Когда вы делаете доброе дело, скрывайте его. Даете ли милостыню, сказываете ли кому-нибудь благодеяние – не надо трубить перед собой.

Протрубил – потерял. У тебя что-то хорошее получилось? Ты испытал благодатные чувства перед иконой или мощами? Благодари Бога. Но зачем ты выносишь это из тайников своего сердца и начинаешь звенеть во всеуслышание? Ты же теряешь все, что приобрел.

Это была тайна между тобой и Господом. Он именно тебе подал эти благодатные чувства, другому ты их не передашь. Не поймет тебя человек, а то еще и посмеется за глаза. Поэтому возьмите себе за правило: получилось что-то хорошее сделать, соприкоснулись с чем-то благодатным – молчите.

Другое дело, когда что-то необходимо открыть во спасение человеку. И то, как святые отцы пишут, нужно быть осторожным и говорить в третьем лице. Не говорите: «А вот у меня было в жизни так-то и так-то», а скажите: «У моего знакомого произошло то-то, и он из этого состояния вышел так-то».

В третьем лице, осторожно. Почему? Чтобы и самому не возгордиться, я не набиваться в непрошеные учителя, но при этом помочь человеку удержаться от падения, жизненного или духовного. Приступать к врачеванию чужой души следует с благоразумием и осторожностью.

А мы как делаем? Мы начинаем учительствовать, назидать, а человек смотрит на нас, на наши дела и нашу жизнь и думает: «Сам бы лучше исполнял то, что мне говорит». II не воспринимает спасительное слово, которое Господь хотел вложить ему в сердце.

Пусть дела ваши знает мама или папа, муж али жена, пускай отчасти знают ваши дети – кто-то самый-самый близкий, кому можно доверить то драгоценное, чем полна твоя душа. Но не надо, не разбазаривайте сокровища направо и налево, потому что потеряете его, вызовете зависть и сами через это преткнетесь.

1

Милостыня, угодная Богу

Премудрый Соломон говорит: «Иногда бывают пути прямые в очах человека, а оканчиваются они в преисподней». Нам может иногда казаться, что наши мотивы правильны, богоугодны, спасительны, а результат их может быть совсем другим.

Милостыня – это одна из величайших христианских добродетелей. И не случайно многие святые отцы Церкви называют милосердие царицей добродетелей. Этому очень большое место в своих трудах посвятил святитель Иоанн Златоуст, призывая людей к милосердию.

Но милосердие тоже нужно творить с рассуждением. Вот, например, человек всё имеет, дом у него полная чаша. А самые близкие люди, может быть даже родная мама или отец нуждаются, но стесняются попросить своего сына или свою дочь. Они испытывают нужду, но стараются своего близкого не беспокоить. И такой человек, вроде бы имеющий даже возможность помочь, спокойно раздает свои средства другим людям, а нужду своих самых родных не замечает. Поэтому действительно у Бога нужно просить вразумления и стараться быть более внимательным и рассудительным, посмотреть не испытывают ли твои близкие и родные действительную нужду. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Тот, кто не печется о своих, особенно о домашних, то есть, принадлежащих к его роду, хуже неверного». И одна из пословиц нашего благочестивого христианского народа говорит: «Не смотри в ряду, а посмотри в роду». Может быть, из твоих родных и близких нуждается, прояви к ним внимание.

Но бывает и совершенно противоположная ситуация. Человек всё имеет, имеет возможность поделиться, но помогает только своим родным и близким, которые и не нуждаются ни в чем. У такого человека подлинно нуждающиеся посторонние люди не могут ничего попросить.

Поэтому если мы хотим, чтобы наша добродетель была угодна Богу, чтобы наша добродетель, наши дела действительно приближали нас к Нему, то нужно стараться ко всему подходить с рассуждением.

Милостыня помогает человеку бороться со страстями

Есть очень назидательный пример из древнего Патерика. К преподобному авве Пимену Великому пришел пресвитер Тимофей и говорит, что в Александрии живет женщина блудница, которая ведет распутную жизнь, но много дает милостыни. Богомудрый старец, преподобный Пимен говорит: «Она не будет пребывать в блуде». Через несколько дней приходит пожилая мама пресвитера Тимофея и вновь напоминает старцу об этой женщине. Женщина ещё больше предается блудодеянию, но ещё больше расточает милостыню. И опять преподобный Пимен сказал: «Она не пребудет в этом пороке». Третий раз приходит мама пресвитера Тимофея и вместе с ним говорит, что когда она шла в пустыню, то та женщина блудница просила взять её с собой, чтобы попросить святых молитв старца Пимена. Тогда старец велел пресвитеру Тимофею, одному из своих учеников пойти встретиться с этой женщиной и поговорить. Тимофей поговорил с ней и его простые слова, призывы к покаянию полностью перевернули её сердце. Она ушла в пустыню, раздала, всё, что имела и закончила свою жизнь подвижнически в одном из монастырей.

Святитель Иоанн Златоуст писал, что именно добродетель милосердия очень помогает людям в борьбе с плотской страстью, и не только с плотской.

Милосердие приближает душу к Богу. Будем стараться упражняться в этой добродетели, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь.

 

Семья и вера