Память 12 декабря (ст.стиль 29 ноября)
Уже прочитали: 20
Память святого мученика Парамона
В царствование нечестивого царя Декия1 был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды2, приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона3, он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул:
— О как много праведников нечестивый князь убивает невинно за то, что они не кланяются бездушным и немым идолам!
Сказав это во всеуслышание, он пошел своей дорогой. Князь же, услыхав те слова Парамона, возгорелся яростью и приказал своим слугам тотчас же догнать его и убить. Нечестивые слуги нечестивейшего князя догнали блаженного Парамона, который не знал этого распоряжения и шел своей дорогой, и взяли его. Сначала они извлекли изо рта его язык, который обличил и укорил мучителя, и искололи его; затем изранили все члены его и, наконец, пронзили тело копьями. Так святой мученик Парамон предал свою благочестивую душу в руки Божии.
В тот же час и святые вышеуказанные мученики, числом триста семьдесят, были убиты мечами пред капищем Посейдона за веру Христову.
________________________________________________________________________
1 Декий — римский император с 249 по 251 г.
2 Валсативские воды, при устье реки Тибра, находятся в Вифинской области.
3 Посейдон, у Римлян Нептун, — языческий бог морей и водных источников.
Память святого мученика Филумена
Святой мученик Филумен жил в царствование царя Аврелиана1, в Ликаонии2, занимаясь продажей жита в Галатии, в городе Анкире3. Святый Фелумен был оклеветан пред правителем области Феликсом, пред которым он и исповедал себя христианином, за что был повешен, строган и за тем ввержен в огонь, откуда благодатью Божиею вышел невредимым. После этого ему вбили в голову, руки и ноги гвозди и влекли его 30 поприщ4, от чего святой, изнемогши, предал дух свой Богу5.
________________________________________________________________________
1 Аврелиан Домиций царствовал с 270-275.
2 Ликаония — древняя страна Малой Азии. С 25 г. до Р. Хр. страна эта вошла в состав римской провинции Галатии. Столицею ее был первоначально фригийский город Иконион (нын. Кония).
3 Анкира — один из городов Галатийской провинции.
4 Поприще — мера расстояний на ристалище, где состязались в беге. Одно поприще равнялось нашим 690 саженям. Следовательно, 30 поприщ более 40 верст.
5 Кончина ев, муч. Филумена последовала около 274 г.
Священномученик Сатурнин Тулузский, епископ
Священномученик Сатурнин[*] (III в.), первый епископ Тулузский, был греком по происхождению и дворянином по рождению. Святой Сатурнин один из семи святых миссионеров, посланных Римом для просвещения Галлии во времена правления Декия (249–251). Когда миссионеры добрались до Арля, Сатурнин отправился в области Лангедока и Гаскони (юго-запад Франции) вплоть до границ с Испанией. После больших успехов он столкнулся с черствостью язычников в Каркассонне, где был арестован. Освобожденный по вмешательству Ангела, он продолжил свою миссию в городе Тулузе, где он нашел души, более открытые поиску истины, и основал там Церковь. Он исцелял больных и прокаженных крестным знамением и вдохновлял слушателей своей проповедью.
Оставив преемником Папуля, Сатурнин отправился в Испанию и привел к вере города Памплону и Толедо. По возвращении в Тулузу после мученической кончины Папуля, святитель Сатурнин столь воссиял милостию Божией, что бесы покинули языческое капище и идолы прекратили «обслуживать» своих жрецов и оставались немыми, несмотря на молитвы язычников и приносимые жертвы. Язычники были тем весьма огорчены. Они готовились принести быка в жертву на Капитолии, когда пришел Сатурнин, отправляясь на службу Божию. В толпе его кто-то узнал и воскликнул: «Вот враг нашей религии, знаменосец новой секты, тот, кто учит разрушать наши храмы, тот, кто осуждает наших богов, называя их демонами. Именно он своим присутствием мешает нам получать наши привычные ответы. Давайте будем мстить за оскорбления, которое он наносит нам и нашим богам. Заставим его принести жертвы, чтобы успокоить богов, или умереть, чтобы, по крайней мере, его смерть для них была приятна!» В то время, как спутники святителя обратились в бегство, Сатурнин, храня спокойствие, ответил: «Я знаю только одного настоящего Бога. Как Вы хотите, чтобы я опасался ваших воображаемых богов, в то время как, по вашим словам, именно они пугаются меня?» Эти слова епископа привели толпу в неистовство. Схватив Сатурнина, его привязали за ноги веревкой к дикому быку, который, подгоняемый уколами пик, устремился с яростью вон из храма. На первых же ступенях голова святого мученика разбилась. Затем животное, продолжив свой бег по улицам города, превратил в тряпки его тело, волоча его до тех пор, пока веревка не разорвалась. В том месте позже была воздвигнута церковь в честь священномученика Сатурнина.
Несмотря на опасность, две бедные христианские женщины пришли вскоре на место, положили тело священномученика в деревянный гроб и похоронили его неподалёку. Посещаемая в течение веков многочисленными паломниками могила Апостола Тулузы была знаменита происходившими на ней чудесами.
Примечание
[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.
По материалам сайта: https://azbyka.ru/days/sv-saturnin-tuluzskiy
Память преподобного отца нашего Акакия Синайского
Блаженный Иоанн Лествичник1 пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит2 рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное.
Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорить Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал:
— Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день?
Он же отвечал:
— Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему:
— Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасение тебе.
В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу3. Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему:
— Отче, брат Акакий, ученик мой, умер.
Отец, услыхав это, сказал:
— Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер.
Старец сказал:
— Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его.
Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому:
— Брат Акакий, умер ли ты?
Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил:
— Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть.
Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Иоанн Лествичник — происхождения неизвестного, 20-ти лет принял иночество, последние четыре года своей жизни был игуменом Синайской обители; скончался 80-ти летним старцем в конце VI века; память его 30 марта.
2 Св. Иоанн Савваит (Молчальник) родился в половине V столетия. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482-491 г., последнюю часть жизни провел в пещере. Память его 3 декабря.
3 Скончался в первой половине VI века.
Кондак преподобного Акакия, глас 2
Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.
Авив, священномученик, епископ Некресский
Священномученик Авив, епископ Некресский – один из тридцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке (сведения о них помещены под 7/20 мая). По благословению католикоса, архиепископа Грузии Евлавия (552–560), поселились они над рекой Арагвой на Заден (Зедазени).
Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. И таковыми оказались пресвитер Авив и диакон Иессей (память 2/15 декабря). По окончании литургии Евлавий взял правой рукой Авива, а левой – Иессея, поцеловал их и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский! Радуйся, Иессей, епископ Цилканский!» – и затем оба были хиротонисаны в Мцхете. Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя.
Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов.
Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая).
Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, обличая его в идолопоклонстве и твердо исповедуя перед ним Бога Христа. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.
Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и положены под престолом, где почивали под спудом.
Празднование св. Авиву было установлено 29 ноября в 1700 году при царе Вахтанге IX, хотя память священномученика чтилась и прежде в Грузии. Церковь близ Некресси, построенная св. Авивом, находилась в ведении диких лезгин, и только однажды в год, в праздник Рождества Христова, христиане могли посещать ее. Накануне праздника окрестные жители с оружием в руках и с бубнами поднимались на высокую гору Некресскую, чтобы встретить праздник. Клир стоял у дверей опустелого храма, окроплял каждого святой водой. Народ спешил в церковь приложиться к изображению святого Авива. На самый праздник, рано утром, совершалась в ней утреня и литургия, после чего бывало братское пиршество и гулянье. К вечеру гора пустела до нового Вифлеемского торжества.
30 ноября/13 декабря совершается память святого благоверного царя Грузинского Вахтанга Горгосали († 502 г.).
профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых
Нектарий Печерский, в Ближних Пещерах почивающий
Преподобный Нектарий Печерский, инок Киево-Печерского монастыря, подвизался в XII веке. За беспрекословное исполнение воли старшей братии и усердие в трудах он именовался «послушливым» (6-я песнь канона). Преподобный Нектарий погребен в Антониевой пещере.
Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания! В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода, говорят, – неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода – унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть – то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть – то же, что совершать нечестие идолопоклонства» (1Цар. 15, 22–23). Таково учение откровения Божия!
Память преподобного Нектария совершается особо 29 ноября/12 декабря, также 28 сентября/11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.
профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых
Святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский
Епископ Мардарий, в миру Иван Ускокович, родился 22 декабря 1889 года в черногорской Подгорице.
После 9-летнего обучения в светской школе Иван Ускокович поступил послушником в монастырь Студеница, где с благословения епископа Жичского Саввы (Барача) в 1909 году принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона.
Вскоре митрополитом Сербским Димитрием был направлен на служение на подворье Сербской Православной Церкви в Москве. В России поступил сначала в Волынскую духовную семинарию, которая в те годы располагалась в Житомире, затем перевелся в Кишиневскую духовную семинарию, которую окончил в 1912 году.
В том же году был возведен в достоинство синкелла митрополита Черногорского и поступил в Санкт-Петербургскую (с 1914 года Петроградскую) духовную академию.
Был избран вице-председателем Всероссийского русско-черногорского благотворительного общества. В годы учебы в Академии в качестве командированного Святейшим синодом выступал с лекциями как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах.
В 1916 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в славянской гимназии профессора Грибовского.
Будучи вхож в высшие государственные круги, о. Мардарий периодически посещал различных высокопоставленных знакомых в Царском Селе. По свидетельству члена Временного правительства С.П. Белецкого, Григорий Распутин был настроен по отношению к сербскому священнослужителю крайне враждебно и в конце концов добился его удаления из Петрограда.
В результате усилий Г. Распутина 17 августа 1916 года о. Мардарий (Ускокович) был назначен преподавателем гомилетики и соединенных с нею предметов Александровской Ардонской духовной семинарии, расположенной в г. Ардон (территория современной Северной Осетии). После неудачных попыток остаться в Петрограде был вынужден ехать на Кавказ. В Ардон священнослужитель прибыл 10 января 1917 года.
3 июля 1917 года Святейшим Синодом иеромонах Мардарий был назначен руководителем Сербской миссии в Америке с возведением сан архимандрита.
В общей сложности сербский священнослужитель прожил в России 12 лет.
После прибытия в Америку преподавал историю в Русском народном университете в Чикаго, затем был избран его вице-президентом.
28 февраля 1919 года на заключительной сессии II Всеамериканского собора РПЦ в Кливленде епископ Александр (Немоловский) представил участникам собора кандидатуры архимандрита Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления сербских приходов в Северной Америке и архимандрита Феофана (Ноли) для албанских приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они получат одобрение священноначалия Сербской и Албанской церквей, соответственно.
Для хиротонии архимандрита Мардария нужно было разрешение патриарха Тихона, однако связь с ним в это время была затруднена. Поэтому священнослужитель отправился в Белград. Но здесь его назначили на другой пост — игуменом Раковицкого монастыря и руководителем расположенной в нем монашеской школы.
5 декабря 1925 года Архиерейским собором Сербской Православной Церкви, проходившим в Сремских Карловцах, архимандрит Мардарий был единогласно избран на американскую кафедру.
Хиротония во епископа Американо-Канадского состоялась 25 апреля 1926 году в Соборной церкви Белграда. Хиротонию возглавил Сербский патриарх Димитрий (Павлович). 8 мая 1927 года епископ Мардарий (Ускокович) прибыл в США.
По прибытии иерарх активно занялся административным устроением первой епархии Сербской церкви в Америке.
29—30 мая 1927 года в монастыре святого Саввы в Чикаго под председательством епископа Мардария состоялся 1-й Великий сербский народный собор, на котором было принято решение об учреждении временного епархиального совета из 23-х членов, созываемого епископом каждые 4 месяца, и образовании епархиального фонда для финансирования епископа, совета и сербских школ.
1 сентября 1927 года под председательством епископа Мардария состоялся 1-й Церковно-народный собор, на котором присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Србадиjа» и по одному представителю от сербских обществ. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет.
Центром вновь созданной епархии стал учрежденный еп. Мардарием монастырь Святого Саввы в Либертивилле. В результате на протяжении всего XX века кафедра Американо-Канадской епархии СПЦ неизменной находилась в этом монастыре, а в мае 2011 года решением Священного архиерейского собора Сербской Православной Церкви монастырь вследствие своего духовного, исторического и культурного значения, получил статус ставропигиального — находящегося под непосредственным управлением Патриарха Сербского.
Епископ Мардарий скончался от туберкулёза 12 декабря 1935 года в Америке. Похоронен 18 декабря в монастыре Святого Саввы в Либертивилле.
Прославление епископа Мардария в лике святых Сербской Православной Церкви состоялось в ходе визита патриарха Сербского Иринея в США в сентябре 2015 года. Церковные торжества состоялись 5 сентября и прошли в г. Альгамбра (штат Калифорния).
По материалам сайта: https://azbyka.ru/days/sv-mardarij-uskokovich
