит на ве­ру­ющих. Та­ковых та­инств семь: Кре­щение, Ми­ропо­маза­ние, При­чаще­ние (Ев­ха­рис­тия), По­ка­яние (Ис­по­ведь), Брак (Вен­ча­ние), Еле­ос­вя­щение (Со­боро­вание), Свя­щенс­тво (Ру­копо­ложе­ние).

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.