Память 11 февраля (ст.стиль 29 января)

Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца

После того как Святой Игнатий Богоносец, по повелению царя Траяна, был растерзан зверями в Риме за Христа1, как об этом повествуется в его житии, остались после него некоторые, более крупные, кости. Бывшие в это время в Риме верующие собрали их и положили благоговейно в том же городе в почетном месте, а затем, в царствование того же Траяна, перенесли их в Антиохию — на защиту городу, в исцеление болящим, в утешение всему его словесному стаду и во славу Христа Бога, за имя Которого он ревностно пострадал2. Более подробные сведения об этом изложены в его житии под 20-м числом Декабря.

________________________________________________________________________

1 В 107 году, 20-го декабря.

2 Первое перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII в.) мощи его перенесены были в Риме, где находятся ныне в церкви св. Климента.

 

 

 

Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского

 

После искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту1, приобрел известность подвизавшийся в том же святом Печерском монастыре блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-дьяволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: «когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом2, и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть — силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов.

Раз к преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатью своему духовному отечеству, святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:

— К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, — а с прочими я веду борьбу.

Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:

— Кто эти подвижники, которых ты боишься?

В это время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать.

Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал:

— Все они одним словом могут изгнать меня.

Тогда ведшие его сказали ему снова:

— Мы хотим заключить тебя в пещере.

Он на это ответил им:

— Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.

Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом — на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братией в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его:

— Кто исцелил тебя?

Он, взирая на чудотворную икону Пресвятые Богородицы, ответил:

— С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.

При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.

Тогда они все вместе воздали хвалу Богу. Его Пречистой Матери и святым угодникам его.

Так прославилось святое место Печерской обители по благо устроению Божьему, возвещенному блаженным затворником Лаврентием, который, по прошествии некоторого времени оставил Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру3. По блаженной кончине святого Лаврентия4, тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честью положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Память преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе.

2 Монастырь св. великомученика Димитрия Солунского находился близ Печерского монастыря. В 1128 году он был приписан к Печерской обители.

3 Туров — город в нынешней Минской губернии. Св. Лаврентий был епископом Туровским с 1182 года.

4 Скончался в конце XII века.

 

 

Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца

В царствование римского императора Нумериана1 было великое гонение на христиан; к правителю города Эмезы2 поступил тогда донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Убедившись, что они исповедают Христа Бога истинного, идолов же не почитают и поносят. Правитель пришел в ярость, не в силах будучи склонить исповедников Христовых к идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям. Когда святые мученики приведены были на место казни, и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу.

________________________________________________________________________

1 Нумериан и Карник царствовали в 283 и 284 гг.

2 Эмеза — нынешний Гемс или Гомс, находилась в Финикии, на берегу Оронта, в приморской части современной Сирии (Азиатская Турция).

 

 

Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория

 

Все сии святые мученики, воинствуя по Христе, изобличали всенародно языческие заблуждения, за что были подвергнуты жестоким мучениям: плечи и колена их были сокрушены; потом их беспощадно строгали, надели на шеи их тяжкие железные оковы и ввергли в темницу; потом снова вывели из темницы, опять строгали их тела, повесили и пригвоздили главы их к кресту. В таких мучениях предали они души свои Богу1.

________________________________________________________________________

1 Пострадали в 297 году при императоре Диоклетиане в г. Самосатахе (в Сирии, на реке Евфрате).

 

 

Святые Казахстанской земли

Память 11 февраля (29 января по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.

 

Иоанн Михайлович Гранитов (1875 — 1920) – протоиерей, священномученик

Родился 25 июня 1875 года.

13 июня 1897 года окончил Рязанскую духовную семинарию.

С 12 сентября 1897 года состоял учителем церковно-приходской школы села Крещенского-Баева Рязанского уезда.

30 июня 1899 года согласно резолюции Преосвященного Аркадия принят на службу в Туркестанскую епархию и определен священником села Высокого Чимкентского уезда.

6 августа 1899 года епископом Рязанским Мелетием рукоположен в сан диакона, а 8 августа того же года – в сан иерея. Приказом от 15 октября 1899 года по учебному ведомству Туркестанского края определен на должность учителя по Закону Божию приходских училищ.

31 декабря 1902 года Преосвященным Аркадием, епископом Туркестанским, награжден набедренником.

Резолюцией Преосвященного Паисия, епископа Туркестанского, от 28 мая 1903 года назначен благочинным. Эту должность исполнял до 17 июля 1904 года до нового деления благочиний. Был удостоен благодарственной грамоты от Преосвященного Паисия.

28 сентября 1905 года награжден бархатной фиолетовой скуфьей. 22 февраля 1908 года переведен в село Сазановка (ныне Ананьево) Пржевальского уезда.

19 марта 1909 года ко дню рождения Его Императорского Величества священник Иоанн Гранитов был награжден камилавкой.

14 марта 1912 года определением Священного Синода «за заслуги по духовному ведомству» ко дню рождения Его Императорского Величества священник Иоанн Гранитов был награжден наперсным крестом. В это время отец Иоанн служил настоятелем Николаевской церкви станицы Софийской (ныне город Талгар) Верненского уезда Семиреченской области.

2 октября 1916 года «за отличную службу и особые труды по обстоятельствам военного времени» указом императора отец Иоанн Гранитов был награжден орденом святой Анны III степени.

Обвинялся в «контрреволюционных выступлениях против советской власти за все время ее существования в Семиречье, в укрывании запасов хлеба».

При аресте вырвали бороду. Перед расстрелом пытали, выкололи глаза, цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток кричал находившимся в соседнем помещении христианам: «Не отрекайтесь от Бога!»

Расстрелян в станице Софийской в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года. Погребен в неизвестной могиле близ станицы Талгар.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

 

Константин Иванович Зверев (1881 — 1920) – диакон, священномученик

Родился 3 сентября 1881 года в семье священника Софийского собора города Верного. Окончил неполный курс Верненской классической гимназии и 3 класса Ташкентской учительской семинарии.

С 1 мая 1903 года служил псаломщиком в Успенской церкви села Пахомовка Пронского уезда Рязанской губернии.

3 октября 1905 года резолюцией Преосвященного Паисия назначен псаломщиком в Софийский собор города Верного.

7 октября того же года переведен в Никольскую церковь станицы Софийской (ныне город Талгар) Верненского уезда Семиреченской области.

19 февраля 1906 года Преосвященным Паисием рукоположен в сан диакона к той же церкви.

11 декабря 1920 года заступился за настоятеля Талгарской церкви протоиерея Иоанна Гранитова при его аресте, за что был изрублен шашками (четвертовали). Останки сложили в мешок и бросили в овраг около кладбища, где проводились расстрелы.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских и Казахстанских.

 

Ксения Радунь (1875 — 1942) – мученица

Святая мученица Ксения родилась в 1875 году в Черниговской губернии. В 1940 году она была арестована и осуждена на пять лет лагерей.

В 1942 году в Акмолинском отделении Карлага в Казахстане, где она отбывала наказание, Ксению Михайловну снова арестовали по групповому делу преподобномученицы Евдокии (Андриановой) и 20 апреля приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

 

Леонтий Андреевич Клименко (1889 — 1920) – иерей, священномученик

Родился 18 июня 1889 года. Окончил курс в Песчанском народном училище Харьковской губернии.

С 15 августа 1913 года был послушником в Туркестанском архиерейском доме.

26 апреля 1914 года Преосвященным Иннокентием назначен псаломщиком в Кафедральный собор.

22 сентября 1914 года рукоположен во диакона.

1 октября 1915 года награжден архиерейской грамотой.

Дата рукоположения во иерея неизвестна.

Служил в сане священника в селе Евгеньевка Верненского уезда Семиреченской области (ныне село Маловодное).

Обвинен областным ЧК в контрреволюционных выступлениях против советской власти, в насмешках над РКПБ, хранении боевых припасов, в отказе молоть хлеб коммунистам.

Расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года в станице Талгар Семиреченской области вместе с протоиереем Иоанном Гранитовым. Вместе с ними расстреляно еще 5 человек православных христиан.

Погребены в неизвестной могиле близ станицы Талгар.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских и Казахстанских.

По материалам сайта:https://mitropolia.kz/february.html