Миром и елеем

Од­но из имен Спа­сите­ля – Хрис­тос – в пе­рево­де с гре­чес­ко­го оз­на­ча­ет «по­мазан­ник». По­маза­ние че­лове­ка еле­ем (рас­ти­тель­ным мас­лом) в древ­ние вре­мена сви­детель­ство­вало о его изб­ра­нии на слу­жение Бо­гу, о при­част­нос­ти да­рам Свя­того Ду­ха. Так, Мо­исей по­мазал еле­ем Ааро­на и сы­новей его, ко­торых Бог оп­ре­делил ко свя­щенс­тву (Исх. 40,15), Са­му­ил по­мазал на царс­тво Са­ула ( 1 Цар. 10, 1), Илия – Ели­сея на слу­жение про­рока (3Цар. 19,15).

Пос­ле Пя­тиде­сят­ни­цы, ког­да Дух Свя­той со­шел на но­воза­вет­ную Цер­ковь, еле­опо­маза­ние ста­ло дос­то­янием всех ее чле­нов. В на­ши дни оно со­вер­ша­ет­ся пе­ред ку­пелью кре­щения и во вре­мя все­нощ­ных бде­ний.

Кре­щаль­ное по­маза­ние лба, гру­ди, ушей, рук и ног име­ет нес­коль­ко смыс­лов. Во-пер­вых, оно зна­мену­ет со­еди­нение со Хрис­том, по­доб­но со­еди­нению ди­кой вет­ви с пло­донос­ной мас­ли­ной, во-вто­рых, го­ворит об уми­рании для гре­ха, ибо рань­ше усоп­ших на­маща­ли еле­ем; в-третьих, при­да­ет си­лы для даль­ней­шей борь­бы с гре­хом по по­добию ан­тичных бор­цов, пе­ред схват­кой ма­зав­ших те­ло. При этом дей­ствии свя­щен­ник про­из­но­сит: «По­мазу­ет­ся раб Бо­жий (имя) еле­ем ра­дова­ния, во имя От­ца и Сы­на и Свя­таго Ду­ха, ны­не и прис­но, и во ве­ки ве­ков, аминь».

Еле­опо­маза­ние за все­нощ­ным бде­ни­ем на­кану­не празд­ни­ка бы­ва­ет над все­ми мо­лящи­мися в хра­ме как бла­гос­ло­вение, на­путс­твие на даль­ней­шие под­ви­ги. Оно тво­рит­ся с мо­лит­венным при­зыва­ни­ем то­го, ко­му со­вер­ша­ет­ся служ­ба.

От прос­то­го еле­опо­маза­ния не­об­хо­димо от­ли­чать та­инс­тво Еле­ос­вя­щения (Со­боро­вания), со­вер­ша­емое над боль­ны­ми. Здесь елей ос­вя­ща­ет­ся осо­бой мо­лит­вой, те­ло страж­ду­щего по­мазу­ет­ся семь раз.

И еще од­но по­маза­ние в Церк­ви име­ет си­лу та­инс­тва – по­маза­ние свя­тым ми­ром, бла­говон­ным сос­та­вом из мно­жест­ва ве­ществ (елея, алоэ, смир­ны, ро­зово­го мас­ла, тол­че­ного мра­мора и др.). Оби­лие сос­тавля­ющих – сим­вол мно­гораз­личнос­ти хрис­ти­анс­ких доб­ро­дете­лей. По Ус­та­ву, ос­вя­щать ми­ро дол­жен епис­коп, в Русс­кой Церк­ви это де­ла­ет сам Пат­ри­арх. В хра­ме свя­тое ми­ро хра­нить­ся на Прес­то­ле ал­та­ря.

Ми­ропо­маза­ние бы­ва­ет сра­зу пос­ле кре­щения. На лоб, гла­за, нозд­ри, ус­та, грудь, ру­ки и но­ги но­воп­росве­щен­но­го свя­щен­ник на­лага­ет ка­пель­ку ми­ра, про­из­но­ся каж­дый раз: «Пе­чать да­ра Ду­ха Свя­таго. Аминь». Это та­инс­тво не пов­то­ря­ет­ся, как и кре­щение. Толь­ко бо­говен­чанные ца­ри удос­та­ива­лись его дваж­ды.

Из­вест­но, что ми­рянин име­ет пра­во крес­тить «стра­ха ра­ди смерт­но­го». Но ес­ли опас­ность ми­ну­ет и уми­ра­ющий ос­та­нет­ся жив, та­кое кре­щение неп­ри­мен­но долж­но быть до­пол­не­но ми­ропо­маза­ни­ем. Че­рез это же та­инс­тво, по су­щест­ву­ющей прак­ти­ке, при­со­еди­ня­ют­ся к Церк­ви предс­та­вите­ли не­кото­рых ста­ро­об­рядчес­ких и инос­лавных кон­фессий.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.