Память 13 августа (ст. стиль 31 июля)
Уже прочитали: 29
Святой праведный Евдоким
Святой праведный Евдоким был родом из Каппадокии1, сын благочестивых родителей Василия и Евдокии. В царствование Феофила2 он служил в войске и отличался добродетельной жизнью, усердно соблюдая все заповеди Божии и пребывая в посте и воздержании, а также в молитве и сокрушении о грехах. Прилежно занимаясь чтением и изучением божественных книг, он оказывал щедрую милостыню нищим, убогим, сиротам и вдовицам, благодетельствовал церквам и монастырям и, являя всем обильную милость, соблюл свою девственную чистоту беспорочно. Он настолько был целомудрен, что никогда не позволял себе ни беседовать с женщинами, ни смотреть на них; даже не допускал к себе женщин, кроме своей матери, которую одну сыновне почитал и с которой беседовал. Во всяких разговорах соблюдал себя от празднословия и пустословия, предпочитая молчание многословию; устранялся от тех, кто любит говорить без дела и глупости; лжи, клеветы и всякого осуждения не то, что говорить, но даже не желал и слышать, украшая свою душу всякими добродетелями. Среди толков, смятения и суеты мирской на него можно было смотреть, как на лилию среди терновника или золото в огне, нисколько не поврежденного мирскими соблазнами и страстными влечениями. За свои добродетели он был любим и уважаем всеми, известен и царю, который поставил его начальником Каппадокийского полка и послал в страну Харсианскую3 для управления народом. Пользуясь властью, он вел управление с добротой и полной справедливостью, так что в своей жизни был праведен и пред Богом и пред людьми. О тайных же его добродетельных подвигах никто не может ни знать, ни сказать, кроме всеведущего Бога, испытывающего сердца и помышления наши, Которому сей блаженный и праведный муж поработал всем своим сердцем и душой и, вполне угодивши Ему, с миром преставился в молодых летах: он имел только 33 года от рождения. На нем исполнилось Писание: «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу» (Прем.4:13-14). Хотя он не дождался старческих седин, но совершенством добродетельной жизни превзошел многих старцев, ибо богоугодная старость не числом лет измеряется: богоугодной сединой служит мудрость и старым возрастом – чистая жизнь добродетельного мужа; если кто достигнет такого возраста, тому нет необходимости долгие лета пребывать в суетном и ничтожном мире, и он желает «разрешиться и быть со Христом» (Филип.1:23). Достигнув такого возраста, святой Евдоким скончался, хотя и был молод летами. Он угодил Богу, и Бог возлюбил его, поэтому он взят был из среды грешников и восхищен, чтобы злоба не извратила его разума и лесть не соблазнила души его (ср. Прем.Сол., 4 гл.) Как произошла его кончина, об этом сообщили присутствующие при ней. Когда он, лежа на одре болезни, приблизился к смертному часу, то созвал своих домашних и завещал им с клятвой, чтобы они, по отшествии души его, не осматривали, не омывали его тела и похоронили в той же одежде и тех сапогах, какие были на нем, и так положили бы его во гроб. Потом приказавши всем выйти и затворить двери, он совершил молитву, которую слышали некоторые чрез дверь. В молитве он просил, чтобы кончина его никому не была видима, как и жизнь его, заключавшая в себе тайные подвиги, не была кому-либо известна. Возблагодарив Бога за всё, он, наконец, произнес: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой», и вышел из тела и отошел ко Господу. Домашние погребли его так, как он завещал им.
Господь, желая прославить Своего угодника и показать по его кончине, какой святости была жизнь его, дал его прославленным мощам чудесную благодать, по которой от них получались исцеления всяких болезней. Прежде всего, некий муж, по имени Илия, имеющий в себе нечистого духа и сильно от него страдающий, немного времени спустя после преставления и погребения святого Евдокима, гонимый и мучимый бесом, пришел ко гробу праведника. Как только ноги его коснулись гроба, тотчас, как будто опаленный огнем, нечистый дух громко вскрикнул и, бросивши человека на гроб, вышел из него и бежал, гонимый молитвами праведника. Люди, увидевши это, начали приводить и приносить своих больных и класть их на гроб тот; и все получали скорое исцеление; за это святого Евдокима почтили тем, что сделали надгробную сень и зажгли лампаду. Слава о чудесах его распространилась повсюду, и многие стали стекаться к нему; одержимые разными болезнями получали исцеление то чрез помазание елеем из лампады, то чрез приложение к больным местам земли, взятой от гроба. Одна женщина принесла свое дитя, имевшее расслабленные руки, неподвижные, как будто мертвые; как только она помазала елеем из лампады святого руки своему дитяти, сейчас же оно исцелилось и начало исправно действовать руками своими. Подобно этому был принесен другой отрок, расслабленный ногам, так что он не был в состоянии ни ходить ни стоять; когда омертвевшие ноги его помазали тем же елеем из лампады, тотчас отрок выздоровел и начал ходить и скакать, хваля Бога. Одна женщина, имевшая на своем теле мучительный веред, пришла и, взявши земли от гроба святого, смешала ее с водой, а лучше сказать со слезами, и приложила к вереду, как целительный пластырь, и в тот же день совершенно исцелилась. Слава о чудесах святого Евдокима дошла и до Царьграда, где еще жили его родители, переселившиеся сюда из Каппадокии. Мать его из Византии пришла в Харсианскую страну и, увидевши гроб сына и большое при нем собрание народа, стекающегося для получения исцеления, припала ко гробу и, обнимая его, со слезами говорила:
– О, мое дорогое чадо! Свет очей моих! Откуда тебе эта великая чудодейственная сила? Откуда такая целительная благодать? Воистину это тебе дано от Бога за твои тайные добродетельные труды, которыми ты угодил своему Владыке! Блаженна я среди матерей, сподобившись быть родительницей такого сына, и уже не рыдания совершаю по тебе, как по умершем сыне, а приношу духовные песнопения, как другу Божию, живущему с Богом.
Произнесши и другие слова с радостными слезами, мать приказала снять камень, откопать землю и открыть раку; когда было это сделано, то увидели тело святого, ничуть не истлевшее, лицо светлое, как живое, и уста в своей естественной красоте; хотя святой был в земле уже 18 месяцев, однако нисколько не изменился, был, как живой, только уснувший; великое благоухание исходило он него, и вынесли раку с мощами из земли наверх. Когда мать пожелала облечь сына в новые одежды, случилось тут быть одному пришельцу монаху, по имени Иосифу, мужу добродетельному, в сане пресвитера; он поднял из раки тело святого, как живое, – его руки и ноги свободно сгибались; инок снял с тела святого прежние одежды, и с ног сапоги без всякого труда, ибо сами руки поддавались раздеванию и ноги разутию; облекши тело в новую одежду, опять благочинно положили его в раку.
Мать пожелала взять и отнести с собой в Византию чудотворное тело своего возлюбленного сын:
– Звезда сия, – говорила она, – воссияла из моей утробы, пусть же и возвратится ко мне, в дом мой!
Но жители той страны собрались и не дали ей тела, говоря так:
– Хотя звезда сия взошла из твоей утробы, но у нас совершился заход ее, и снова ясней она воссияла чудесами. Хотя от тебя возросла сия добрая лоза, но у нас принесла сладкие плоды целебной благодати. Если бы Бог желал чудесным мощам угодника быть в другом месте, то он разве не мог бы живым возвратиться туда, откуда он пришел к нам?! О, добрая мать! Не противься судьбам Божиим и не завидуй нам в нашем даре; достаточно тебе той славы, что ты родила такого святого!
На такие словам мать замолчала и, пробывши несколько дней при гробе сына, попрощалась со всеми и возвратилась домой. Вышеупомянутый иеромонах Иосиф сделался блюстителем мощей святого угодника и некоторое время пребыл при нем, но потом, нашедши удобное время, тайно ночью взял мощи праведника и ушел с ним в Царьград. И во время пути совершались чудеса: как украденное миро, хотя и скрываемое, не может быть утаено по причине сильного благоухания, так и мощи святого Евдокима, тайно взятые, не могли быть скрыты по причине исходящей от них благодати исцеления: если в пути где встречался больной, он получал исцеление. Одна бесноватая женщина приблизилась к прославленной раке, и возопил в ней бес, обличая несомого праведника и говоря на него хулы, но тотчас пораженный невидимой силой бросил женщину и убежал он нее. Игумения Мантинийского монастыря имела болезнь и большую язву в тайном месте тела; она никак не могла от нее излечиться и сильно страдала. Встретивши мощи святого, он коснулась честной раки, приложилась к телу святого и шепотом сказала ему, как живому, о своем недуге и тотчас получила исцеление. Иосиф донес честные мощи святого Евдокима до Византии, и отдал их родителям; те невыразимо обрадовались, и не только они, но весь город очень радовался принесению к ним чудотворных мощей4. Родители честную раку своего святого сына вскоре оковали серебром и положили ее в построенной ими же церкви Пресвятой Богородицы, славя и благодаря прославляемого в Троице Бога Отца и Сына и Святого Духа, Которому и от нас да будет слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
От земли воззвавый тя к небесным селением, соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме: ты бо в целомудрии и чистом жительстве блаженне жительствовал еси, не осквернив плоти. Темже со дерзновением моли Христа Бога, спастися нам.
Кондак, глас 2:
Вышних желая, с вышними совокупляяся, и колесницу огненную, божественными восхожденьми добродетелей совершил еси душу, преблаженне Евдокиме: на земли пожив яко безплотен, Зиждителю всех благоугодил еси.
_______________________________________
1 Каппадокия – область Малой Азии.
2 Феофил – византийский император 829-842 гг.
3 Харсианская область в Малой Азии в западной части Каппадокии.
4 На основании свидетельства греческих прологов предполагают, что кончина прп. Евдокима была 31 июля, а перенесение мощей 6 июля. Наш русский паломник Антоний, бывший в 1200 г. в Царьграде, говорит: «У столпа по стороне Богородицына монастыря лежит новый Евдоким в сребряне гробе, аки жив». Житие прп. Евдокима, с греческого подлинника, издано Лопаревым в 1893 г.
Память святой мученицы Иулитты
Святая Иулитта, насильственно лишенная имения, прося у судии правосудия, получила ответ, что может возвратить свое имени только отречением от Христа; неустрашимая исповедница имени Христова предпочла тогда смерть отпадению от веры; отказавшись от имения и жизни, святая Иулитта бестрепетно вступила в подвиг мученичества; страдание ее совершилось в 304 или 305 году при императоре Диоклитиане.
Святитель Герман, епископ Осерский
Свт. Герман Осерский (†448) – епископ галльского города Осера, прославившийся милосердием. В 429 и 440 годах дважды посещал Британию для борьбы с пелагианской ересью, где также помог бриттам одержать победу над врагами. В 432 году рукоположил св. Патрика, ставшего просветителем Ирландии. Скончался в Равенне, мощи покоятся в аббатстве Сен-Жермен в Осере.
Святитель Герман[1] родился около 378 года в Галлии близ города Осера. Он происходил из богатой и знатной семьи. Герман получил блестящее образование сначала в Галлии, а потом в Риме, где изучал право и стал адвокатом. Женившись на добродетельной и благочестивой девушке, он вернулся в Галлию и занял высокий пост. Когда скончался Осерский епископ Аматор, по Божественной воле, выраженной в единогласном решении народа, Герман вопреки своему желанию был избран епископом (418).
Оставив мирское служение, чтобы посвятить себя служению небесному, он полностью изменил свою жизнь. Презрев суету этого мира, епископ раздал свое имущество бедным, стал жить с женой как брат с сестрой и предался аскетическим подвигам, соединенным со смирением. В любую погоду святитель Герман носил один и тот же капюшон и плащ и не менял их, пока они не превращались в лохмотья. Он надевал на голое тело грубую власяницу, а на шее носил мешочек с мощами святых, от которых совершались многочисленные чудеса. Спал он одетым, не снимая обуви, на убогой подстилке, наполненной углями, и, поднимаясь после короткого отдыха, проводил всю ночь в покаянном сокрушении. Проводя в миру аскетическую и уединенную жизнь и постоянно устремляясь к Богу, он, тем не менее, не забывал долга гостеприимства. Епископ всех принимал в своем доме, омывая гостям ноги и служа им за столом в подражание Господу.
В начале епископского служения он основал на правом берегу Ионны монастырь, посвященный святым Косме и Дамиану, и делил свое время между совместной молитвой с монахами и наставлением клира и паствы в соборе. Христова кротость, возраставшая в нем через аскетические подвиги, в изобилии изливалась на его паству в делах милосердия и чудесах. Он помог одному сборщику налогов найти потерянные им деньги, которыми завладел некий одержимый. Благословляя масло, святой Герман исцелял детей своего города во время эпидемии дифтерита. Он исцелял многих одержимых и для всех готов был служить источником милосердия Божия.
В то время из Рима по всему Западу распространилась пелагианская ересь, сторонники которой утверждали, что человек, наделенный Богом свободной волей, может возрастать в добродетелях и спастись без помощи Божественной благодати. Особенно прочно эта ересь утвердилась на родине Пелагия – в Британии. Православные этой страны направили депутацию галльским епископам, которые в 429 году созвали Собор. На Соборе было решено направить в Британию святителя Германа и святителя Лупа Труасского (память 29 июля) для борьбы с этой ересью.
Спускаясь по Сене, два епископа остановились однажды вечером в селе Нантер. К Герману привели маленькую девочку по имени Женевьева, будущую святую, которую он благословил и наставил в духовной жизни (память 3 января).
Переправляясь через Ла-Манш, он прекратил поднятую бесами бурю, запретив, подобно Христу, бушевать волнам и вылив в них немного масла. Оба епископа, тепло встреченные огромной толпой, не замедлили показать превосходство истинной веры как проповедями, так и чудесами. Верные утвердились в истине, а множество заблудших вернулись к ней, так что вскоре вся страна готова была прийти к единодушию в вере.
Устрашенные ревностью проповедников, еретики поначалу скрывались, но потом, убедившись в своей многочисленности, решили выступить открыто. Однако блаженные иерархи, предоставив противникам говорить, сколько им угодно, продолжали евангельскую проповедь. На их речи, подобные по силе раскатам грома, еретикам нечего было возразить. Толпа громкими криками приветствовала победу епископов в споре и хотела расправиться с еретиками. С большим трудом святым епископам удалось удержать народ от расправы. Их победа стала еще более убедительной, когда святой Герман исцелил слепую девочку, приложив к ее глазам мешочек с мощами, который он всегда носил с собой. С этого момента люди всем сердцем принимали православную проповедь.
Обеспечив мир в Церкви, два епископа отправились на могилу святого мученика Альбана (память 22 июня). Вернувшись в Осер, святитель Герман в честь него освятил храм.
Уже завершив миссию, епископ Герман сломал ногу. Около дома, где он лежал прикованный к постели, начался пожар.
Собравшаяся толпа бросилась спасать проповедника, но он запретил им выносить свое ложе, и огонь прошел мимо его дома, сжигая все вокруг. Святой исцелился после явления ему ангела в белых одеждах и продолжил путь в Галлию.
Между тем саксы и пикты, заключив между собой союз, напали на бриттов. В страхе те обратились к святым епископам, которые прибыли к ним в лагерь и подняли боевой дух воинов так, как если бы к ним подошло сильное подкрепление. На протяжении всего поста они наставляли воинов и, построив деревянную церковь, многих крестили на праздник Пасхи. В этот же день они получили известие о подходе противника. Тотчас новопросвещенные сменили крестильные рубахи на боевые доспехи. Встав во главе войска, святитель Герман велел бриттам устроить засаду в узкой долине. Когда враг приблизился, епископы, как боевой клич, трижды возгласили: «Аллилуйя!» Подхваченный войском, этот клич был похож на раскат грома. Нападавшие обратились в беспорядочное бегство, и многие из них при этом погибли. Одержав столь внушительную победу над видимыми и невидимыми врагами и восстановив мир и спокойствие в Британии, святые отправились домой.
Вернувшись в Осер, святитель Герман, укрепляемый Божественной благодатью, продолжил пастырское служение. Горожане, страдая от невыносимых поборов, обратились к нему, как дети к своему отцу. Сжалившись над ними, он отправился в префектуру Галлии, в город Арль, чтобы добиться снижения налогов. Проезжая по Галлии с небольшой свитой и с Христом в сердце, он совершил по дороге множество чудес и свидетельств Божия милосердия. Несмотря на его стремление остаться незамеченным, жители всех окрестных городов и селений приносили к нему больных, приводили для благословения жен и детей и собирались послушать его богодухновенные речи.
Принятый в Арле как достойный преемник апостолов, святой Герман остановился у своего друга Илария (память 5 мая), который часто посещал его и обсуждал с ним церковные проблемы Галлии. Префект Авксилиарий отнесся к святителю с особым почтением. После того как епископ исцелил его жену, долгое время страдавшую лихорадкой, префект охотно согласился облегчить налоги жителям Осера. На прощание Авксилиарий подарил ему много подарков.
Святому Герману пришлось еще раз поехать с миссией в Британию для борьбы с возрожденной пелагианской ересью в 440 году. Вскоре после возвращения в Осер к нему прибыла делегация из Арморики[2] с просьбой о помощи. Военачальник империи Аэций потребовал от свирепого Гоара, короля варварского племени аланов, утопить в крови бретонское восстание[3]. Престарелый епископ спешно отправился к Гоару. Сначала он стал умолять короля через переводчика, но когда тот хотел оттолкнуть его с дороги, схватил поводья его лошади, остановив его и все следовавшее за ним войско. Гоар не рассердился, но, напротив, проникся к святому уважением, благосклонно выслушал просьбу и, развернув войско, вернулся к себе. Тем не менее святой Герман без промедления отправился в Равенну, столицу Западной империи, чтобы добиться у императора Валентиниана III и военачальника Аэция подтверждения милости, временно предоставленной Гоаром.
Остановившись в Алезии у своего друга пресвитера Сенатора, он исцелил немую девушку, а затем трогательно попрощался с другом, зная, что не вернется живым из этого путешествия. Он пересек Альпы, неся на спине дорожный мешок хромого старика, которого встретил по дороге и которого на себе переносил через ущелья. Раздавая по пути щедрую милостыню, святой прибыл в Равенну, куда уже дошла слава о нем.
Он был с честью принят святым епископом Петром Хрисологом[4]. Императрица Галла Плацидия прислала ему большую серебряную вазу, полную изысканных блюд, которые Герман разделил со своими слугами. Он оставил вазу себе и вырученные за нее деньги раздал бедным, а императрице послал небольшое деревянное блюдо с ячменным хлебом, от которого потом происходили многочисленные исцеления. Проходя однажды мимо тюрьмы, в которой содержались приговоренные к смерти, святой исполнился жалости и, пав на землю, стал молить Господа. Тотчас же железные замки и засовы рассыпались, узники в цепях вышли из тюрьмы и направились в церковь возблагодарить Бога. Исцеления, совершенные святым Германом, вызвали восхищение во всем городе, и он легко добился бы у императора общей амнистии для Арморики, если бы новое восстание не вызвало гнева правителя и не сделало бесполезным все заступничество святого епископа.
Вскоре, в разговоре после утренней службы, Герман открыл шести епископам, что ночью ему явился Господь и предупредил о скором переселении в подлинное Отечество. Он заболел и попросил пришедшую навестить его императрицу отправить его тело в Осер. В течение семи дней у дома святого толпились люди, желавшие получить последнее благословение Германа, а на седьмой день его душа перенеслась на небо.
Император, епископ и самые знатные люди разделили принадлежавшие ему вещи. Огромная процессия с факелами, свет которых затмевал солнце, сопровождала тело преподобного в Галлию. 22 сентября святые останки доставили в Осер и похоронили в церкви за городскими стенами, которую впоследствии стали называть в его честь. Почитание святого Германа быстро распространилось в Галлии и Британии, где до наших дней множество сел и церквей носят его имя.
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра.
Примечания
[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.
[1] Его «Житие» было составлено Констанцием, лионским иереем, через 30 лет после его смерти (см.: SC. 112).
[2] Ныне Бретань.
[3] Варварское племя федератов, поселенное в районе Орлеана. Восстания крестьян и бедноты, вспыхивавшие в эпоху вторжений и переселений народов, приводили к образованию банд разбойников, живущих грабежами. Чтобы покончить с ними, римским властям часто приходилось призывать войска варваров-федератов. Однако эти войска плохо поддавались контролю и отличались грабежами и притеснениями населения.
[4] Память 4 декабря в Западной Церкви.
Преподобномученик Дионисий Ватопедский
Прмч. Дионисий Ватопедский (†1822) ‒ афонский монах, пострадавший на Крите. В 1822 году, сопровождая Пояс Пресвятой Богородицы во время эпидемии, был захвачен турками. Отказавшись принять ислам, претерпел жестокие пытки (раскалённые колья в виски) и был повешен.
Преподобномученик Дионисий Ватопедский – инок, пострадавший в 1822 году за отказ принять ислам. Был монахом Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон в Греции.
В 1822 году на острове Крит свирепствовала страшная эпидемия, и Дионисий был послан туда для сопровождения Честного Пояса Пресвятой Богородицы. В то время восстание против турецкого ига, поднявшееся по всей Греции, дошло и до Крита. Турки взяли в плен Дионисия, пытаясь заставить его отречься от веры и принять ислам. Преподобный отказался, после чего турки подвергли его страшным пыткам, вонзая в его виски раскаленные железные колья. В 1822 году, в Чистый Понедельник, Дионисий был приговорен к повешению.
Прославление Дионисия Ватопедского было совершено Константинопольским Патриархатом. В 2007 году его имя было внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви.
По материалам сайта: https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-vatopedskij
Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922)
Дни памяти
8 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
21 июня (переходящая) — Соборы Псковских и Санкт-Петербургских святых
12 августа — Собор Самарских святых
13 августа
18 ноября — Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Сщмч. Вениамин (Казанский, 1873-1922) ‒ митрополит Петроградский, родился в семье священника, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, в 1917 году избран митрополитом Петроградским. В 1922 году арестован по делу об изъятии церковных ценностей. Расстрелян 13 августа 1922 года. Прославлен в лике святых в 1992 году.
Священномученик Вениамин, в миру Василий, родился в 1873 г. в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда (ныне Архангельская обл.) в семье священника Казанского. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Он любил чтение житий святых, восхищался их духовными подвигами, сожалея, что в современном мире лишен возможности пострадать за веру православную.
После окончания Петрозаводской Духовной семинарии Василий Казанский поступает в Петербургскую Духовную академию. В годы студенчества он принимает участие в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 г. он принимает монашеский постриг с наречением ему имени Вениамин, а по окончании академии со степенью кандидата богословия направлен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию, в 1898 г. он — инспектор Холмской семинарии, а через год — Петербургской.
Святительское служение св. Вениамин начал в 1910 г. как епископ Гдовский, Санкт-Петербургский викарий. Хиротонию совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский, + 1912), Московский Владимир (Богоявленский, + 1918, память его 25 янв.), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин, + 1925, память его 25 марта) и другие. Святительский сан владыка Владимир воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Воздействие его наставлений среди всех страждущих и заблудших было велико и многих приводило к покаянию. Святителя отличали евангельская простота, отзывчивость, сердечность и доступность.
События 1917 г. вызвали перемены в жизни Церкви, правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах духовенства и мирян, в Петрограде большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он — архиепископ Петроградский и Ладожский, с 13 августа, накануне Поместного Собора Русской Православной Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
Сразу после избрания святитель сказал: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала… Самая главная задача сейчас — наладить нашу приходскую жизнь». Все силы свои святитель направил на защиту православных людей, ибо гонения начались сразу после декрета «Об отделении Церкви от государства», воспринятого властями как сигнал к уничтожению Православной Церкви; не прекратились гонения и насилия и после окончания Гражданской войны.
В вопросе об изъятии церковных материальных ценностей святитель Вениамин занимал позицию, свидетельствующую о высокой христианской любви ко всем бедствующим: он благословил передачу всего имущества, не имеющего богослужебного употребления. Но революционеры у власти и раскольники-обновленцы не хотели замечать человеколюбивой позиции владыки, 29 мая 1922 г. он был арестован (по сфабрикованному делу проходило 86 человек).
Перед лицом ожидавшей его смерти святитель был спокоен и обратился к трибуналу: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но, что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: „Слава Тебе, Господи Боже, за все»».
В ночь с 12 на 13 августа митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.
Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в 1866 г. в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 г. окончил Училище правоведения, был членом ГУ Государственной думы, входил в состав секретариата Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917—1918 гг. Был заместителем председателя Общества петроградских православных приходов.
Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 г. в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 г. доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов.
Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде.
Канонизация новомучеников состоялась на Архиерейском соборе в Москве в 1992 г. Ранее состоялась канонизация новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей, дата мученической гибели святителя Вениамина и иже с ним убиенных внесена в церковный календарь.
Монахиня Таисия. Русские Святые.
Тропарь священномученика Вениамина, глас 1
Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак священномученика Вениамина, глас 6
От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.