Благословите, батюшка!

При­выч­ная кар­ти­на на­ших дней – встре­ча ар­хи­ерея (мит­ро­поли­та, Пат­ри­ар­ха) с вы­соко­пос­тавлен­ным ли­цом. При­ветс­твия, улыб­ки и… пре­зидент (премьер-ми­нистр, спи­кер пар­ла­мен­та) тор­жест­вен­но про­тяги­ва­ет свя­тите­лю свою дес­ни­цу для ру­копо­жатия…

А вот дру­гая кар­ти­на. Ут­ре­ня. Свя­щен­ник, стоя на со­лее, возг­ла­ша­ет: «Бла­гос­ло­вение Гос­подне на вас» и осе­ня­ет при­хожан крест­ным зна­мени­ем. Ба­буш­ки-бо­гомол­ки мо­лит­венно скла­дыва­ют ла­дони и за­чем-то при­жима­ют их к гру­ди, со­вер­шая не­ведо­мый ри­ту­ал.

И в пер­вом, и во вто­ром слу­чае на­лицо яв­ное не­пони­мание то­го, как нуж­но от­но­сить­ся к свя­щен­нослу­жите­лю и что та­кое свя­щен­ни­чес­кое бла­гос­ло­вение. Вся­кий ве­ру­ющий че­ловек счи­та­ет неп­ре­мен­ным при встре­че с ба­тюш­кой исп­ро­сить у не­го пас­тырс­кое бла­гос­ло­вение, но мно­гие де­ла­ют это неп­ра­виль­но. Ра­зуме­ет­ся, по та­кому воп­ро­су нет стро­гих ка­нонов, од­на­ко тра­диции Церк­ви и прос­той здра­вый смысл подс­ка­зыва­ют, как нуж­но се­бя вес­ти.

Бла­гос­ло­вение име­ет мно­го зна­чений. Пер­вое из них – при­ветс­твие. Поз­до­ровать­ся со свя­щен­ни­ком за ру­ку име­ет пра­во толь­ко рав­ный ему по са­ну, все ос­таль­ные, да­же ди­ако­ны, при встре­че с ба­тюш­кой при­нима­ют от не­го бла­гос­ло­вение. Для это­го нуж­но ла­дони сло­жить вмес­те, пра­вую по­верх ле­вой, что­бы при­нять в них бла­гос­ловля­ющую ру­ку и об­ло­бызать ее в знак поч­те­ния к свя­щен­но­му са­ну. И ни для че­го бо­лее! Ни­како­го та­инс­твен­но­го зна­чения сло­жение ла­доней не име­ет, бла­годать в них не «опус­ка­ет­ся», как учат не­кото­рые ста­руш­ки.

Бла­гос­ло­вить­ся у свя­щен­ни­ка мож­но не толь­ко тог­да, ког­да он в цер­ковных одеж­дах, но и в граж­данс­кой одеж­де; не толь­ко в хра­ме, но и на ули­це, в об­щест­вен­ном мес­те. Не сто­ит, од­на­ко, под­хо­дить за бла­гос­ло­вени­ем вне хра­ма к не­об­ла­чен­но­му ба­тюш­ке, ко­торый с ва­ми не зна­ком.

Точ­но так же вся­кий ми­рянин про­ща­ет­ся со свя­щен­ни­ком. Ес­ли нес­коль­ко иере­ев сто­ят ря­дом, а вы хо­тите бла­гос­ло­вить­ся у всех, то сна­чала нуж­но по­дой­ти к стар­ше­му по са­ну.

Вто­рой смысл свя­щен­ни­чес­ко­го бла­гос­ло­вения – это раз­ре­шение, доз­во­ление, на­путс­твие. Пе­ред на­чалом вся­кого от­ветс­твен­но­го де­ла, пе­ред пу­тешест­ви­ем, а так­же в лю­бых зат­рудни­тель­ных обс­то­ятель­ствах мы мо­жем про­сить у свя­щен­ни­ка со­вета и бла­гос­ло­вения и ло­бызать его ру­ку.

На­конец , су­щест­ву­ют бла­гос­ло­вения в хо­де цер­ковной служ­бы. Свя­щен­ник, про­из­но­ся: «Мир всем», «Бла­гос­ло­вение Гос­подне на вас…», «Бла­годать Гос­по­да на­шего…», осе­ня­ет мо­лящих­ся крест­ным зна­мени­ем. В от­вет мы сми­рен­но прек­ло­ня­ем го­ловы, не скла­дывая рук – ведь по­цело­вать бла­гос­ловля­ющую дес­ни­цу не­воз­можно.

Ес­ли же свя­щен­ник осе­ня­ет нас свя­щен­ны­ми пред­ме­тами: Крес­том, Еван­ге­ли­ем, Ча­шей, ико­ной, мы сна­чала крес­тимся, а по­том де­ла­ем пок­лон.

Не сле­ду­ет под­хо­дить под бла­гос­ло­вение в не­уроч­ный мо­мент: ког­да иерей при­чаща­ет, со­вер­ша­ет каж­де­ние хра­ма, по­мазу­ет еле­ем. Но мож­но сде­лать это по окон­ча­нии ис­по­веди и в кон­це ли­тур­гии, при це­лова­нии Крес­та. Зло­упот­реблять бла­гос­ло­вени­ем, под­хо­дя к од­но­му и то­му же ба­тюш­ке нес­коль­ко раз в день, не сто­ит. Сло­ва «бла­гос­ло­вите, ба­тюш­ка» всег­да долж­ны зву­чать для ми­ряни­на ра­дост­но и тор­жест­вен­но, и не на­до прев­ра­щать их в по­говор­ку.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.