Священный хлеб

В на­шей жиз­ни хлеб за­нима­ет осо­бое мес­то. Он яв­ля­ет­ся сим­во­лом вся­кой пи­щи и тех тру­дов, ко­торые не­об­хо­димы для ее до­быва­ния.«В по­те ли­ца тво­его бу­дешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – не­ког­да ска­зал Бог Ада­му.

Есть в хле­бе и ре­лиги­оз­ная сим­во­лика. Гос­подь Иисус Хрис­тос на­зывал Се­бя «хле­бом жиз­ни» (Ин. 6, 35), го­ворил, что «яду­щий хлеб сей бу­дет жить во­век» (Ин. 6, 51). На­конец, Он бла­гово­лил хле­бу, весь­ма близ­ко­му по сос­та­ву к че­лове­чес­кой пло­ти, быть в та­инс­тве Ев­ха­рис­тии пре­сущест­вля­емым в Те­ло Свое:«Иисус взял хлеб и, бла­гос­ло­вив, пре­ломил и, раз­да­вая уче­никам, ска­зал: при­ими­те, яди­те: сие есть Те­ло Мое»(Мф. 26, 26).

Хлеб, сос­то­ящий из мно­гих зе­рен, оли­цет­во­ря­ет со­бою Цер­ковь – Еди­ную при мно­жест­вен­ности ее чле­нов. По­мимо Ев­ха­рис­ти­чес­ко­го Хле­ба, Пра­вос­лавная Цер­ковь со­дер­жит нес­коль­ко ви­дов хле­ба ос­вя­щен­но­го.

Прос­фо­ра («при­ноше­ние» – греч.) – это бе­лый пше­нич­ный хлеб, вы­пека­емый на дрож­жах, с до­бав­ле­ни­ем свя­той во­ды. Наз­ва­ние про­ис­хо­дит от обы­чая пер­вых хрис­ти­ан при­носить для со­вер­ше­ния Ев­ха­рис­тии хлеб из до­ма. Сей­час прос­фо­ры го­товят в епар­хи­аль­ных пе­кар­нях. Они сос­то­ят их двух круг­лых час­тей, в оз­на­мено­вание двух ес­теств Хрис­та. На верх­ней час­ти ста­вит­ся пе­чать с изоб­ра­жени­ем Крес­та (на мо­нас­тырс­ких прос­фо­рах встре­ча­ет­ся изоб­ра­жение Бо­жи­ей Ма­тери или свя­тых).

Во вре­мя Бо­жест­вен­ной Ли­тур­гии из од­ной прос­фо­ры (аг­ничпой) осо­бым об­ра­зом вы­реза­ет­ся пря­мо­уголь­ная часть – Аг­нец, ко­торый впос­ледс­твии бу­дет пре­сущест­влен в Те­ло Хрис­то­во. Из дру­гих прос­фор, мень­ших по раз­ме­ру, изв­ле­ка­ют час­ти­цы в па­мять чле­нов Зем­ной и Не­бес­ной Церк­ви; эти час­ти­цы в кон­це ли­тур­гии опус­ка­ют­ся в Кровь Хрис­то­ву. Ма­лые прос­фо­ры по­ложе­ны тем, кто по­давал в ал­тарь по­миналь­ные за­пис­ки.

Об­ре­зан­ные час­ти аг­ничной прос­фо­ры на­зыва­ют­ся ан­ти­дором («вмес­то да­ра» – греч.). По Ус­та­ву, их вку­ша­ют лю­ди, не при­чащав­ши­еся Свя­тых Тайн. Обыч­но же ан­ти­дор дос­та­ет­ся слу­жите­лям ал­та­ря.

Ар­тос («квас­ной хлеб» – греч.) – хлеб, ос­вя­ща­емый в Пас­халь­ную ночь. Во всю Свет­лую Сед­ми­цу ар­тос сим­вол Воск­ре­сения Хрис­та – пре­быва­ют на ана­лое нап­ро­тив Царс­ких врат ал­та­ря и ежед­невно из­но­сит­ся на пас­халь­ные крест­ные хо­ды. В Свет­лую Суб­бо­ту его с осо­бой мо­лит­вой разд­роб­ля­ют и раз­да­ют бо­гомоль­цам. На­род­ное бла­гочес­тие ус­во­ило ар­то­су и кре­щенс­кой свя­той во­де зна­чение по­силь­ной за­мены Свя­тых Да­ров для уми­ра­ющих, не мо­гущих при­час­тить­ся.

И прос­фо­ры, и ар­тос, и ан­ти­дор по­лага­ет­ся есть на­тощак, с мо­лит­вой. Хра­нить ос­вя­щен­ный хлеб на­до в чис­той по­суде от­дель­но от про­чих про­дук­тов. По тра­диции ар­тос де­лят на мел­кие час­ти и пот­ребля­ют в те­чение го­да, от Пас­хи к Пас­хе..

Еще один вид ос­вя­щен­но­го хле­ба – тот, ко­торый раз­да­ет­ся мо­лящим­ся за все­нощ­ным бде­ни­ем на­кану­не боль­ших празд­ни­ков. Ра­нее ве­чер­ние бо­гос­лу­жения дли­лись до­воль­но дол­го, и для подк­реп­ле­ния сил хрис­ти­ане вку­шали хлеб. Сей­час, хо­тя про­дол­жи­тель­ность служб сок­ра­тилась, этот обы­чай ос­тался.

Мо­лит­ва при вку­шении прос­фо­ры и свя­той во­ды

Гос­по­ди Бо­же мой, да бу­дет дар Твой свя­тый: прос­фо­ра и свя­тая Твоя во­да во ос­тавле­ние гре­хов мо­их, в прос­ве­щение ума мо­его, во ук­репле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных сил мо­их, в по­коре­ние страс­тей и не­мощей мо­их по бесп­ре­дель­но­му ми­лосер­дию Тво­ему, мо­лит­ва­ми Пре­чис­тыя Тво­ея Ма­тере и всех свя­тых Тво­их. Аминь.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.