О посте

Пост – ас­ке­тичес­кая прак­ти­ка, сос­то­ящая в воз­держа­нии те­ла от пи­щи жи­вот­но­го про­ис­хожде­ния (так­же и от пе­рена­сыще­ния и ус­лажде­ния пост­ной пи­щей) и сла­дост­рас­тия, а ду­ши от злых по­мыс­лов, дел и слов; вре­мя су­губо­го по­ка­яния и трез­ве­ния.

Пост есть так­же средс­тво вы­яв­ле­ния страс­тей, и стя­жания доб­ро­дете­лей, в пер­вую оче­редь доб­ро­дете­ли воз­держа­ния.

Цель пос­тов: под­чи­нение те­ла ду­ху (восс­та­нов­ле­ние пра­виль­ной иерар­хии ду­ха и те­ла), ум­но­жение люб­ви, уси­ление вни­мания к сво­ей ду­хов­ной жиз­ни, вос­пи­тание во­ли, кон­цент­ра­ция сил в ду­хов­ной борь­бе.

Свя­той, пра­вед­ный Иоанн Кронш­тадт­ский: «Пос­тить­ся хрис­ти­ани­ну не­об­хо­димо для то­го, что­бы про­яс­нить ум и воз­бу­дить и раз­вить чувс­тво, и под­вигнуть к бла­гой де­ятель­нос­ти во­лю. Эти три спо­соб­ности че­лове­ка мы зат­ме­ва­ем и по­дав­ля­ем бо­лее все­го объяде­ни­ем, пи­янс­твом и за­бота­ми жи­тей­ски­ми (Лк.21:34), а чрез то от­па­да­ем от ис­точни­ка жиз­ни – Бо­га и нис­па­да­ем в тле­ние и су­ету, изв­ра­щая и оск­вер­няя в се­бе об­раз Бо­жий...»

Пост хо­рошо ока­зыва­ет или об­на­ружи­ва­ет все не­мощи на­шей ду­ши, все ее сла­бос­ти, не­дос­татки, гре­хи и страс­ти, как на­чина­ющая очи­щать­ся мут­ная, сто­ячая во­да ока­зыва­ет, ка­кие во­дят­ся в ней га­ды или ка­кого ка­чест­ва сор.

Хрис­ти­анс­кая жизнь не­мыс­ли­ма без под­ви­га. То есть без то­го уси­лия, ко­торое предп­ри­нима­ет вер­ный, ру­ково­димый и ук­репля­емый Свя­тым Ду­хом, что­бы из­ба­вить­ся от ига гре­ха и гос­подс­тва страс­тей, и что­бы са­мо­от­вержен­но сле­довать во­ле Гос­подней. Что­бы жить во Хрис­те и быть жи­вым чле­ном Его Те­ла, ко­торое есть Цер­ковь. В этом под­вижни­чес­ком уси­лии осо­бо зна­читель­ное мес­то за­нима­ет пост.

Еще у иуде­ев со­вер­шался пост, с мо­лит­вой и жерт­ва­ми (Суд. 20, 26). Про­рок Мо­исей пос­тился на го­ре Си­най­ской пе­ред при­няти­ем за­кона (Исх. 24, 18). Пос­тился Да­вид, ког­да уз­нал о смер­ти Са­ула (2 Цар. 1, 12). Ни­неви­тяне пос­ти­лись при про­пове­ди про­рока Ионы (Ион. 3, 5), ког­да уз­на­ли о бедс­тви­ях за гре­хи. И Гос­подь пос­тился 40 дней (Мф. 4, 2). Иудеи во вре­мя пос­та воз­держи­вались от пи­щи, об­ле­кались во вре­тище, сни­мали обувь, пеп­лом по­сыпа­ли гла­ву, хо­дили с не­пома­зан­ной гла­вой. Во вре­мя пле­на Ва­вилонс­ко­го пос­ти­лись в вос­по­мина­ние раз­ру­шения хра­ма, раз­ру­шения Иеру­сали­ма.

В пра­вос­лавной Церк­ви пос­ты по сво­ей про­дол­жи­тель­нос­ти бы­ва­ют мно­год­невные и од­ноднев­ные.

Мно­год­невные пос­ты сле­ду­ющие:

1. Ве­ликий пост, или свя­тая Че­тыре­десят­ни­ца, на­чина­ет­ся за семь не­дель до празд­ни­ка Пас­хи и сос­то­ит собс­твен­но из че­тыре­десят­ни­цы – в под­ра­жание 40-днев­но­му пос­ту Спа­сите­ля, и страст­ной сед­ми­цы – в вос­по­мина­ние пос­ледних дней зем­ной жиз­ни Его, стра­даний, смер­ти и пог­ре­бения Его.

2. Пет­ров или Апос­толь­ский пост ус­та­нов­лен в вос­по­мина­ние то­го, что св. апос­то­лы, по со­шест­вии на них Свя­того Ду­ха, с пос­том и мо­лит­вою рас­се­ялись из Иеру­сали­ма на про­поведь Еван­ге­лия (Де­ян. 13, 2); он про­дол­жа­ет­ся всег­да до дня празд­но­вания свя­тых апос­то­лов Пет­ра и Пав­ла 29 июня/12 июля. Так как на­чало это­го пос­та за­висит от празд­ни­ка Пас­хи, он бы­ва­ет то ко­роче, то про­дол­жи­тель­нее. При на­иболь­шей про­дол­жи­тель­нос­ти он об­ни­ма­ет шесть не­дель, при на­имень­шей – не­делю с днем. На­чало его вос­хо­дит к глу­бокой древ­ности.

3. Ус­пенс­кий пост ус­та­нов­лен в честь Бо­жи­ей Ма­тери, в под­ра­жание Ей, для вы­раже­ния люб­ви к Ней. Са­ма Ма­терь Бо­жия, го­товясь отой­ти в веч­ную жизнь, неп­рестан­но пос­ти­лась и мо­лилась. Пост сей про­дол­жа­ет­ся с 1/14 ав­густа по день Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­тери 15/28 ав­густа.

4. Рож­дест­вен­ский или Фи­лип­повс­кий пост (на­зыва­емый так, пос­коль­ку в за­говенье его, 14/27 но­яб­ря, празд­ну­ет­ся па­мять апос­то­ла Фи­лип­па). На­чина­ет­ся 15/28 но­яб­ря и про­дол­жа­ет­ся по празд­ник Рож­дест­ва Хрис­то­ва 25 де­каб­ря/7 ян­ва­ря. Пост этот ус­та­нов­лен в па­мять то­го, как Сын Бо­жий, по не­изг­ла­голан­но­му Сво­ему ми­лосер­дию к че­лове­чес­ко­му ро­ду, бла­гово­лил со­делать­ся Че­лове­ком, из­ба­вить нас от ра­боты ди­аво­лу, при­мирить с От­цом и да­ровать нам Сво­им при­шест­ви­ем спа­сение.

Од­ноднев­ные пос­ты:

а) сре­да и пя­ток каж­дой сед­ми­цы. В сре­ду пос­тимся в вос­по­мина­ние осуж­де­ния на смерть Иису­са Хрис­та, а в пя­ток – в вос­по­мина­ние стра­даний, смер­ти и пог­ре­бения Спа­сите­ля. Пост сре­ды и пят­ни­цы от­ме­ня­ет­ся в сед­ми­цу пос­ле Пас­хи и пос­ле Тро­ицы – из ува­жения к празд­ни­кам, а так­же в так на­зыва­емые свят­ки, то есть пе­ри­од вре­мени в 12 дней от Рож­дест­ва Хрис­то­ва до Бо­го­яв­ле­ния, кро­ме пос­ледне­го дня (Кре­щенс­ко­го со­чель­ни­ка), и еще в сед­ми­цу пос­ле Не­дели мы­таря и фа­рисея, – что­бы не под­ра­жать фа­рисею, хва­лив­ше­муся пос­та­ми;

б) день Возд­ви­жения Крес­та Гос­подня 14/27 сен­тября. Хо­тя этот день от­но­сит­ся к чис­лу ве­ликих дву­наде­сятых празд­ни­ков, Свя­тая Цер­ковь ус­та­нови­ла в не­го пост, пос­коль­ку предс­тав­ля­ет­ся умест­ным день по­чита­ния Крес­та, на ко­тором рас­пялся Гос­подь наш, про­вес­ти в воз­держа­нии от плотс­ких и чувс­твен­ных удо­воль­ствий;

в) день усек­но­вения гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи – 29 ав­густа/11 сен­тября. Пост этот ус­та­нов­лен Цер­ковью в честь и вос­по­мина­ние воз­держ­но­го жи­тия се­го свя­того, пи­тав­ше­гося ак­ри­дами и ди­ким ме­дом, а так­же для то­го, что­бы ох­ра­нить хрис­ти­ан от упо­доб­ле­ния Иро­ду в его ги­бель­ном не­воз­держа­нии;

г) в на­вече­рие Бо­го­яв­ле­ния Гос­подня – со­чель­ник. В пер­вые вре­мена хрис­ти­анс­тва в на­вече­рие Бо­го­яв­ле­ния со­вер­ша­лось кре­щение ог­ла­шен­ных, а в са­мый празд­ник они бы­ли при­чаща­емы Свя­тых Тайн, – к обо­им этим та­инс­твам они при­готов­ля­лись пос­том. По бла­гочес­ти­вому обык­но­вению хрис­ти­ане не вку­ша­ют пи­щи, «дон­де­же, – как го­ворит­ся в Цер­ковном Ус­та­ве, – ос­вя­тит­ся вод­ным кроп­ле­ни­ем и при­чаще­ни­ем, то есть пи­ти­ем». Во­до­ос­вя­щение же со­вер­ша­ет­ся пе­ред ве­чер­нею.

За­поведь о со­вер­ше­нии пос­тов в оп­ре­делен­ное вре­мя всей Цер­ковью ус­та­нов­ле­на еще Пра­вила­ми свя­тых апос­то­лов. Все­ленс­кие и По­мест­ные Со­боры не­од­нократ­но подт­вер­жда­ли не­об­хо­димость соб­лю­дения ее для всех пра­вос­лавных хрис­ти­ан. Ведь гла­ва доб­ро­дете­лей – мо­лит­ва; их ос­но­вание – пост.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.