Богослужебные цвета

Вся­кий, кто хо­тя бы раз при­сутс­тво­вал на пра­вос­лавном бо­гос­лу­жении, неп­ре­мен­но об­ра­щал вни­мание на кра­соту и тор­жест­вен­ность об­ла­чений. Цве­товое раз­но­об­ра­зие яв­ля­ет­ся не­отъем­ле­мой частью цер­ковно-ли­тур­ги­чес­кой сим­во­лики, средс­твом воз­дей­ствия на чувс­тва мо­лящих­ся.

Цве­товую гам­му об­ла­чений сос­тавля­ют все цве­та ра­дуги: крас­ный, жел­тый, оран­же­вый, зе­леный, го­лубой, си­ний, фи­оле­товый; их со­вокуп­ность – бе­лый цвет, и про­тиво­полож­ность пос­ледне­го – чер­ный. Каж­дый цвет ус­во­ен оп­ре­делен­ной груп­пе празд­нич­ных или пост­ных дней.

Бе­лый цвет, объеди­ня­ющий в се­бе все цве­та ра­дуги, сим­вол Бо­жест­вен­но­го нет­варно­го све­та. В бе­лых об­ла­чени­ях слу­жат в ве­ликие празд­ни­ки Рож­дест­ва Хрис­то­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Воз­не­сения, Пре­об­ра­жения, Бла­гове­щения; в них на­чина­ет­ся Пас­халь­ная ут­ре­ня. Бе­лые ри­зы по­лага­ют­ся для. со­вер­ше­ния кре­щений и пог­ре­бений.

Крас­ный цвет, вслед за бе­лым, про­дол­жа­ет бо­гос­лу­жение Пас­хи и ос­та­ет­ся не­из­менным до празд­ни­ка Воз­не­сения. Это сим­вол не­из­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Бо­жи­ей к ро­ду че­лове­чес­ко­му. Но это так­же – цвет кро­ви, и по­это­му в крас­ных или баг­ря­ных об­ла­чени­ях про­ходят служ­бы в честь му­чени­ков.

Жел­тый (зо­лотой) и оран­же­вый цве­та яв­ля­ют­ся цве­тами сла­вы, ве­личия и дос­то­инс­тва. Они ус­во­ены воск­рес­ным дням, как дням Гос­по­да – Ца­ря Сла­вы; кро­ме то­го, в зо­лотых одеж­дах Цер­ковь от­ме­ча­ет дни Его осо­бых по­мазан­ни­ков – про­роков, апос­то­лов и свя­тите­лей.

Зе­леный цвет – сли­яние жел­то­го и го­лубо­го. Он при­нят в дни пре­подоб­ных и сви­детель­ству­ют о том, что их мо­нашес­кий под­виг ожи­вот­во­рил че­лове­ка со­еди­нени­ем со Хрис­том (жел­тый цвет) и воз­во­дит его на не­бо (го­лубой) . В зе­леных цве­тах всех от­тенков по древ­ней тра­диции слу­жат в Верб­ное Воск­ре­сение, в день Свя­той Тро­ицы и в По­недель­ник Свя­таго Ду­ха.

Го­лубой, или си­ний – цвет празд­ни­ков Прес­вя­той Бо­горо­дицы. Это – цвет не­ба, он со­от­ветс­тву­ет уче­нию о Бо­жи­ей Ма­тери, вмес­тившей Не­божи­теля в Сво­ей Пре­чис­той ут­ро­бе.

Фи­оле­товый цвет при­нят в дни па­мяти Крес­та Гос­подня. В нем со­еди­нены крас­ный – цвет кро­ви Хрис­то­вой и Воск­ре­сения, и си­ний, ука­зу­ющий, что Крест отк­рыл нам до­рогу в не­бо.

Чер­ный или тем­но-ко­рич­не­вый цвет на­ибо­лее бли­зок по ду­ху дням Ве­лико­го Пос­та. Это сим­вол от­ре­чения от мирс­кой су­еты, цвет пла­ча и по­ка­яния.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.