Пассия

Crucifixion icon orthodox cathedral vilnius

Пассия

Са­мая позд­няя по вре­мени воз­никно­вения пра­вос­лавная служ­ба – пас­сия (греч. «стра­дание») – бы­ла сос­тавле­на в се­реди­не xvii ве­ка мит­ро­поли­том Ки­евс­ким Пет­ром (Мо­гилой), соз­да­телем мно­гих ли­тур­ги­чес­ких форм. Пер­во­началь­но пас­сии бы­ли расп­рос­тра­нены в юж­ных об­ластях Рос­сии, но к xx ве­ку их ста­ли со­вер­шать пов­се­мест­но.

Пос­ле­дова­ние пас­сии бы­ва­ет 4 ра­за в год (по чис­лу еван­ге­лис­тов): во вто­рое, третье, чет­вертое и пя­тое воск­ре­сенья Ве­лико­го Пос­та, по ве­черам. Как яс­но из наз­ва­ния, на этих служ­бах вос­по­мина­ют­ся спа­ситель­ные стра­дания Гос­по­да Иису­са Хрис­та. За каж­дой пас­си­ей про­читы­ва­ют­ся еван­гель­ские по­вест­во­вания об этом: на пер­вой –26 и 27 гла­вы от Мат­фея, на вто­рой – 14и 15 от Мар­ка, на третьей –22 и 23 от Лу­ки, на чет­вертой 18 и 19 от Иоан­на. По тра­диции во вре­мя чте­ния Еван­ге­лия мо­лящи­еся сто­ят с заж­женны­ми све­чами в ру­ках.

Кро­ме то­го, на пас­сии мы слы­шим не­кото­рые тро­гатель­ные пес­но­пения из бо­гос­лу­жения Ве­ликой Пят­ни­цы – дня те­лес­ной смер­ти Гос­по­да. Так, ис­полня­ет­ся сти­хира «При­иди­те, уб­ла­жим Иоси­фа прис­но­памят­но­го», ко­торую по­ют во вре­мя це­лова­ния Пла­щани­цы Хрис­то­вой; пе­ред чте­ни­ем Еван­ге­лия зву­чит про­кимен «Раз­де­лиша ри­зы Моя се­бе, и о одеж­ди Мо­ей ме­таша жре­бий…»Эти и дру­гие мо­лит­вы воз­но­сят нас на Гол­го­фу, вновь и вновь на­поми­ная о ко­неч­ной це­ли Пос­та – со­рас­пя­тии со Хрис­том.

На пас­сии неп­ре­мен­но про­из­но­сит­ся про­поведь с по­уче­ни­ем об Ис­купле­нии. Ран­ний чин этой служ­бы не пре­дус­матри­вал ка­ких-ли­бо час­тей, но на­род­ное бла­гочес­тие до­бави­ло к Еван­ге­лию и про­пове­ди еще и ака­фист – Крес­ту Хрис­то­ву или Страс­тям Гос­подним, ко­торые обыч­но по­ют­ся не толь­ко пев­чи­ми, но и все­ми бо­гомоль­ца­ми. Не уди­витель­но, что пас­сию так лю­бят русс­кие пра­вос­лавные хрис­ти­ане. Прав­да, в не­кото­рых кру­гах бы­ту­ет мне­ние, что пас­сия – по­рож­де­ние ка­толи­циз­ма. В ней ус­матри­ва­ют по­добие ка­толи­чес­ких месс Ба­ха для Страст­ной не­дели (из­вест­ные «Страс­ти по Мат­фею», «Страс­ти по Иоан­ну»). Это мне­ние не­ос­но­ватель­но. Нап­ро­тив, мит­ро­полит Петр сос­тавлял пос­ле­дова­ние в про­тиво­вес пыш­ным ка­толи­чес­ким бо­гос­лу­жени­ям, из-за ко­торых мно­гие при­вер­женцы внеш­не­го бла­голе­пия при­нима­ли унию. Дух пас­сии со­вер­шенно пра­вос­лавный: слу­чай­ное сходс­тво с ка­толи­чес­ки­ми служ­ба­ми по фор­ме раст­во­рено глу­бочай­шим ду­хов­но-нравс­твен­ным со­дер­жа­ни­ем.

 

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.