Память 15 декабря (ст.стиль 02 декабря)
Уже прочитали: 12
Память святого пророка Аввакума
Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами1, родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.
Самое имя — Аввакум2, — данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.
Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии3. По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.
Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:
— Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4).
Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское4.
Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев5, — народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.
В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни6, чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.
Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13) 7.
Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине8 и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
По удалении Халдеев, он возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлёбку и, взяв хлеба, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал Ангел Господень и сказал:
— Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых Вавилонян, был ввергнут в львиный ров.
Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:
— Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.
Тогда Ангел Господень силою духа своего восхитил Аввакума и, подняв его за волосы, перенёс в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут был Даниил.
И воззвал Аввакум:
— Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.
Даниил же возблагодарил Бога и сказал:
— Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.
Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно поставил Аввакума на его прежнее место.
После чудесного посещения Даниила, пророк Аввакум возвратился к жнецам своим во время обеда их, и никому не сказал о случившемся. Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим, подобно тому как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и возвращение оттуда. Но эго испытание народа Божия длилось 70 лет, и Аввакум не дожил до возвращения Евреев из плена и умер в старости и погребен был с честью на собственном поле9.
Тропарь пророка Аввакума, глас 2
Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак, глас 8:
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания, от светоносна ангела, Христово воскресение возвестил еси миру. Сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.
________________________________________________________________________
1 Блж. Епифанием Кипрским, блж. Феодоритом, блж. Иеронимом, блж. Августином и св. Исидором Испалийским.
2 Аввакум-с еврейского значит собственно обнимающий, обхватывающий, а потом-сильный борец, подвижник.
3 Начало пророческой деятельности Аввакума нужно отнести к тем годам царствования Манассии, когда сей нечестивый царь, взятый в плен Асаргаддоном, смирился и покаялся в заточении. Пророчества Аввакума относятся к периоду времени с 660 г. и захватывают собою годы царствования преемника Амона, благочестивого царя Иосии, до 611 г.
4 Кн. прор. Аввакума гл. 1, ст. 6-12. Об этом же наказании, за нечестие народа в царствование Манассии и его сына, говорится в 4-й книге Царств. гл. 21, ст. 12-14.
5 Халдеи — по-еврейски: хасидим, произошли от Хеседа, сына Нахорова, брата Авраама (Кн. Быт. гл. 22, ст. 22). Происходя от семитического корня, Халдеи первоначально жили в северной гористой стране Месопотамии, ближе к Армении, на юг от озера Ван. Из этой древней местности Халдеи расселились по течению Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии и вскоре сделались народом господствующим. В период владычества Ассириян, они с последними сделали многие завоевания и, по отделении Вавилонии от Ассирии, при Набополассаре особенно при Навуходоносоре, победили многие народы и царства. Всюду, при завоеваниях, Халдеи отличались крайнею жестокостью и воинственностью.
6 Кн. прор. Аввак. гл. 2, ст. 1. Образ речи взят от обычая устраивать сторожевые башни на горах и высоких местах для того, чтобы стражники благовременно узнавали об опасности для селений, возвещали бы о близости неприятеля, о победе и поражении. Свв. пророки были стражи, поставленные Богом как бы на некоторой высоте для наблюдений и возвещение воли Его. На этой божественной страже святой пророк Аввакум, отрешившись от всего земного, бодрствовал духом и пламенно молился Богу об открытии воли Его о Своем народе. Находясь в таком состоянии, он благоговейно ожидал, когда луч света Божия проникнет в его уме, озарит душевные его очи, и что возглаголет ему Господь.
7 Здесь не только предрекается избавление Евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода человеческого. Таким образом, это пророчество — мессианского характера. Указывая на южную страну по отношению к Палестине, где и была гора Фаран, покрытая тенистым лесом, Аввакум открыл Евреям, что они получат избавление от рабства Вавилонского чрез народ, пришедший с южной стороны. Действительно, Кир, царь Персидский, привел Мидян и Персов с юга, по отношению к Палестине и, покорив Вавилонян, освободил евреев. Но взор пророка провидел избавление еще от другого рабства — греховного рабства всего рода человеческого в его обновлении. По объяснению блаж. Феодорита, Аввакум сими словами «предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, который лежит к югу от Иерусалима». Св. Церковь, под горою приосененною, разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом. «Гору Тя благодатию Божиею присененную прозорливыма Аввакум усмотив очима», – воспевает Церковь в каноне, – «из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во сасение наше и исправление». «Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит, от горы присосененныя чащи, отроковицы раждащия неискусомужныя, пророк древле глаголет» (4-я песнь канона в неделю Ваий). «Христе от Девы прозябл еси, из горы хвальный, приосененныя чащи» (4 песнь на Рож. Хр). Вообще, в основание 4-й песни всех церковных канонов положено пророчество Аввакума о пришествии Господа во спасение людей Своих «спасти помазанныя своя». В виду такого ясного мессианского значения пророчества Аввакума, Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого». (похвальный канон, песнь 4-я, ирмос). — Вышеприведенная молитвенная песнь Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на него.
8 Остракина — город на границе Аравии, Палестины и Египта.
9 Кончина прор Аввакума последовала приблиэительно за 600 лет до Р. Хр. По сказанию церк. историка IV века, Евсевия Кесарийского, гробницу пр. Аввакума указывали в Кеиле, или в Киле, в колене Иудином. По свидетельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св. пророка, по Божественному Откровению, были обретены вместе с мощами св. пророка Михея в царствование Феодосия II младшего (408- 450 г.). Тела обоих пророков указаны были Божественным сновидением Зевенву, бывшему в то время епископом церкви Елевферопольской.
Страдание святой мученицы Миропии
Святая дева Миропия происходила из города Ефеса1. Родители ее были христиане. Когда отца ее уже не было в живых, восприяла она святое крещение. Воспитываемая своею матерью в страхе Божием, имела она усердие приходить ко гробу святой мученицы Ермионии2, одной из дочерей святого Апостола Филиппа. Она брала целебное миро, которое истекало от мощей святой Ермионии и, подавая его больным, исцеляла их.
В то время царствовал Декий3. Когда он воздвиг гонение на христиан, мать Миропии переселилась с нею на остров Хиос4, где у нее было родовое имение. Здесь она пребывала с дочерью, затворившись в доме своем и молясь Богу. Однажды на этот остров прибыл князь Нумериан. По его повелению, был взят, за исповедание Христовой веры, блаженный Исидор5, муж чудный и благоговейный, по званию воин. Так как он не желал отречься от Христа и отвергал поклонение идолам, то князь, подвергнув его различным мукам, осудил на казнь мечем. Затем тело его было брошено в дебрь на съедение зверям и птицам, в некотором же отдалении была поставлена стража, чтобы христиане не украли тело мученика. Исполненная Божественною ревностью, святая дева Миропия пришла с своими служанками ночью, взяла тайно тело мученика и, с честью совершив погребальные молитвы, похоронила его в особо приготовленном месте.
Узнав, что тело Исидора похищено, князь заключил стражей в оковы и повелел водить их по острову и пытать, объявив, что если они не найдут украденного тела до назначенного времени, то им отсекли головы.
Святая Миропия, увидев муки закованных и влекомых стражей, и слыша, что им предстоит смертная казнь, умилилась душою и подумала:
— Если сии стражи терпят муки и будут казнены из-за меня, тайно унесшей тело, то горе мне будет на Суде Божием, и мучиться будет душа моя, повинная в убийстве людей тех.
И, неожиданно для всех, она воскликнула к воинам:
— Друзья! тело погубленного вами взяла я в то время, как вы спали.
Услыхав сие, воины тотчас взяли ее и представили князю Нумериану, говоря:
— Господин, вот кто украл мертвеца.
Князь спросил святую:
— Правда ли то, что они говорят о тебе?
— Правда, — отвечала святая.
— Как ты смела, проклятая женщина, сделать это? — воскликнул князь.
Миропия отвечала:
— Смела, потому что я презираю и плюю на твое окаянство и безбожие.
От этих слов гордый князь пришел в сильную ярость и тотчас повелел бить ее палками без милосердия. И били ее долго; потом, схватив за волосы, влачили по всему острову и истязали все члены тела; наконец еле живую заключили в темницу. В полночь, когда святая молилась, свет осиял всю темницу и пред нею предстал лик Ангелов, посреди их был святой Исидор, и все они пели трисвятую песнь. Воззрев на мученицу, Исидор сказал:
— Мир тебе, Миропия, — дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и приимешь венец, тебе уготованный.
Когда святой Исидор говорил сии слова, святая мученица Миропия с радостью предала дух свой Богу 6. И наполнилась темница неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один же из них, хорошо всё это видевший и слышавший, поспешил к священнику, подробно ему всё рассказал, принял св. крещение и впоследствии сам удостоился мученического венца. Тело святой Миропии христиане взяли и с честью погребли, прославляя Бога.
________________________________________________________________________
1 Ефес — главный город Малоазийской провинции Асии; расположен при реке Каистре, недалеко от Эгейского моря, на западном берегу Малой Азии. Ефес славился, как торговый центр. Здесь же был знаменитый языческий храм Артемиды или Дианы. Христианство проникло сюда еще во времена Апостолов: сначала ученики Иоанна Крестителя учили здесь, потом проповедывал Евангелие Апостол Павел, написал после к жителям этого города свое послание; затем там проповедывал и жил св. Евангелист Иоанн Богослов. Поэтому церковь Ефесская, по словам святого Иринея, была истинной свидетельницею Апостольского предания. В настоящее время, на месте древнего Ефеса, находится бедная Турецкая деревушка Айя-Солюк.
2 Память ее празднуется сентября 4-го.
3 Декий — римский император, царствовал с 249-251 г.
4 Хиос — остров в Эгейском море (Архипелаге), против города Смирны.
5 Память ее мая 14.
6 Кончина св. Миропии последовала около 251 г, при императоре Декии.
Тропарь мученицы Миропии, глас 1
Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.
Кондак мученицы Миропии, глас 3
По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к раке твоей пречестней,/ яже держит прах твой.
Память преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила
Преподобные отцы, Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил родом из города Оксириха1, были дети христианских родителей. С юных лет они упражнялись в чтении душеполезных книг, а потом, движимые желанием проводить жизнь богоугодную, удалились во внутреннюю пустыню своей страны2, где и были наставляемы Богом: там, в пустыне, они встретили одного святого мужа, достигшего уже глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь от него духовным назиданием, один год. Когда муж тот умер, они остались в том же пустынном месте и в продолжение шестидесяти лет проводили подвижническое житие, соблюдая строгий пост. Питались они дикими овощами и водою, но и то вкушали только два раза в неделю. В будничные дни они разлучались и каждый уединенно проводил время в окрестных горах и пещерах; в субботы же и воскресные дни они собирались вместе и совокупно воссылали благодарение Богу, причем от Божественного Ангела сподоблялись святого Причащения, и так с миром почили. О сем поведал великий Пафнутий пустынник (Фиваидский), который сам видел мужей тех и описал их житие3.
________________________________________________________________________
1 В среднем Египте, на левом берегу реки Нила.
2 Т. е. Фиваидскую. Фиваидская пустыня находилась в верхнем (южном) Египте и была излюбленным местом подвигов древних пустынников.
3 В IV веке.
Житие преподобного Афанасия Печерского
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии — затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о нищем Лазаре: «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк.16:1).
Сей преподобный Афанасий был иноком в святом монастыре Печерском, проводя святую и Богоугодную жизнь. После долгой болезни, он умер. Братия отерли тело его и положили в пелены, как подобает умершему иноку. Усопший лежал не погребенным два дня по причине некоторого замедления. Ночью игумену было явление, и он слышал голос:
— Человек Божий Афанасий два дня лежит не погребенным, а ты об этом не заботишься.
Как только наступило утро, игумен пришел с братиею к умершему, чтобы совершить его погребение — и вдруг они увидели, что он сидит и плачет. Все пришли в ужас, видя, что он жив, и стали его спрашивать, — как он ожил, и что видел или слышал? Он же в ответ говорил только одно:
— Спасайтесь!
Но они стали еще больше упрашивать его, желая услыхать от него что-нибудь для них полезное. Тогда он сказал им:
— Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня.
Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им. Тогда воскресший сказал им:
— Имейте послушание во всем к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители, кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со святыми отцами в пещере: ибо эти три добродетели выше всех других. И, если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем не спрашивайте меня, но умоляю: простите меня.
Сказав это, он пошел в пещеру и, затворив за собою двери, пробыл там безвыходно двенадцать лет. Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во всё это время не сказал никому ни одного слова. Когда же приблизилось время кончины Афанасия, он призвал братию и сказал им всё то, что говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром о Господе, и положен был с честью в той пещере, где подвизался1.
По своем преставлении, преподобный Афанасий посредством чудотворения известил братию о своем блаженном состоянии. Один из иноков, по имени Вавила, страдавший много лет болезнью ног, принесен был к мощам блаженного сего Афанасия и, прикоснувшись к телу его, тотчас же исцелел, и с того времени до самой своей смерти никогда не страдал никакою болезнью. О сем явлении своего преподобного исцелителя, Вавила так поведал братии, среди которых был и Симон святой, списатель жития сего2:
— Когда я лежал и кричал от боли, внезапно вошел блаженный сей Афанасий и сказал мне: приди ко мне,-и я исцелю тебя. Я хотел было его спросить, каким образом и когда пришел он сюда? Но он вдруг стал невидим. Поверовав явившемуся мне, я попросил, чтобы меня принесли к нему, и вот ныне получил исцеление.
С этого времени уразумели все, что преподобный затворник Афанасий угодил Господу и удостоился блаженства. По его святым молитвам, да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить Богоугодно и в покаянии и потом получить жизнь вечную о Христе Иисусе, Жизнодавце нашем, Ему же слава с Богом Отцом, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Блаженный Афанасий почил о Господе около 1176 г. Мощи его почивают в Антониевой пещере
2 Св. Симон — сначала инок Киево-Печерского монастыря, впоследствии епископ Владимирский, 1220 г.; известен, как автор 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому иноку Поликарпу и «Повести об основании Печерской обители». Память его 10-го мая.
Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах, глас 3
Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение.
Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах, глас 5
Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.
Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII)
Преподобный Афанасий Затворник, не желая видеть суеты и прелести мира сего, затворил себя в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно стоял на молитве. Во многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу.
Господь прославил подвижника благодатным даром исцелений, которые православные христиане получают по молитвам преподобного Афанасия.
Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память преподобного совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых
Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах, глас 7
По имени своему за труды велия/ и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/ безсмертную ныне на Небеси/ жизнь наследовавый,/ молим тя прилежно:/ молися о нас,/ яко да и мы тояжде сподобимся получити.
Исе (Иессея), епископ Цилканский, Грузинский, святитель
Дни памяти
20 мая
15 декабря
Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский (сведения о нем помещены под 7/20 мая).
В числе 13 святых Сирийских (Каппадокийских) отцов (общая память 7/20 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных.
Слава о подвигах 13 святых Сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-архиепископ Грузии Евлавий (552–560) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив (сведения о нем помещены под 29 ноября/12 декабря) и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая богослужения. Труды его дали всходы: в Цилканской епархии утверждалось православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворений. По его молитве, именем Господа Иисуса Христа, из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани).
Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью слова Божия к осетинам и другим горским народностям главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая богооткровенное учение.
О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Таин и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века (точно известен день кончины святителя – 18 августа). Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила праздновать его память 2/15 декабря.
профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых
Житие святого Стефана, царя Сербского1
Святой Стефан Урош был сын знаменитого сербского государя Стефана Душана2, который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился3 от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» — прозвание, оставшееся за ним навсегда.
По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемьнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим), отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы — кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в повиновении.
Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должён был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении. Правители разных областей стали руководиться своеволием, а не указаниями царя. Особенную силу в государстве получили вельможи Марняновичи, братья Волкашин, Углеша и Гойко. Волкашин получил от царя сначала титул кесаря, а потом и сербского краля, так что от своего имени писал и королевские граматы. Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью.
Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в развых сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно.
По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокоивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин улучив возможность убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей4.
Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна5 приняли все меры к розысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночном погребений кого-то в церкви Успения близ Петрича.
Когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей.
Святые мощи царя Стефана Уроша долго почивали в том храме, где он был погребен, но потом из опасения поругания со стороны мусульман, перенесены были православными сербскими переселенцами из Турции в Австрийский Срем, в монастырь Ясак.
Подобно всем сербским государям, Стефан Урош построил себе задушбину — монастырь Рождества Богородицы в г. Скопле. Церковная служба Стефану Урошу воспевает его, как святого, который «от юности предан был Господу, отечески покоил вдов и сирот, умирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых.
________________________________________________________________________
1 Житие составлено по старинному сербскому житию, церковной службе, помещаемой в «Сербляке» (печатном сборнике служб сербским святым) и сербским летописям.
2 Стефан Душан правил с 1331 г. по 1355 г.
3 Год рождения его — 1337.
4 Петрич находился выше Неродимля в Езерской платине, т. е. горном хребте, отделяющем Подринье, край, прилегающий к городу Призрену, от Косова поля.
5 Она была дочерью валашского воеводы Александра Бассарабы.
Тропарь святого Стефана Уроша V, царя Сербского, глас 3
Юношески процвел еси/ во отечествии твоем, добротою украшен,/ и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/ Уроше всечестне;/ царскаго корене плод сладок,/ аще и не во время созрев,/ в Господню житницу вселился еси/ и жалость велию сродству твоему оставил еси./ Молися о нас, творящих святую память твою.
Кондак святого Стефана Уроша V, глас 6
Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/ завистию бо убиен был еси от твоих присных,/ Божиим же Духом просвещен,/ святороднаго племене свят был еси/ и, мученическим венцем увязся,/ в чертозе Небеснем водворяешися./ Молися о нас, святе, творящих любовию память твою.
Святые Казахстанской земли
Маргарита (Закачурина) (1883 — 1937) – преподобномученица
Память 15 декабря (2 декабря по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родилась в 1883 году в селе Лежнево Лежневского района Ивановской области.
С 1902 по 1926 год подвизалась в монастыре.
С 1926 по 22 марта 1937 года состояла в трудовой артели.
22 марта 1937 года «за контрреволюционную деятельность» сослана в Казахстан сроком на 5 лет.
Ссылку отбывала в селе Майское Бескаргайского района Павлодарской области.
Арестована в селе Майском 3 декабря 1937 года.
4 декабря 1937 года заседанием тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области вынесено постановление:
Закачурину М. К.
Расстрелять.
Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в 2 часа ночи.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
По материалам сайта: https://mitropolia.kz/december/579-margarita-zakachurina.html
Мария Ивановна Дмитриевская (1879 — 1937) – мученица
День памяти 15 декабря (2 декабря по ст. ст.) в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в Москве в семье священника в 1879 году. Она закончила среднее учебное заведение и вышла замуж. Муж ее служил священником и у них было две дочери. Строгий внутренний настрой и желание творить добрые дела отличали Марию Ивановну, ей был близок монашеский образ жизни с его установкой на служение Христу и ближним. Она стала членом «сестричества преподобного Киприана», сформировавшемся в основном из Ивановских монашествующих, чьи монастыри оказались закрыты. Вместе с монахинями, которым она помогала, Мария Ивановна была арестована 27 апреля 1937 года.
Монахини Маргарита, Феврония, Тамара и жена священника Мария Ивановна проходили по одному групповому делу «Сестричества преподобного Киприана, Ивановская область, 1937 г.».
Матушки Маргарита и Тамара были приговорены к 5 годам, а матушка Феврония и Мария Ивановна к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке они тоже держались вместе и поселились в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве.
3 декабря 1937 их всех снова арестовали и составили новое групповое дело «Маргариты Закачуриной и др. г.Павлодар, 1937».
4 декабря следствие по этому делу было завершено с окончательным приговором: высшая мера наказания-расстрел.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
По материалам сайта: https://mitropolia.kz/december/580-mariya-dmitrievskaya.html
Тамара (Проворкина) (1880 -1937) – преподобномученица
Память 15 декабря (2 декабря по ст. ст.) в соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в селе Анохино Егорьевского уезда Рязанской губернии 20 февраля 1880 года в семье священника.
С 1902 до 1928 года она подвизалась во Владимирском женском монастыре в городе Ивано-Вознесенске (Владимирская губерния). После закрытия монастыря она не оставила монашеского подвига, была противницей обновленчества и придерживалась Тихоновской ориентации. Проживая с игуменией монастыря Августой и еще двумя монахинями, она работала при Деткомиссии глухонемых, затем занималась стеганьем одеял. 27 апреля 1932 года матушка Тамара была арестована и обвинена в «антисоветской агитации» и «распространении провокационных слухов». Ввиду неподтверждения преступления материалами, следствие постановило освободить ее из-под стражи.
22 марта 1937 года «за контрреволюционную деятельность» сослана в Казахстан сроком на 5 лет. Ссылку отбывала в селе Майское Бескаргайского района Павлодарской области. Арестована в селе Майском 3 декабря 1937 года.
4 декабря 1937 года заседанием тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области вынесено постановление:
Проворкину Т. И.
Расстрелять.
Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года.
Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
По материалам сайта: https://mitropolia.kz/december/591-tamara-provorkina.html
Феврония (Ишина) (1872 — 1937) – преподобномученица
Память 15 декабря (2 декабря по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родилась 25 июня 1872 года в селе Тихвинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 9-летнего возраста она была послушницей в Тихвинском женском монастыре города Кирсанова (Тамбовская губерния), в котором пробыла до 1919 года. Известно, что матушка во время пребывания в монастыре ездила в Иерусалим, где была 1 год и 7 месяцев. Из Иерусалима, как хорошая художница, она была отправлена в Рим учиться, и там тоже прожила больше двух месяцев. Повидавшая свет молитвенница была тверда в вере, и когда Русскую Церковь захлестнула волна нестроений, она не поддалась на соблазны обновленчества, но придерживалась, как тогда говорили, «Тихоновской ориентации».
25 февраля 1934 года ее арестовали и поместили в тюрьму в Тамбове. Предъявленное обвинение сводилось к «принадлежности к контрреволюционной церковно-монархической группе, состоящей из реакционного духовенства и монашества». Виновной себя матушка Феврония не признала и 21 марта 1934 года тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области приговорила ее к 3 годам исправительно-трудовых работ условно. На тот момент ее освободили из-под стражи.
Следующий арест состоялся 22 марта 1937 года. Матушка Февронья Ишина наряду с общим обвинением, что «является активной участницей контрреволюционной группы монашества и церковников», обвинялась также в том, что «На сборищах в своей квартире вела антисоветскую агитацию и распространяла контрреволюционные провокационные слухи о колхозах. Способствовала тайному крещению детей школьного возраста и вовлечению их в религиозную деятельность, за что была ранее сослана».
Она была сослана в Казахстан сроком на 3 года. Ссылку отбывала в селе Майское Бескаргайского района Павлодарской области. Арестована в селе Майском 3 декабря 1937 года.
4 декабря 1937 года заседанием тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области вынесено постановление:
Ишину Ф. Н.
Расстрелять.
Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в 2 часа ночи.
Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
По материалам сайта: https://mitropolia.kz/december/592-fevroniya-ishina.html
