Покровско-Всехсвятский храм

Покровский храм был одним из 18 церквей, построенных до революции в городе Верном.

«Освящается верба сия…»

Суб­ботним ве­чером на­кану­не празд­ни­ка Вхо­да Гос­подня во Иеру­салим пре­об­ра­жа­ют­ся пра­вос­лавные хра­мы. При­хожа­не, во мно­жест­ве сте­ка­ющиеся на служ­бу, при­носят с со­бой цве­ты и ве­точ­ки вер­бы, так что церк­ви ста­новят­ся по­хожи на рас­пуска­ющиеся лу­га. От­ку­да по­шел этот прек­расный обы­чай и ка­ково его ду­хов­ное зна­чение?

Гос­подь Иисус Хрис­тос во­шел в Свя­той го­род за нес­коль­ко дней до Сво­их стра­даний и смер­ти. Здесь за­вер­шил Он трех­летнее слу­жение на поп­ри­ще Мес­сии. Иудей­ско­му на­роду, изб­ран­но­му Бо­гом в Вет­хом За­вете, не­об­хо­димо бы­ло по­лучить от Са­мого Хрис­та сви­детель­ство о Его Бо­жест­вен­ном Дос­то­инс­тве. И вот Гос­подь вхо­дит в Иеру­салим, соп­ро­вож­да­емый тол­па­ми на­рода.

Лю­ди, чувс­твуя ве­личие про­ис­хо­див­ше­го, от из­бытка сер­дец взы­вали ко Хрис­ту: «Осан­на!» (что зна­чит «бла­гос­ло­вен») и пос­ти­лали на Его пу­ти зе­леные паль­мо­вые вет­ви. Из­давна с та­кой тор­жест­вен­ностью встре­чали ца­рей и ве­ликих за­во­ева­телей, и те­перь в воз­ло­жении вет­вей вы­рази­лось ты­сяче­лет­нее ча­яние иуде­ев о при­шест­вии зем­но­го Ца­ря, ко­торый восс­та­новит прес­тол Да­видов. На­род не смог ура­зуметь, что Царс­тво Хрис­та не от ми­ра се­го…

С тех пор ми­нова­ло две ты­сячи лет. Но каж­дый год мы, по­доб­но жи­телям Иеру­сали­ма, при­ходим встре­чать Хрис­та в хра­мы с вет­вя­ми де­ревьев (по церк. слав. – с «ва­ийями»). В Рос­сии не рас­тут паль­мы, да и дру­гие де­ревья из-за су­ровос­ти кли­мата еще не рас­пуска­ют­ся, толь­ко вер­бы пок­ры­ва­ют­ся неж­ны­ми мох­на­тыми поч­ка­ми. Вер­ба – сим­вол вес­ны, при­суще­го это­му вре­мени го­да ду­хов­но­го воз­рожде­ния. Она та­ит в се­бе листья, но еще не вы­пус­ка­ет, и тем да­ет по­нять, что на­ша ра­дость от празд­ни­ка Вхо­да Гос­подня не­пол­на, но та­ит в се­бе на­чат­ки ве­ликой пас­халь­ной ра­дос­ти.

Ос­вя­щение верб бы­ва­ет во вре­мя празд­нич­но­го бо­гос­лу­жения. Пос­ле чте­ния Еван­ге­лия свя­щен­ни­ки со­вер­ша­ют каж­де­ние верб бла­го­ухан­ным фи­ми­амом, чи­та­ют мо­лит­ву и ок­ропля­ют вет­ви свя­той во­дой. Обыч­но ок­ропле­ние пов­то­ря­ет­ся в сам день празд­ни­ка, пос­ле ли­тур­гии.

Ос­вя­щен­ные вер­бы мы при­носим в свои до­ма, где с бла­гого­вени­ем хра­ним, как знак про­ника­ющей бла­года­ти Бо­жи­ей, до сле­ду­юще­го го­да. За­тем вет­ви сжи­га­ют, за­меняя на но­вые, ли­бо на­бива­ют ими по­душеч­ку, ко­торую кла­дут под го­лову усоп­ше­му хрис­ти­ани­ну во гроб.

Празд­ник Вхо­да Гос­подня во Иеру­салим не­ким по­рогом от­де­ля­ет со­рокад­невный Ве­ликий Пост от Страст­ной Не­дели, ук­репляя нас пе­ред страш­ны­ми дня­ми Страс­тей Хрис­то­вых. При­несем же в храм на тор­жест­вен­ную служ­бу вер­бы и жи­вые цве­ты, что­бы ус­лы­шать ра­дост­ные сло­ва: «Ос­вя­ща­ют­ся вер­бы сии, Бла­года­тию Всес­вя­таго Ду­ха и ок­ропле­ни­ем во­ды сия свя­щен­ныя, во имя От­ца и Сы­на и Свя­таго Ду­ха. Аминь!»

Copyright © 2013 - 2018 . PAW.