«Брат», «Отец», «Владыка»

Че­лове­ку, пе­рес­ту­пив­ше­му цер­ковный по­рог впер­вые, труд­но най­ти под­хо­дящее об­ра­щение к ближ­не­му. Дей­стви­тель­но, как наз­вать свеч­ни­цу – «жен­щи­на», «да­ма», «граж­данка»? Как об­ра­тить­ся к свя­щен­ни­ку – «су­дарь», «гос­по­дин», «то­варищ»?

А ведь ни­каких труд­ностей нет. Хрис­ти­ане – это од­на семья, где все друг Дру­гу род­ные. Род­ным не нуж­ны ус­ловнос­ти.

«Брат», «сест­ра» – на­илуч­шее об­ра­щение к ми­рянам. Мы все – де­ти Еди­ного Бо­га и по­том­ки Ада­ма и Евы. «Ба­тюш­ка» или «отец» – так на­зыва­ют свя­щен­ни­ков как со­вер­ши­телей та­инств, чрез ко­торые лю­ди рож­да­ют­ся к жиз­ни ду­хов­ной. Обыч­но пос­ле слов «отец» до­бав­ля­ют имя, нап­ри­мер, «отец Петр». К ди­ако­ну мож­но об­ра­щать­ся «отец ди­акон», к нас­то­яте­лю хра­ма (мо­нас­ты­ря) «отец нас­то­ятель».

В раз­го­ворах пра­вос­лавных лю­дей час­то слы­шит­ся сло­во «от­че». Нуж­но пом­нить, что это сло­во упот­ребля­ет­ся толь­ко при пря­мом об­ра­щении к че­лове­ку. Нель­зя, к при­меру, ска­зать «ме­ня бла­гос­ло­вил от­че Вла­димир», это нег­ра­мот­но.

Об­ра­щать­ся к свя­щен­нослу­жите­лям «свя­той отец», как это при­нято в ка­толи­чес­ких стра­нах, не сто­ит. Свя­тость че­лове­ка поз­на­ет­ся по его смер­ти.

Жен слу­жите­лей ал­та­ря, а так­же по­жилых жен­щин мы на­зыва­ем лас­ко­вым сло­вом «ма­туш­ка».

К ар­хи­ереям – епис­ко­пам, мит­ро­поли­там, Пат­ри­ар­ху – нуж­но об­ра­щать­ся «Вла­дыка», как к об­ле­чен­ным цер­ковной властью.

Иног­да воз­ни­ка­ет пот­ребность об­ра­тить­ся к свя­щен­нослу­жите­лю пись­мен­но. Иере­ев сле­ду­ет име­новать «Ва­ше пре­подо­бие», про­то­иере­ев ~ «Ва­ше Вы­сокоп­ре­подо­бие», епис­ко­пов – «Ва­ше Пре­ос­вя­щенс­тво», ар­хи­епис­ко­пов и мит­ро­поли­тов – «Ва­ше Вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­тво», Пат­ри­ар­ха – «Ва­ше Свя­тей­шест­во».

Сек­танты, не име­ющие свя­щенс­тва, уп­ре­ка­ют пра­вос­лавных в мни­мом на­руше­нии слов Хрис­та:«И от­цом се­бе не на­зывай­те ни­кого на зем­ле: ибо Один у вас Отец, Ко­торый на Не­бесах» (Мф, 23, 9). Но яс­но, что «не на­зывай­те» име­ет смысл «не пок­ло­няй­тесь», ина­че сло­ва Гос­подни мож­но прев­ра­тить в бесс­мыс­ли­цу. Еще в 1 ве­ке еван­ге­лист Иоанн Бо­гос­лов в сво­их Со­бор­ных Пос­ла­ни­ях об­ра­щал­ся к хрис­ти­анам «де­ти». От­ветное об­ра­щение, оче­вид­но, бы­ло со­от­ветс­тву­ющим. Де­ло не в сло­ве, а во внут­реннем от­но­шении к не­му. 06 этом хо­рошо пи­шет ди­акон Анд­рей Ку­ра­ев:

«Да­же са­мый убеж­денный бап­тист на­зыва­ет сво­его ро­дите­ля от­цом и не воз­ра­жа­ет, ког­да сы­ниш­ка го­ворит ему «па­па». Здесь, как и по от­но­шению к ико­не: пок­ло­нять­ся и слу­жить мож­но од­но­му Бо­гу. Но мож­но и нуж­но чтить тех, че­рез ко­го мы по­луча­ем дар жиз­ни».

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.