Как правильно креститься

креститься

Как правильно креститься

 

«Пе­рек­рестись, сы­нок», – нег­ромко ска­зала жен­щи­на сред­них лет сто­яв­ше­му ря­дом с ней под­рост­ку, ког­да свя­щен­ник с ам­во­на осе­нил мо­лящих­ся Еван­ге­ли­ем. И тот вмес­те с ма­терью чин­но и не­тороп­ли­во на­чал осе­нять се­бя крест­ным зна­мени­ем. «Во имя От­ца, и Сы­на и Свя­таго Ду­ха», – еле слыш­но шеп­та­ли гу­бы, а ли­цо маль­чи­ка при­об­ре­ло при этом тор­жест­вен­но-бла­гого­вей­ное вы­раже­ние.

Как от­радна та­кая кар­ти­на! Но как же час­то, к со­жале­нию, при­ходит­ся ви­деть иное – ве­ру­ющие лю­ди, по мно­гу лет по­сеща­ющие бо­гос­лу­жения, крес­тятся со­вер­шенно неп­ра­виль­но…

Один ма­шет ру­кой вок­руг се­бя, буд­то мух от­го­ня­ет; дру­гой сло­жил паль­цы в ще­пот­ку, и ка­жет­ся, что он не крес­тить­ся, а осы­па­ет се­бя солью; тре­тий – со все­го раз­ма­ху вби­ва­ет паль­цы в лоб, слов­но гвоз­ди. Что уж го­ворить о са­мой расп­рос­тра­нен­ной ошиб­ке, ког­да ру­ку не до­тяги­ва­ют до плеч, опус­кая где-то воз­ле шеи.


Ме­лочь? Пус­тя­ки? Фор­маль­нос­ти? Нет, ни в ко­ем слу­чае. Еще свя­титель Ва­силий Ве­ликий пи­сал: «В Церк­ви все бла­го­об­разно и по чи­ну да бы­ва­ет». Крест­ное зна­мение – ви­димое сви­детель­ство на­шей ве­ры. Что­бы уз­нать, пра­вос­лавный пе­ред то­бой или нет, на­до прос­то поп­ро­сить его пе­рек­рестить­ся, а по то­му, как он это сде­ла­ет и сде­ла­ет ли во­об­ще, все ста­нет яс­но. Да и вспом­ним еван­гель­ское: «Вер­ный в ма­лом и во мно­гом ве­рен» (Лк. 16, 10).

Си­ла крест­но­го зна­мения не­обы­чай­но ве­лика. Мно­гок­ратно в Жи­ти­ях Свя­тых встре­ча­ют­ся расс­ка­зы о том, как бе­совс­кие ча­ры рас­се­ива­лись пос­ле од­нократ­но­го изоб­ра­жения на че­лове­ке Крес­та. По­тому те, кто неб­режно, су­ет­ли­во и нев­ни­матель­но крес­тится, поп­росту ра­ду­ют бе­сов.

Ка­кое же крест­ное зна­мение бу­дет пра­виль­ным? Нуж­но сло­жить вмес­те три пер­вых паль­ца пра­вой ру­ки, что сим­во­лизи­ру­ет Единс­тво Свя­той Не­раз­дель­ной Тро­ицы. Два дру­гих паль­ца – плот­но приг­нуть к ла­дони, сим­во­лизи­руя тем са­мым схож­де­ние Сы­на Бо­жия с Не­ба на зем­лю (два паль­ца – об­раз двух при­род Иису­са Хрис­та).

Вна­чале сло­жен­ные перс­ты пос­тавля­ют­ся на лоб, для ос­вя­щения ума; за­тем на чре­во, в об­ласть сол­нечно­го спле­тения – для ос­вя­щения чувств; пос­ле это­го – на пра­вое, а за­тем ле­вое пле­чо, ос­вя­щая те­лес­ные си­лы. Опус­тив ру­ку, со­вер­ша­ем по­яс­ной пок­лон. По­чему? По­тому, что толь­ко что изоб­ра­зили на се­бе Гол­гофс­кий Крест, и пок­ло­ня­ем­ся ему. Кста­ти, еще од­на расп­рос­тра­нен­ная ошиб­ка – пок­лон од­новре­мен­но с крест­ным зна­мени­ем. Де­лать это­го не сле­ду­ет.

Во мно­гих ста­рых учеб­ни­ках За­кона Бо­жия при опи­сании крест­но­го зна­мения ниж­ний ко­нец Крес­та пред­ла­га­ет­ся де­лать на гру­ди. В та­ком слу­чае Крест по­луча­ет­ся пе­ревер­ну­тым и не­воль­но прев­ра­ща­ет­ся в сим­вол са­танис­тов.

Крест­ное зна­мение соп­ро­вож­да­ет ве­ру­юще­го пов­сю­ду. Мы крес­тимся, вста­вая в пос­те­ли и ло­жась спать, вы­ходя на ули­цу и вхо­дя в храм; пе­ред едой крес­тимся са­ми и осе­ня­ем крест­ным зна­мени­ем пи­щу. Крест Хрис­тов ос­вя­ща­ет со­бой все и вся, и по­это­му изоб­ра­жение его ве­ру­ющим на се­бе спа­ситель­но и ду­шепо­лез­но.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.