Оглашенные

«По­моли­тесь, ог­ла­шен­ные, Гос­по­ду», – каж­дый день за Бо­жест­вен­ной ли­тур­ги­ей про­из­но­сит ди­акон, а пос­ле этой со­бор­ной мо­лит­вы – ек­те­ний – го­ворит: – «Ог­ла­шен­ные, изы­дите!» Че­лове­ку, ис­кусно­му в сло­вес­ности, этот возг­лас мо­жет ре­зануть слух; ведь сло­варь русс­ко­го язы­ка С.И.Оже­гова да­ет по­нятию «ог­ла­шен­ный» тол­ко­вание «ве­дущий се­бя бес­толко­во, шум­но, су­масб­род­но». Раз­ве мес­то та­ким в хра­ме?

Да, лю­бопыт­ные пе­реме­ны пре­тер­пе­ва­ет по­рой зна­чение не­кото­рых слов. В цер­ковнос­ла­вянс­кой фи­лоло­гии гла­гол «ог­ла­шать» зна­чил «изуст­но нас­тавлять в пер­во­началь­ных ис­ти­нах ве­ры», а при­лага­тель­ное «ог­ла­шен­ный» име­ло смысл «же­ла­ющий при­нять Свя­тое Кре­щение и уча­щий­ся хрис­ти­анс­ким дог­ма­там». Ви­димо, не­кото­рые их этих лю­дей ос­та­вили сво­еоб­разный след в ис­то­рии, что и при­вело к по­яв­ле­нию но­вого смыс­ла сло­ва…

В древ­ней Церк­ви крес­ти­ли не всех под­ряд. Же­ла­ющий прис­ту­пить к ку­пели Кре­щения дол­жен был яс­но се­бе предс­тав­лять со­дер­жа­ние хрис­ти­анс­кой ве­ры, что­бы от все­го серд­ца на воп­рос: «Ве­ру­ешь ли Хрис­ту?» дать от­вет: «Ве­рую Ему, как ца­рю и Бо­гу!» По­это­му те, кто ли­шил­ся хрис­ти­анс­ко­го вос­пи­тания, а так­же об­ра­ща­емые от иуде­ев и языч­ни­ков на­уча­лись дог­ма­там ве­ры от епис­ко­пов, прес­ви­теров и ка­техи­зато­ров. Ог­ла­шение дли­лось дол­го, иног­да нес­коль­ко лет. В те­чение это­го вре­мени ог­ла­шен­ные не име­ли пра­ва при­сутс­тво­вать на серд­це­вине бо­гос­лу­жения – Та­инс­тве Ев­ха­рис­тии – вмес­те в вер­ны­ми хрис­ти­ана­ми. Что­бы не ли­шить их сов­сем об­ще­ния с Цер­ковью, твор­цы бо­гос­лу­жеб­ных чи­нов све­ли в пер­вую часть ли­тур­гии пес­но­пения по­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра и чте­ние Свя­щен­но­го Пи­сания, и наз­ва­ли ее «ли­тур­гия ог­ла­шен­ных».

Но ког­да вре­мя бо­гос­лу­жеб­но­го на­зида­ния ис­те­ка­ет, и нас­ту­па­ет свя­щен­ный и страш­ный мо­мент еди­нения с Бо­гом, лю­ди с не­омы­той во­дами Кре­щения ду­шой не долж­ны стать его сви­дете­лями. По­это­му ди­акон сна­чала про­из­но­сит ек­те­нию об ог­ла­шен­ных, а за­тем по­буж­да­ет их уда­лить­ся. В пер­вые ве­ка хрис­ти­анс­тва сло­вами не ог­ра­ничи­вались, а про­ходи­ли по хра­му с расс­мот­ре­ни­ем, не ос­тался ли кто из нек­ре­щеных.

Сей­час по­ряд­ки из­ме­нились. Сви­дете­лями Бо­жи­их Тайн ста­новят­ся все же­ла­ющие, да­же те, кто заг­ля­нул в цер­ковь из празд­но­го лю­бопытс­тва. Дав­но ут­ра­чен и сам инс­ти­тут ог­ла­шения, хо­тя мно­гие свя­щен­нослу­жите­ли чувс­тву­ют пот­ребность его воз­ро­дить. По­чему же сох­ра­нил­ся этот возг­лас ди­ако­на и мо­лит­ва Церк­ви об ог­ла­шен­ных?

До­рево­люци­он­ная «Нас­толь­ная кни­га свя­щен­нослу­жите­ля» го­ворит: «В раз­ных мес­тах зем­но­го ша­ра мно­го ино­вер­цев об­ра­ща­ет­ся к Пра­вос­лавной Церк­ви, пе­рехо­дят в Пра­вос­ла­вие и мно­гие из инос­лавных хрис­ти­ан; на­ша же Цер­ковь за­ботит­ся о всех сво­их ча­дах, где бы они ни бы­ли, и мо­лит­венно хо­датай­ству­ет пред Прос­ве­тите­лем душ и те­лес о всех ог­ла­шен­ных, нев­зи­рая на то, что они мо­гут быть от­де­лены гро­мад­ны­ми прост­ранс­тва­ми; кро­ме то­го, ог­ла­шен­ны­ми яв­ля­ют­ся де­ти, по­лучив­шие пра­вос­лавное имя че­рез чин на­рече­ния мла­ден­ца, но еще не кре­щеные… В ви­ду все­го это­го мо­лит­вы об ог­ла­шен­ных ни­ког­да не ут­ра­тят сво­ей си­лы и зна­чения и бу­дут ос­та­вать­ся в чи­не ли­тур­гии, по­ка бу­дет су­щест­во­вать на зем­ле Цер­ковь Хрис­то­ва».

Что же ка­са­ет­ся вы­хода из хра­ма – здесь не сто­ит смот­реть на по­веде­ние со­седей, а каж­до­му нек­ре­щено­му че­лове­ку на­до ус­во­ить лич­но для се­бя: по­ка еще я не имею пра­ва участ­во­вать в Ев­ха­рис­тии, а зна­чит, дол­жен уй­ти.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.