Покаяние

Что де­лать то­му, ко­го му­ча­ет со­весть? Как быть, ког­да то­мит­ся ду­ша?

Пра­вос­лавная Цер­ковь от­ве­ча­ет: при­нес­ти по­ка­яние. По­ка­яние – это об­ли­чение сво­его гре­ха, это ре­шимость не пов­то­рять его в даль­ней­шем.

Мы гре­шим про­тив Бо­га, про­тив ближ­не­го и про­тив са­мих се­бя. Гре­шим де­лами, сло­вами и да­же мыс­ля­ми. Гре­шим по на­уще­нию дьяво­ла, под вли­янием ок­ру­жа­юще­го ми­ра и по собс­твен­но­му зло­му про­из­во­лению. «Нет че­лове­ка, ко­торый по­живет на зем­ле и не сог­ре­шит», го­ворит­ся в за­упо­кой­ной мо­лит­ве. Но нет и та­кого гре­ха, ко­торый не про­ща­ет­ся Бо­гом при на­шем по­ка­янии. Ра­ди спа­сения греш­ни­ков Бог стал че­лове­ком, был рас­пят и воск­рес из мерт­вых. Свя­тые от­цы срав­ни­ва­ют ми­лосер­дие Бо­жие с мо­рем, по­гаша­ющим са­мое силь­ное пла­мя людс­ких без­за­коний.

Ежед­невно в пра­вос­лавных хра­мах со­вер­ша­ет­ся ис­по­ведь. Яв­но ее при­нима­ет свя­щен­ник, а не­види­мо – Сам Гос­подь, дав­ший пас­ты­рям Церк­ви от­пускать гре­хи. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хрис­тос, бла­года­тию и щед­ро­тами Сво­его че­лове­колю­бия, да прос­тит те­бе вся прег­ре­шения твоя, и я, не­дос­той­ный иерей, властью Его, мне дан­ною, про­щаю и раз­ре­шаю те­бя от всех гре­хов тво­их», – сви­детель­ству­ет ба­тюш­ка.

На ис­по­веди не на­до оп­равды­вать­ся, жа­ловать­ся на обс­то­ятель­ства жиз­ни, мас­ки­ровать гре­хи расп­лыв­ча­тыми фра­зами на­подо­бие «гре­шен про­тив шес­той за­пове­ди», вес­ти раз­го­воры на пос­то­рон­ние те­мы. Нуж­но не сты­дясь (стыд­но гре­шить, а не ка­ять­ся!) расс­ка­зать все, в чем об­ли­ча­ет со­весть и Еван­ге­лие. Ни в ко­ем слу­чае нель­зя ни­чего скры­вать: грех мож­но ута­ить от свя­щен­ни­ка, но не от Все­веду­щего Бо­га.

Цер­ковь от­но­сит к тя­желым, «смерт­ным» гре­хам: убий­ства; абор­ты; по­бои; суп­ру­жес­кие из­ме­ны; блуд и плотс­кие изв­ра­щения; кра­жи; бо­гохуль­ства; ко­щунс­тво; не­нависть к ближ­не­му, до­ходя­щую до прок­ля­тия в его ад­рес; кол­довс­тво и га­дание; об­ра­щение за по­мощью к экс­тра­сен­сам, «це­лите­лям» и аст­ро­логам; пьянс­тво; ку­рение; нар­ко­манию.

Но и ме­нее тяж­кие гре­хи вре­дят че­лове­ку, слу­жат прег­ра­дой на пу­ти в Царс­тво Не­бес­ное. «Бе­зобид­ные» ложь или сквер­носло­вие мо­гут отп­ра­вить в ад!

Ес­ли, ис­по­веду­ясь в чем-ли­бо, мы твер­до на­мере­ны пов­то­рять этот грех, – по­ка­яние не име­ет смыс­ла. Нель­зя прис­ту­пать к та­инс­тву в сос­то­янии ссо­ры или за­тяж­ной неп­ри­мирен­ности с ближ­ним, по сло­ву Хрис­та: «Ес­ли ты при­несешь дар твой к жерт­вен­ни­ку и там вспом­нишь, что брат твой име­ет что-ни­будь про­тив те­бя, ос­тавь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пой­ди, преж­де при­мирись с бра­том тво­им»(Мф. 5, 24). Ес­ли этот че­ловек уже умер, на­до го­рячо по­молить­ся о упо­ко­ении его ду­ши.

В не­кото­рых слу­ча­ях свя­щен­ник наз­на­ча­ет ка­юще­муся епи­тимию – сво­его ро­да ду­хов­ное ле­карс­тво, нап­равлен­ное на ис­ко­рене­ние по­рока. Это мо­гут быть пок­ло­ны, чте­ние ка­нонов или ака­фис­тов, уси­лен­ный пост, па­лом­ни­чест­во ко свя­тому мес­ту – в за­виси­мос­ти от сил и воз­можнос­тей ка­юще­гося. Епи­тимию над­ле­жит вы­пол­нять не­укос­ни­тель­но, и от­ме­нить ее мо­жет толь­ко тот свя­щен­ник, ко­торый ее на­ложил.


От­ветс­твен­но­еть за свои гре­хи че­ловек не­сет с се­милет­не­го воз­раста. Тот, кто крес­тился взрос­лым, не име­ет нуж­ды в по­ка­янии за пе­ри­од жиз­ни до Кре­щения.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.