Покровско-Всехсвятский храм

Покровский храм был одним из 18 церквей, построенных до революции в городе Верном.

Как готовиться ко Святому Причащению

К та­инс­тву Свя­того При­чаще­ния не­об­хо­димо се­бя под­го­товить мо­лит­вой, пос­том, хрис­ти­анс­ки сми­рен­ным по­веде­ни­ем и наст­ро­ением, а так­же ис­по­ведью.

Мо­лит­ва до­маш­няя и цер­ковная . Же­ла­ющий дос­той­но при­час­тить­ся Свя­тых Хрис­то­вых Тайн дол­жен по край­ней ме­ре за 2-3 дня мо­лит­венно под­го­товить се­бя к это­му: боль­ше и усерд­нее мо­лить­ся до­ма ут­ром и ве­чером, по­сещать цер­ковные бо­гос­лу­жения. Пе­ред днем При­чаще­ния на­до обя­затель­но быть на ве­чер­ней служ­бе. До­ма про­честь ка­ноны: по­ка­ян­ный Гос­по­ду Иису­су Хрис­ту, мо­леб­ный ко Прес­вя­той Бо­горо­дице, Ан­ге­лу хра­ните­лю, а так­же Пос­ле­дова­ние ко Свя­тому При­чаще­нию.


Пост . С мо­лит­вой со­еди­ня­ет­ся воз­держа­ние от ско­ром­ной пи­щи – мя­са, яиц, мо­лока и мо­лоч­ных про­дук­тов, при стро­гом пос­те – и от ры­бы. В ос­таль­ной пи­ще на­до соб­лю­дать уме­рен­ность.

Ис­по­ведь . Же­ла­ющий при­час­тить­ся дол­жен, луч­ше все­го на­кану­не, до или пос­ле ве­чер­не­го бо­гос­лу­жения, при­нес­ти иск­рен­нее рас­ка­яние в сво­их гре­хах пе­ред свя­щен­ни­ком, чис­то­сер­дечно раск­ры­вая свою ду­шу и не ута­ивая ни од­но­го гре­ха. Пе­ред ис­по­ведью нуж­но неп­ре­мен­но при­мирить­ся как со сво­ими обид­чи­ками, так и с те­ми, ко­го оби­дел сам, сми­рен­но исп­ро­сить у всех про­щения. На ис­по­веди луч­ше не до­жидать­ся воп­ро­сов свя­щен­ни­ка, а выс­ка­зывать ему все, что есть на со­вес­ти, ни в чем се­бя не оп­равды­вая и не пе­рела­гая ви­ну на дру­гих. Ни в ко­ем слу­чае нель­зя на ис­по­веди осуж­дать ко­го-ли­бо, или расс­ка­зывать о чу­жих гре­хах.

Ес­ли нет воз­можнос­ти ис­по­ведать­ся ве­чером, нуж­но сде­лать это до на­чала ли­тур­гии, в край­нем слу­чае – до Хе­рувимс­кой пес­ни. Без ис­по­веди ник­то, кро­ме мла­ден­цев до 7 лет, не мо­жет быть до­пущен ко Свя­тому При­чаще­нию.

Есть доб­рый обы­чай – пос­ле ис­по­веди и до Свя­того При­чаще­ния не есть, не пить и не ку­рить. Бе­зус­ловно это зап­ре­ща­ет­ся пос­ле по­луно­чи. К При­час­тию нуж­но при­ходить стро­го на­тощак. К воз­держа­нию от пи­щи и пи­тия пе­ред Свя­тым При­чаще­ни­ем на­до при­учать и де­тей.

Сколь­ко раз в го­ду при­чащать­ся 


Ес­ли не бу­дете есть Пло­ти Сы­на Че­лове­чес­ко­го и пить Кро­ви Его, то не бу­дете иметь в се­бе жиз­ни (Ин. 6, 53). Цер­ковь не да­ет на этот воп­рос од­нознач­но­го от­ве­та. Хрис­ти­ане пер­вых ве­ков ста­рались прис­ту­пать ко Свя­той Ча­ше ежед­невно. Свя­той Ва­силий Ве­ликий в од­ном из сво­их пос­ла­ний пред­пи­сывал при­чащать­ся че­тыре ра­за в не­делю, а Иоанн Зла­то­уст на­зывал ук­ло­нение от свя­того При­чаще­ния «де­лом ди­аво­ла».

Со вре­менем нор­мы бла­гочес­тия ме­нялись, и да­леко не всег­да в луч­шую сто­рону. В XIX ве­ке мно­гие русс­кие хрис­ти­ане счи­тали При­час­тие предс­мер­тным на­путс­тви­ем (из­вест­но, что ког­да тя­жело­боль­но­му им­пе­рато­ру Алек­санд­ру Пер­во­му близ­кие пред­ло­жили при­час­тить­ся, он от­ве­тил: «Не­уже­ли я нас­толь­ко плох?»). Пос­ле русс­кой Гол­го­фы ХХ-го ве­ка сре­ди хрис­ти­ан воз­ро­дилось стрем­ле­ние при­чащать­ся час­то.

Че­лове­ку, зна­юще­му Еван­ге­лие, не на­до объяс­нять, как ве­лика Свя­тыня Те­ла и Кро­ви Хрис­та, по­чему без При­час­тия не­воз­можно Унас­ле­довать жизнь веч­ную (об этом го­ворил Сам Гос­подь в бе­седе в иуде­ями, Еван­ге­лие от Иоан­на, гла­ва 6). Но пра­вос­лавные зна­ют и то, что к Ча­ше на­до прис­ту­пать пос­ле тща­тель­ной под­го­тов­ки го­вения, име­ющей целью очис­тить ду­шу. По­это­му мно­гие ве­ру­ющие при­чаща­ют­ся ред­ко, так как не мо­гут най­ти сил и вре­мени для дли­тель­но­го го­вения, ко­торое тем са­мым прев­ра­ща­ет­ся в са­моцель.

«Ник­то­же дос­то­ин от свя­зав­шихся плотс­ки­ми по­хоть­ми и страсть­ми прис­ту­пити, или приб­ли­жити­ся, или слу­жити Те­бе, Ца­рю Сла­вы», – го­ворить­ся в тай­но­совер­ши­тель­ной мо­лит­ве Ли­тур­гии Иоан­на Зла­то­ус­та. Сколь­ко бы че­ловек ни го­товил­ся, все рав­но по-нас­то­яще­му он не бу­дет дос­то­ин Бо­жест­вен­ных Тайн. (Из ска­зан­но­го не сле­ду­ет, что го­веть не нуж­но вов­се, прос­то нель­зя са­мос­то­ятель­но ре­шать воп­рос: мо­гу ли я се­год­ня прис­ту­пить к При­час­тию?)

Цер­ковь пре­дос­тавля­ет ре­шать воп­рос о час­то­те При­чаще­ния свя­щен­ни­кам, ду­хов­ни­кам. Имен­но с ду­хов­ным от­цом и на­до сог­ла­совать, как час­то при­чащать­ся, как дол­го и как стро­го го­веть пе­ред этим. Раз­ные свя­щен­ни­ки бла­гос­ловля­ют по-раз­но­му, но каж­до­му по ме­ре его сил.

Во вся­ком слу­чае, ес­ли че­ловек ис­по­веду­ет Пра­вос­ла­вие, он дол­жен при­чащать­ся хо­тя бы пять раз в го­ду по ра­зу во все мно­год­невные пос­ты, а так­же в день те­зо­име­нитс­тва (име­нин). Ес­ли по мес­ту жи­тель­ства нет хра­ма, то нуж­но во что бы то ни ста­ло изыс­кать воз­можность при­час­тить­ся раз в го­ду, не ре­же – ина­че мож­но от­пасть от Церк­ви.

Лю­дям, стре­мящим­ся во­цер­ко­вить свою жизнь, мно­гие сов­ре­мен­ные пас­ты­ри ре­комен­ду­ют при­чащать­ся от од­но­го до двух раз в ме­сяц. Иног­да ба­тюш­ки бла­гос­ловля­ют и бо­лее час­тое При­чаще­ние, но это ско­рее иск­лю­чение, чем пра­вило.

Ко­неч­но, при­чащать­ся нель­зя для «га­лоч­ки», ра­ди ис­полне­ния оп­ре­делен­ных ко­личест­вен­ных норм. Та­инс­тво Ев­ха­рис­тии долж­но стать для пра­вос­лавно­го хрис­ти­ани­на пот­ребностью ду­ши, без осу­щест­вле­ния ко­торой нель­зя про­жить. Глав­ное – не са­моволь­ни­чать.

 У Свя­той Ча­ши 


Эта ис­то­рия про­изош­ла не так дав­но в од­ном из хра­мов Пе­тер­бурга. За Бо­жест­вен­ной ли­тур­ги­ей в воск­ре­сенье, во вре­мя при­чаще­ния ми­рян, вни­мание мо­лящих­ся прив­лек не­боль­шой свет­ло­воло­сый маль­чу­ган, сто­яв­ший вбли­зи ал­та­ря. Он вни­матель­но смот­рел на при­част­ни­ков и вре­мя от вре­мени за­ливал­ся звон­ким детс­ким сме­хом. Его одер­ги­вали, пы­тались уре­зонить, но тщет­но. С окон­ча­ни­ем при­чаще­ния прек­ра­тилось и не­обыч­ное по­веде­ние маль­чи­ка.

Удив­ленные до край­нос­ти ро­дите­ли ста­ли расс­пра­шивать, по­чему он сме­ял­ся, и вот что ус­лы­шали в от­вет.

«Ког­да я смот­рел на лю­дей, под­хо­дящих к Ча­ше, то вдруг уви­дел, как к не­кото­рым под­ле­та­ет бе­лый го­лубь. Толь­ко дя­дя или те­тя отк­ро­ет рот, что­бы прог­ло­тить Да­ры, как го­лубь скле­выва­ет Их с ло­жеч­ки и уле­та­ет. Они это­го го­лубя не ви­дят, зак­ры­ва­ют рот и от­хо­дят, ду­мая, что при­час­ти­лись, а на са­мом де­ле толь­ко пус­тую ло­жеч­ку по­дер­жа­ли. Мне от это­го ста­ло очень смеш­но».

Не­веру­юще­му че­лове­ку этот расс­каз ре­бен­ка мо­жет по­казать­ся вы­дум­кой, но пра­вос­лавное серд­це не мо­жет не сод­рогнуть­ся от тре­пета, уяс­нив смысл ви­дения, пос­ланно­го Бо­гом ре­бен­ку. В са­мом де­ле, не страш­но ли осоз­нать, что Гос­подь мно­гих из нас не до­пус­ка­ет до при­чаще­ния, по­тому что в не­дос­той­ном, не­под­го­тов­ленном сос­то­янии под­хо­дим мы ко Свя­той Ча­ше.

«Яду­щий и пи­ющий не­дос­той­но суд се­бе яст и пи­ет»( 1 Кор. 11, 29) – вра­зум­ля­ет нас апос­тол Па­вел. Ус­та­вом из­давна оп­ре­деле­ны тре­бова­ния, ис­полне­ние ко­торых по­мога­ет при­част­ни­кам дос­той­но при­нять Свя­тые Да­ры. Это и пост от 1 до 7 дней, и воз­держа­ние от суп­ру­жес­кой бли­зос­ти на это вре­мя и чте­ние мно­гих мо­литв, и по­сеще­ние бо­гос­лу­жений – каж­до­му в ме­ру сил и его ду­хов­но­го опы­та. Обя­затель­но ис­по­ведать­ся пе­ред При­час­ти­ем.

Но вот все ис­полне­но. За­кан­чи­ва­ет­ся ли­тур­гия, и при­част­ник го­тов со­еди­нить­ся со Хрис­том. От­верза­ют­ся Царс­кие вра­та.

«Со стра­хом Бо­жи­им и ве­рою прис­ту­пите…»– про­возг­ла­ша­ет ди­акон. Ве­ра и страх Бо­жий – вот что долж­но за­печат­леть­ся в серд­це каж­до­го, под­хо­дяще­го к Ча­ше. Здесь не мес­то раз­го­ворам и су­ете. А на прак­ти­ке…

Ко­му из нас не при­ходи­лось быть сви­дете­лем дав­ки пе­ред Свя­той Ча­шей! Лю­ди от­талки­ва­ют дру­гих, ста­ра­ют­ся как мож­но рань­ше дос­тигнуть Свя­тых Да­ров, не вни­ма­ют уве­щева­ни­ям свя­щен­ни­ка. А ведь не­дос­той­ным по­веде­ни­ем пе­ред Ча­шей мож­но во мгно­вение ока пе­речерк­нуть весь кро­пот­ли­вый труд го­вения. Тог­да и нас не­види­мый го­лубь не до­пус­тит до Свя­тых Да­ров, и не жизнь веч­ную об­ре­тем в та­инс­тве, а осуж­де­ние и Бо­жию ка­ру.

Что­бы это­го не слу­чилось, каж­до­му при­част­ни­ку нуж­но хо­рошо знать и ис­полнять пра­вила под­хо­да к Свя­той Ча­ше, ко­торые ус­та­нови­ла Цер­ковь. Вот они:

– Пе­ред Ча­шей на­до сде­лать зем­ной пок­лон. Ес­ли при­част­ни­ков мно­го, то, что­бы не ме­шать ок­ру­жа­ющим, пок­ло­нить­ся нуж­но за­ранее;

– Ког­да от­верза­ют­ся Царс­кие вра­та, на­до пе­рек­рестить­ся и сло­жить ру­ки крес­то­об­разно на гру­ди, пра­вую ру­ку по­верх ле­вой, и с та­ким сло­жени­ем рук при­чащать­ся; от­хо­дить от Ча­ши нуж­но, не раз­ни­мая рук;

– Под­хо­дить на­до с пра­вой сто­роны хра­ма, а ле­вую ос­тавлять сво­бод­ной;

– Пер­вы­ми при­чаща­ют­ся слу­жите­ли ал­та­ря, за­тем мо­нахи, де­ти и толь­ко по­том все ос­таль­ные. Нуж­но ус­ту­пать ближ­ним до­рогу, ни в ко­ем слу­чае не тол­кать­ся;

– Жен­щи­нам пе­ред При­час­ти­ем нуж­но сте­реть губ­ную по­маду;

– По­дой­дя к Ча­ше, гром­ко и от­четли­во наз­вать свое имя. При­нять Свя­тые Да­ры, раз­же­вать (ес­ли это не­об­хо­димо) и не­мед­ленно прог­ло­тить, а ниж­ний край Ча­ши об­ло­бызать как реб­ро Хрис­то­во;

– Нель­зя тро­гать Ча­шу ру­ками и це­ловать ру­ку свя­щен­ни­ка;

– У Ча­ши крес­тить­ся зап­ре­щено! Под­ни­мая ру­ку для крест­но­го зна­мения, мож­но слу­чай­но толк­нуть свя­щен­ни­ка и раз­лить Свя­тые Да­ры;

– Отой­дя к сто­лику с за­пив­кой, на­до съесть ан­ти­дор и вы­пить теп­ло­ту. Толь­ко пос­ле это­го мож­но прик­ла­дывать­ся к ико­нам и раз­го­вари­вать;

– Ес­ли Свя­тые Да­ры пре­пода­ют из нес­коль­ких Чаш, при­нимать Их мож­но толь­ко из од­ной. При­час­тить­ся дваж­ды в день – страш­ный грех;

– В день При­час­тия не при­нято вста­вать на ко­лени, за иск­лю­чени­ем пок­ло­нов пе­ред Пла­щани­цей Хрис­то­вой в Ве­ликую Суб­бо­ту и ко­леноп­реклон­ных мо­литв в день Свя­той Тро­ицы;

– При­дя до­мой, сле­ду­ет преж­де все­го про­читать бла­годарс­твен­ные мо­лит­вы по Свя­том При­чаще­нии, ес­ли их чи­та­ют в хра­ме по окон­ча­нии служ­бы, на­до прос­лу­шать мо­лит­вы там.

Copyright © 2013 - 2018 . PAW.