Венчание

«Брак есть та­инс­тво, в ко­тором при сво­бод­ном, пе­ред свя­щен­ни­ком и Цер­ковью обе­щании же­нихом и не­вес­той вза­им­ной суп­ру­жес­кой вер­ности, бла­гос­ловля­ет­ся их суп­ру­жес­кий со­юз, во об­раз ду­хов­но­го со­юза Хрис­та с Цер­ковью, и исп­ра­шива­ет­ся им бла­годать чис­то­го еди­ноду­шия к бла­гос­ло­вен­но­му рож­де­нию и хрис­ти­анс­ко­му вос­пи­танию де­тей.» «Пра­вос­лавный ка­техи­зис» мит­ро­поли­та Фи­ларе­та
Цер­ковно-ка­нони­чес­кие пре­пятс­твия к бра­ку 

Ус­ло­вия зак­лю­чения бра­ка, ус­та­нов­ленные граж­данс­ким за­коно­датель­ством и цер­ковны­ми ка­нона­ми, име­ют зна­читель­ные раз­ли­чия, по­это­му не вся­кий граж­данс­кий со­юз, за­регист­ри­рован­ный в ЗАГ­Се, мо­жет быть ос­вя­щен в та­инс­тве бра­ка.

Цер­ковью не до­пус­ка­ет­ся чет­вертый и пя­тый бра­ки; зап­ре­ща­ет­ся всту­пать в брак ли­цам, на­ходя­щим­ся в близ­ких сте­пенях родс­тва. Цер­ковь не бла­гос­ловля­ет брак, ес­ли один из бра­чу­ющих­ся (или оба) объяв­ля­ет се­бя убеж­денным ате­ис­том, при­шед­шим в храм лишь по нас­то­янию суп­ру­га или ро­дите­лей. Нель­зя вен­чать­ся нек­ре­щеным.


Нель­зя вен­чать брак, ес­ли один из но­воб­рачных фак­ти­чес­ки сос­то­ит в бра­ке с дру­гим ли­цом.

Зап­ре­ща­ет­ся брак меж­ду кров­ны­ми родс­твен­ни­ками вплоть до чет­вертой сте­пени родс­тва (то есть с тро­юрод­ным бра­том или сест­рой).

Древ­няя бла­гочес­ти­вая тра­диция зап­ре­ща­ет бра­ки меж­ду крест­ны­ми ро­дите­лями и крест­ни­ками, а так­же меж­ду дву­мя восп­ри­ем­ни­ками од­но­го ре­бен­ка. Стро­го го­воря, ка­нони­чес­ких пре­пятс­твий к это­му нет, од­на­ко в нас­то­ящее вре­мя раз­ре­шение на та­кой брак мо­жет быть по­луче­но толь­ко у пра­вяще­го ар­хи­ерея.

Нель­зя вен­чать­ся тем, кто дал ра­нее мо­нашес­кие обе­ты или при­нял ру­копо­ложе­ние в свя­щен­ный сан.

В на­ши дни Цер­ковь не про­из­во­дит доз­на­ния о со­вер­шенно­летии, пси­хичес­ком и фи­зичес­ком здо­ровье же­ниха и не­вес­ты, доб­ро­воль­нос­ти их вступ­ле­ния в брак, так как эти ус­ло­вия обя­затель­ны для ре­гист­ра­ции граж­данс­ко­го со­юза. Ра­зуме­ет­ся, скрыть от предс­та­вите­лей го­сударс­твен­ных ор­га­нов те или иные пре­пятс­твия к бра­ку мож­но. Но не­воз­можно об­ма­нуть Бо­га, по­это­му глав­ным пре­пятс­тви­ем для со­вер­ше­ния не­закон­но­го бра­ка долж­на стать со­весть бра­чу­ющих­ся.

От­сутс­твие ро­дитель­ско­го бла­гос­ло­вения на вен­ча­ние яв­ля­ет­ся весь­ма прис­корб­ным фак­том, од­на­ко в слу­чае со­вер­шенно­летия же­ниха и не­вес­ты оно не мо­жет восп­ре­пятс­тво­вать вен­ча­нию. Кро­ме то­го, час­то ро­дите­ли-ате­ис­ты про­тивят­ся имен­но цер­ковно­му бра­ку, и в та­ком слу­чае ро­дитель­ское бла­гос­ло­вение мо­жет быть за­мене­но свя­щен­ни­чес­ким, луч­ше все­го – бла­гос­ло­вени­ем ду­хов­ни­ка хо­тя бы од­но­го из суп­ру­гов.
Вен­ча­ние не со­вер­ша­ет­ся: 


– В те­чение всех че­тырех мно­год­невных пос­тов;

– Во вре­мя Сыр­ной сед­ми­цы (мас­ле­ницы);

– На Свет­лой (Пас­халь­ной) Сед­ми­це;


– От Рож­дест­ва Хрис­то­ва (7 ян­ва­ря) до Кре­щения (19 ян­ва­ря);

– На­кану­не дву­наде­сятых празд­ни­ков; –

– По втор­ни­кам, чет­вергам и суб­бо­там в те­чение все­го го­да;

-10, 11, 26 и 17 сен­тября (в свя­зи со стро­гим пос­том ра­ди Усек­но­вения гла­вы Иоан­на Крес­ти­теля и Возд­ви­жения Крес­та Гос­подня);

– На­кану­не прес­толь­ных хра­мовых дней (в каж­дом хра­ме – свои).

При чрез­вы­чай­ных обс­то­ятель­ствах иск­лю­чение из этих пра­вил мо­жет быть сде­лано по бла­гос­ло­вению пра­вяще­го ар­хи­ерея.

Со­веты вен­ча­ющим­ся:


Что­бы вен­ча­ние ста­ло под­линным празд­ни­ком, за­поми­на­ющим­ся на всю жизнь, не­об­хо­димо за­ранее по­забо­тить­ся о его ор­га­низа­ции. В пер­вую оче­редь, сог­ла­совать мес­то и вре­мя со­вер­ше­ния та­инс­тва.

Во мно­гих хра­мах Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии су­щест­ву­ет пред­ва­ритель­ная за­пись, при ко­торой ука­зыва­ет­ся не толь­ко день, но и вре­мя вен­ча­ния. Сде­лать ее мо­жет лю­бой родс­твен­ник. В этом слу­чае вен­чать бу­дет свя­щен­ник, на ко­торо­го вы­пада­ет оче­ред­ность треб.

В тех церк­вах, где та­кая за­пись от­сутс­тву­ет, мо­лодо­жены оформ­ля­ют кви­тан­цию на со­вер­ше­ние та­инс­тва в день свадь­бы, за свеч­ным ящи­ком. Од­на­ко здесь нель­зя наз­вать вре­мя точ­но, так как вен­ча­ния нач­нутся толь­ко пос­ле дру­гих треб. За­то мож­но до­гово­рить­ся' с конк­рет­ным свя­щен­ни­ком, ес­ли к это­му есть пот­ребность.

В лю­бом слу­чае в церк­ви по­надо­бит­ся сви­детель­ство о бра­ке, по­это­му ре­гист­ра­ция бра­ка в ЗАГ­Се долж­на быть рань­ше вен­ча­ния.

При воз­никно­вении пре­пятс­твий, пе­речис­ленных вы­ше, же­ла­ющим по­вен­чать­ся не­об­хо­димо лич­но об­ра­тить­ся в кан­це­лярию мит­ро­поли­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го и Ла­дожс­ко­го с про­шени­ем. Вла­дыка расс­мот­рит все обс­то­ятель­ства; при по­ложи­тель­ном ре­шении пос­та­вит ре­золю­цию, по ко­торой вен­ча­ние со­вер­шат в лю­бом хра­ме.

В пер­вые ве­ка хрис­ти­анс­тва вен­ча­ние со­вер­ша­лось не­пос­редс­твен­но за Бо­жест­вен­ной ли­тур­ги­ей. Сей­час это­го не бы­ва­ет, но сов­мест­ное при­час­тие пе­ред на­чалом суп­ру­жес­кой жиз­ни иск­лю­читель­но важ­но. По­это­му мо­лодо­женам на­до при­ходить в храм в день свадь­бы к на­чалу служ­бы, ни­чего не есть, не пить и не ку­рить на­кану­не, с 12 ча­сов но­чи, и, ес­ли суп­ру­жес­кая жизнь уже име­ет мес­то, воз­держать­ся в пос­леднюю ночь от брач­ных от­но­шений. В хра­ме же­них и не­вес­та ис­по­веду­ют­ся, мо­лят­ся за ли­тур­ги­ей и при­чаща­ют­ся Свя­тых Тайн. Пос­ле это­го обыч­но око­ло ча­са идут мо­леб­ны, па­нихи­ды и от­пе­вания. За это вре­мя мож­но пе­ре­одеть­ся в вен­чаль­ные одеж­ды (ес­ли в хра­ме есть по­меще­ние для это­го). Не­вес­те со­вету­ем на­деть удоб­ную обувь, а не туф­ли на вы­соких каб­лу­ках, на ко­торых труд­но выс­то­ять нес­коль­ко ча­сов под­ряд.

При­сутс­твие дру­зей и родс­твен­ни­ков мо­лодо­женов за ли­тур­ги­ей же­латель­но, но, в край­нем слу­чае, они мо­гут прий­ти к на­чалу вен­ча­ния.

Де­лать фо­тог­ра­фии и сни­мать бра­косо­чета­ние ви­де­ока­мерой раз­ре­ша­ет­ся не во всех хра­мах: луч­ше обой­тись без это­го, сде­лав па­мят­ную фо­тог­ра­фию на фо­не хра­ма пос­ле со­вер­ше­ния та­инс­тва.

Об­ру­чаль­ные коль­ца на­до за­ранее от­дать вен­ча­юще­му свя­щен­ни­ку, что­бы он ос­вя­тил их воз­ло­жени­ем на Прес­тол.

Возь­ми­те с со­бой ку­сок бе­лого по­лот­на или по­лотен­це. На нем мо­лодые бу­дут сто­ять.

У не­вес­ты неп­ре­мен­но дол­жен быть го­лов­ной убор; кос­ме­тика и ук­ра­шения – или от­сутс­тво­вать, или в ми­нималь­ном ко­личест­ве. Обя­затель­ны на­тель­ные крес­ти­ки для обо­их суп­ру­гов.

По русс­кой тра­диции, вся­кая суп­ру­жес­кая па­ра име­ет сви­дете­лей (ша­феров), ор­га­низу­ющих брач­ный пир. При­годят­ся они и в хра­ме – дер­жать вен­цы над го­лова­ми но­воб­рачных. Луч­ше, ес­ли это бу­дут двое муж­чин, пос­коль­ку вен­цы дос­та­точ­но тя­желые. Ша­фера долж­ны быть кре­щены­ми.

Цер­ковный ус­тав зап­ре­ща­ет вен­чать нес­коль­ко пар од­новре­мен­но, но на прак­ти­ке та­кое бы­ва­ет. Ра­зуме­ет­ся, каж­дый па­ре хо­телось бы вен­чать­ся от­дель­но. Но в та­ком слу­чае та­инс­тво мо­жет за­тянуть­ся на­дол­го (про­дол­жи­тель­ность од­но­го вен­ча­ния –45-60 ми­нут). Ес­ли мо­лодо­жены го­товы ждать, по­ка не пе­ревен­ча­ют всех ос­таль­ных, то им не от­ка­жут в от­дель­ном та­инс­тве. В боль­ших со­борах от­дель­но вен­ча­ют за двой­ную пла­ту. В буд­ние дни (по­недель­ник, сре­да, пят­ни­ца) ве­ро­ят­ность то­го, что при­дут нес­коль­ко пар, зна­читель­но мень­ше, чем по воск­ре­сеньям.

Чи­нопос­ле­дова­ние та­инс­тва


Та­инс­тво Бра­ка сос­то­ит из двух час­тей – об­ру­чения и вен­ча­ния. В прош­лом они бы­ли от­де­лены по вре­мени друг от дру­га, об­ру­чение со­вер­ша­лось при по­молв­ке и мог­ло быть рас­торг­ну­то впос­ледс­твии.

Во вре­мя об­ру­чения свя­щен­ник вру­ча­ет бра­чу­ющим­ся заж­женные све­чи – сим­вол ра­дос­ти, теп­ла и чис­то­ты. За­тем он на­дева­ет коль­ца, сна­чала же­ниху, а по­том не­вес­те, и триж­ды – в об­раз Свя­той Тро­ицы – пе­реме­ня­ет их. По ус­та­ву коль­цо же­ниха долж­но быть зо­лотым, а не­вес­ты – се­реб­ря­ным, при­чем пос­ле трой­ной пе­реме­ны у же­ниха ос­та­ет­ся коль­цо не­вес­ты, се­реб­ря­ное, а у нее зо­лотое, как за­лог вер­ности. Но до­пус­ти­мы и дру­гие ма­тери­алы.

Пос­ле об­ру­чения мо­лодые про­ходят на се­реди­ну хра­ма. Свя­щен­ник воп­ро­ша­ет их о том, сво­бод­но ли их же­лание стать за­кон­ны­ми суп­ру­гами, ни обе­щались ли они ко­му-ни­будь дру­гому. Пос­ле это­го про­из­но­сят­ся три мо­лит­вы, в ко­торых исп­ра­шива­ет­ся бла­гос­ло­вение Бо­жие на со­чета­ющих­ся бра­ком, вспо­мина­ют­ся бла­гочес­ти­вые суп­ру­жес­кие со­юзы Вет­хо­го и Но­вого За­ветов. Вы­носят­ся вен­цы – бо­гато ук­ра­шен­ные ко­роны, по­доб­но царс­ким, и воз­ла­га­ют­ся на го­ловы мо­лодым. Ве­нец – это об­раз вен­ца Царс­тва Не­бес­но­го, но и сим­вол срод­ни му­чени­чест­ву. Свя­щен­ник, воз­дев к Бо­гу ру­ки, триж­ды про­из­но­сит: «Гос­по­ди, Бо­же наш, сла­вою и чес­тию вен­чай их!» – пос­ле че­го чи­та­ет от­рывки из апос­толь­ско­го пос­ла­ния и Еван­ге­лие, расс­ка­зыва­ющее о том, как Гос­подь бла­гос­ло­вил брак в Ка­не Га­лилей­ской.

При­носит­ся ча­ша с ви­ном – сим­вол жиз­ненной ча­ши ра­дос­тей и скор­бей, ко­торую суп­ру­ги долж­ны де­лить до кон­ца сво­их дней. Свя­щен­ник в три при­ема пре­пода­ет ви­но мо­лодым. За­тем он со­еди­ня­ет их ру­ки и триж­ды об­во­дит вок­руг ана­лоя под пе­ние сва­деб­ных тро­парей. Круг – сим­вол то­го, что та­инс­тво со­вер­ше­но на­веч­но, хож­де­ние за свя­щен­ни­ком – об­раз слу­жения Церк­ви.

В за­вер­ше­ние та­инс­тва суп­ру­ги вста­ют у Царс­ких врат ал­та­ря, где свя­щен­ник про­из­но­сит им сло­во на­зида­ния. За­тем род­ные и друзья позд­рав­ля­ют но­вую хрис­ти­анс­кую семью.

Су­еве­рия, свя­зан­ные с вен­ча­ни­ем


Пе­режит­ки язы­чест­ва да­ют о се­бе знать все­воз­можны­ми су­еве­ри­ями, ко­торые хра­нят­ся в на­роде. Так, су­щест­ву­ет по­верье, что слу­чай­но упав­шее коль­цо или по­гас­шая вен­чаль­ная све­ча пред­ве­ща­ет все­воз­можные нес­частья, труд­ную жизнь в бра­ке или ран­нюю смерть од­но­го из суп­ру­гов. Расп­рос­тра­нено и су­еве­рие, что тот из бра­чу­ющих­ся, кто пер­вым всту­пит на расс­те­лен­ное по­лотен­це, бу­дет всю жизнь гла­венс­тво­вать в семье. Не­кото­рые ду­ма­ют, что нель­зя вен­чать­ся в мае, «бу­дешь по­том всю жизнь ма­ять­ся». Все эти вы­мыс­лы не долж­ны вол­но­вать серд­ца, ибо их тво­рец – са­тана, наз­ванный в Еван­ге­лие «от­цом лжи». А к слу­чай­нос­тям (нап­ри­мер, па­дение коль­ца) нуж­но от­но­сить­ся спо­кой­но – вся­кое бы­ва­ет.

Пос­ле­дова­ние о вто­роб­рачных


Цер­ковь смот­рит на вто­рой брак не­одоб­ри­тель­но и до­пус­ка­ет его толь­ко по снис­хожде­нию к че­лове­чес­ким не­мощам. В пос­ле­дова­ние о вто­роб­рачных до­бав­ля­ют­ся две по­ка­ян­ные мо­лит­вы, нет воп­ро­шений о сво­боде во­ле­изъяв­ле­ния. Та­кой чин со­вер­ша­ет­ся в слу­чае, ес­ли и же­них, и не­вес­та всту­па­ют в брак во вто­рой раз. Ес­ли один из них вен­ча­ет­ся впер­вые, со­вер­ша­ет­ся обыч­ное чи­нопос­ле­дова­ние.

Вен­чать­ся ни­ког­да не позд­но


В без­божное вре­мя мно­жест­во суп­ру­жес­ких пар об­ра­зова­лось без бла­гос­ло­вения Церк­ви. При этом не­вен­чанные суп­ру­ги час­то всю жизнь хра­нят вер­ность Друг дру­гу, вос­пи­тыва­ют де­тей и вну­ков в ми­ре и сог­ла­сии. Но по ка­ким-то при­чинам не хо­тят вен­чать­ся. Цер­ковь ни­ког­да не от­ка­зыва­ет в бла­года­ти та­инс­тва, да­же ес­ли суп­ру­ги на­ходят­ся на скло­не лет. Как сви­детель­ству­ют мно­гие свя­щен­ни­ки, те па­ры, ко­торые вен­ча­ют­ся в зре­лом воз­расте, по­рой от­но­сят­ся к Та­инс­тву Бра­ка серьез­нее, чем мо­лодые лю­ди. Пыш­ность и тор­жест­вен­ность свадь­бы у них за­меня­ет­ся бла­гого­вени­ем и тре­петом пе­ред ве­личи­ем бра­ка.

Рас­торже­ние цер­ковно­го бра­ка


Рас­торг­нуть цер­ковный брак мо­жет толь­ко пра­вящий ар­хи­ерей той епар­хии, где со­вер­ша­лось вен­ча­ние, при на­личии из­ме­ны од­но­го из суп­ру­гов или дру­гих серьез­ных при­чин (нап­ри­мер, ви­ны пре­любо­де­яния или об­ма­на при про­из­не­сении сва­деб­ных клятв). 

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.