Память 29 августа (ст. стиль 16 августа)
Уже прочитали: 4
Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
Во дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, «исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех», в Эдессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью, – проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы; внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг слух1 о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, – как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в следующем:
«Князь Эдесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в странах иерусалимских явившемуся, во плоти радоваться.
До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, – слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься придти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется всё потребное».
С этим посланием Авгаря живописец Анания достиг Иерусалима. Он увидел Господа Иисуса учащего на равнине среди множества людей, но не мог приблизиться к Нему по причине тесноты, производимой скученностью народа. Ожидая времени, когда разойдется народ, Анания вступил на один камень, немного возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя, намереваясь изобразить его; и не мог Анания сделать этого, ибо Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатию. Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел Апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его к себе по имени и, указывая на его занятие, назвал его по имени живописцем Ананиею и открыл причину его пришествия, говоря:
– Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Эдессы?
Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости, тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее:
«Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)».
Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художник, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал:
– Неси, отдай пославшему тебя. (Это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями2.
И возвратился3 Анания в Эдессу к князю своему и отдал ему нерукотворенное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и облобызал с любовью; поклонившись образу Христову, он тотчас получил облегчение в болезни, так что только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был придти к нему посланный Господом ученик.
По вольном же страдании, воскресении и вознесении на небо Господа, в Эдессу пришел, по Божественной благодати, святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов: достаточно наставив Авгаря святой вере в Христа, святой Фаддей крестил князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчас уничтожилась оставшаяся часть проказы, и он вышел из купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и славилось в Эдессе имя Господа нашего Иисуса Христа, единого истинного Бога. Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Этого идола Авгарь свергнул с его места и уничтожил; потом он устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь; наложив убрус нерукотворенного образа Христова на доску не гниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами; кроме того, он сделал еще такую надпись золотыми буквами:
– Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится.
И повелел Авгарь всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову; он издал закон, повелевавший непременно воздавать таковую честь Господню изображению; это благочестное повеление Авгаря, огражденное законом, соблюдалось в течение многих лет: как во дни жизни его и его сына, по нем княжествовавшего в Эдессе, так и при его внуке. Затем, при одном из правнуков Авгаря, приявших княжение в Эдессе, возобновилось в городе древнее языческое нечестие: этот князь, развратившись, отступил от Христа и уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, князь, как враг Христа, вознегодовал; он захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола. Узнав об этом, по особому извещению от Господа, епископ Эдессы пришел ночью с клириками к вратам городи и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную лампаду с деревянным маслом; потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною, – так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный образ Христов стал невидим, нечестивый князь оставил свое намерение. И, по многом времени, в памяти людей уничтожилось воспоминание о святом образе, забыто было и место его заграждения; никто не знал о нем до дня его чудесного явления после очень многих лет, совершившегося следующим образом.
Во дни благочестивого царя Иустиниана царь персидский Хозрой с большим войском подошел к Эдессе, окружил его и начал упорную и продолжительную осаду. Когда же граждане, находясь в изнеможении от недоумения и великого страха, со слезами молились Богу, в одну ночь епископу Эдессы Евлавию явилась некая пресветлая, блистающая великою славою, невеста; показывая перстом на городские ворота и место в стене, она сказала:
– Вверху этих врат сокрыт божественный нерукотворенный образ Спаса Христа; хорошо сделаешь, когда вынешь его из заграждения.
Епископ с поспешностью пошел ко вратам и, поднявшись к месту указанному в стене, нашел всё так, как было сказано ему в откровении; узнав заграждение, он раскопал его и отнял доску; и нашел пречистый и пресвятой образ Христов цел и невредим, лампаду, несмотря на то, что прошло уже столько лет, не угасшей и полной елея; а на самой доске, которою заложен был образ, отобразилось нерукотворенно другое такое же подобие Лица Христова. Епископ взял убрус с изображением Спаса и показал гражданам; и была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес образ по стенам города, являя Лицо Спасителя персидским воинам, осаждавшим город, и тотчас всё персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось в бегство. Так Эдесса милосердием Христа Бога нашего и явлением Его нерукотворного пресвятого образа была избавлена от своих врагов.
Затем, также по прошествии многих лет, когда в Греции был царем Роман Багрянородный, прозывавшийся еще Ликапенис, разделявший власть с Константином, сыном Льва Премудрого и своим зятем, святой убрус с нерукотворенным изображением божественного Лица Христова перенесен был из Эдессы, захваченной сарацинами, в Константинополь: в те времена уже вся Сирия, в которой и находится Эдесса, была под властью сарацин. Перенесение это совершилось таким образом: царь греческий Роман, желая иметь в Царьграде бесценное сокровище (нерукотворенный образ Спаса) много раз посылал к эмиру Сарацинскому просьбу отдать ему нерукотворный образ Христов. Эмир же, упрашиваемый эдесскими христианами, не хотел отдать образа, и возникла война: царь Роман послал в Эдессу свое войско и стеснил город, опустошая окрестности. Тогда эдессяне послали к царю греческому просьбу о прекращении войны; царь же просил у них образ Христов. Эмир же сарацинский, под властью коего была Эдесса, не хотел отдать даром; царь же христианский, движимый великим желанием иметь у себя нерукотворный образ Христов, дал эмиру двенадцать тысяч сребреников в возвратил из плена греческого двести знатных сарацин, к этому он присоединил еще свое царское за золотой печатью писание, обещая никогда не поднимать войны ни на Эдессу, ни на его окрестные города. Получив через это желаемое, царь принял нерукотворенный образ Христов и с ним вместе и то послание, которое, как замечено выше, Господь наш Иисус Христос написал Авгарю, князю эдесскому; руками архиереев и прочих честных мужей духовного чина святой образ был перенесен в Царьград. По пути и в самом Царьграде от честного образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги, – слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись. Один же бесноватый восклицал:
– Восприими, Константинополь, твою славу и веселие, а ты, Порфирородный, честь твоего царства.
Так взывая, человек этот исцелился от беснования.
Празднование перенесения нерукотворного образа Христова установлено в 16 день августа месяца, когда именно Его приял с великою честью и торжеством царствующий город и поставил в церкви Пресвятой Богородицы Фаросской4 на защищение граду и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого ныне и присно и во веки веков. Аминь5.
Тропарь, глас 2:
Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2:
Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
___________________________________________________________
1 Первое сказание о сношениях Христа с Авгарем встречаем у отца церковной истории Евсевия Памфила (ум. 340 г.); по его собственным словам он занес это сказание в свою историю, основываясь не на предания только, но и на письменных документах, найденных им в Эдесских архивах. За Евсевием следуют из IV века Ефрем Сирин, из V в. армянский историк Моисей Хоренский и из VI в. – Прокопий. Армянский историк V века Моисей Хоренский описывает случай, благодаря которому Авгарь услышал об Иисусе Христе, именно: Авгарь узнал о Христе от своих послов, которых он отправлял к римскому трибуну, управляющему Финикией, Палестиной, Сирией и Месопотамией, – послы на обратном пути были в Иерусалиме и здесь видели чудеса Спасителя. Писатель X века Константин Порфирородный (ум. 959 г.), у которого встречаем наиболее обстоятельный рассказ о происхождении Нерукотворенного образа, передает, что Авгарю сообщает о Христе слуга его Анания, возвратившийся из путешествия в Египет.
2 Возражают против подлинности посланий Авгаря к Иисусу Христу и Иисуса Христа к Авгарю. Говорят: 1) Евангелие молчит о сем событии. Но в Евангелии сказано: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей (Иоан.20:30). По Евангелию слух об Иисусе Христе прошел до Сирии и оттуда приносили больных (Мф.4:24). 2) Писатели первых трех веков до Евсевия молчат. Но и это доказательство отрицательное, как и первое. Цицероново сочинение о Республике открыто только в 1822 году; что удивительного, что не знали о сем послании восточные греческие писатели, коих самых сочинения многие не доли. Впрочем у Георгия синкелла под 215 годом от Р. Х. говорится, что Юлий африканский говорил об Авгаре св. муже царе в Эдессе, тоже у Моисея Хоренского (5 в. кн. 2, гл. 9). 3) Блаженный Иероним молчит. Но Евсевий стоит Иеронима. Он сам видел сии акты и обнародовал их на греческом языке в своей церковной истории. 4) Блаженный Августин говорит, что Иисус Христос ничего не писал. Это он говорит в споре с манихеями, которые опирались на сочинения, яко бы Самим Христом о Себе написанные, и вообще разумеет, что Иисус Христос не излагал и не имел намерения излагать письменно учения о Себе, а это не может относиться к краткому письму Иисуса Христа к Авгарю. Иисус Христос преклонься писал на земле пред фарисеями, приведшими к Нему жену блудницу. 5) В письме Иисуса Христа есть указание на Иоанна (XX, 29). Не на Иоанна, а на пророчество Исаии (6,9. 50. 15, 65, 2). 6) У Евсевия год кончины Иисуса Христа, по эре Селевкидов 340, падает на 30 год жизни Его (на 15 Тиверия). Евсевий приводит не свое летосчисление, а эдессян; было мнение в древности у многих, что И. Христос пострадал в первый год Своего служения, т.е. 30 Своей жизни. Впрочем известно, что ошибки в числах в древних рукописях дело обыкновенное. 7) Папа Геласий декретом своим признал это сочинение апокрифическим; но это значило, что оно не было внесено в число канонических писаний; однако не все признанные апокрифическими писания не заслуживают веры. – В славянской минее сказано, что Ап. Фаддей почил в Вирите, граде финикийском. В Ипполитовом или Ипполиту приписываемом сочинении об Апостолах мученическая кончина в Вирите приписывается Фаддею из 12 Апостолов или Иуде (июня 19).
3 Предание, записанное Константином Порфирородным, сообщает, что когда Анания, возвращаясь на родину, достиг г. Иераполя, то он, остановившись вне города скрыл изображение Лика Христова в куче только что сделанных кирпичей. Около полночи жители города увидели огонь, окружавший это место и нашли здесь скрытую святыню; вместе с тем оказалось, что на одном из кирпичей отобразилось изображение Спасителя. Жители Иераполя удержали у себя этот кирпич, а Ананию отпустили. Константин замечает, что этот кирпич еще в его время сохранялся в Иераполе.
4 Храм этот создан императором Михаилом (856-867 гг.).
5 Константин Порфирородный описывает перенесение Нерукотворного образа из Эдессы и письма Христова к Авгарю в Константинополь в 944 г. Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 г. Что касается кирпича с нерукотворенным образом, то, по свидетельству Зонары (ум. 1118 г.), он перенесен императором Никифором Фокою (963-969 гг.) в 968 г. Зонара называет его иерон кэ фион ектипора (священное и божественное изображение). – По одному сказанию Нерукотворный образ около 1362 года был отдан Иоанном Палеологом генуэзскому генералу Леонардо-де-Монтальто за избавление греческой империи от нападения сарацин, а Монтальто отдал его в монастырь св. Варфоломея в Генуе, где он и доныне. По другому, более вероятному сказанию, он во время владычества крестоносцев в Царьграде в 1204-1261 гг. похищен венецианским дожем Дандорло, но корабль, на котором он находился с другими священными предметами, потонул в Пропонтиде.
Слово преподобного Иоанна Дамаскина1 о поклонении святым иконам
Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых2, то пусть знают таковые, что первоначально Бог сотворил человека по образу Своему. Ради чего мы покланяемся друг другу (приветствуем друг друга, как не по той причине, что все мы созданы по образу Божию? Богоносный и святой великий отец Церкви Василий Великий3 говорит, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному. Первообразное же есть то, коего подобие начертывается и от коего дается изображение на иконе. И по какой причине люди Моисеевы покланялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх.25:40). Также и херувимы, осенявшие алтарь, не были ли делом рук человеческих; точно также и преславная иерусалимская церковь была построена разве не искусством руки человеческой? Святое Писание осуждает лишь тех, кто покланяется идолам и кто приносит жертвы демонам. И еллины, и иудеи приносили жертвы: но первые приносили жертвы бесам, вторые же Богу. Жертвы еллинов были отвержены и прокляты, жертвы же иудеев были благоприятны Господу. Вот принес жертву Ной4, и «обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:21), ибо эта жертва была принесена от чистого и благожелательного сердца; но еллинские идолы, как мерзкие и богоненавистные, были запрещены и прокляты, так как были кумирами демонов.
Кроме сего кто может изобразить лице Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению? Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении. Но потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себя истинным человеком, ходя по земли, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв погребен, потом воскрес и вознесся на небеса – тогда всё то, что было в действительности, всё то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие в то время, – всё сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы мы, не видя то, как бы слышали то. и, уверовав, получили блаженство (вечное). А так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы единогласно рассудили изобразить всё сие на иконах для быстрейшего воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав, покланяемся, не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы покланяемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному в нем слову Божию; точно также мы покланяемся не тому материалу, из которого сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову. Крест ничем не отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее. Точно также и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к прославлению Богу и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному первообразу.
То, что мы сказали, не записано в Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь эдесский, послал живописца своего, бабы он написал образ Господа, но тот (живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света, исходившего от лица Христова. Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые Апостолы многое передали нам без писаний, об этом свидетельствует Апостол язычников святой Павел5, говоря так: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15). И в другом месте: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания» (1Кор.11:2).
_____________________________________________________
1 Святой Иоанн Дамаскин – знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные умилительные песнопения он получил наименование «златоструйный». – Память его празднуется св. Церковью 4 декабря.
2 Говоря о людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в VIII веке, следовательно святой Иоанн Дамаскин был ее современником. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает безбожное заблуждение иконоборцев. – Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии – малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717-741 гг.) и Константин V Копроним (741-775 гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее.
3 Св. Василий Великий – знаменитейший отец Церкви IV в. – Память его празднуется св. Церковью 1 и 30 января.
4 Ной – сын Ламеха, последний патриарх до потопа. Жертва Богу принесена Ноем по выходе из ковчега (Быт.8:15-20) и была прообразом жертвы Христовой.
5 Память святого Павла празднуется 29 июня.
Память святого мученика Диомида
Святой Диомид был родом из города Тарса киликийского1, по занятию он был врачом, верою же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он увещевал еллинов уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому крещению.
В царствование императора Диоклитиана2, святой Диомид оставил Тарс и пришел в город Никею, находившийся в Вифинии3; и здесь, по обыкновению своему, святой Диомид творил врачевания, причем врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием всесильного и цельбоносного имени Господа нашего Иисуса Христа и знамением честного креста; многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также и учением своим.
Когда император Диоклитиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов взять Диомида уже умершим о Господе; однако отсекли мертвому главу, дабы отнести ее к императору. Но тотчас по отсечении главы, воины те лишились зрения, и стали слепыми, так что их повели другие к царю, причем они несли отсеченную главу святого мученика Диомида.
Когда император увидел главу, а также увидел и слепых воинов, то приказал им тотчас же отнести главу и приложить ее к телу на свое место; лишь только воины сделали так, как тотчас же прозрели и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, Коему воссылается слава вечно. Аминь4.
____________________________________________________
1 Киликия – малоазийская область.
2 Царствовал 284-305 гг.
3 Вифиния – малоазийская область.
4 Кончина святого Диомида последовала в конце III в. или в начале IV в.
В тот же день память преподобного Херимона
Преподобный Херимон упоминается в книге Палладия «Лавсаик» и в Патерике алфавитном. Пещера его отстояла от воды на двенадцать поприщ; по преставлении он был обретен сидящим на своем месте и держащим в руках свое рукоделие, ибо он скончался за работой. Сей святой Херимон упоминается также святым Феодором Студитом1 в Триоди постной, в субботу сырную в каноне на утрени, в песни шестой2.
______________________________________________________
1 Память его 11 ноября и 26 января.
2 Кончина святого Херимона последовала в конце IV в. или в первых годах V в.
Мученик Константин Брынковяну, господарь Валашский
Мч. Константин Брынковяну (1654-1714) ‒ правитель Валахии, заботившийся о духовном просвещении народа. За верность православию и связи с Россией был вызван в Стамбул, где вместе с четырьмя сыновьями и советником принял мученическую смерть, отказавшись принять ислам.
28 октября 1688 года скончался Шербан Кантакузино, господарь Валахии, в правление которого были построены многие святые обители и начато печатание первого полного издания Библии на валашском (старорумынском) языке. В тот день валашские бояре возвели на трон племянника покойного господаря логофета Константина Брынковяну. Был он высокообразованным человеком, знал греческий, латинский и церковно-славянский языки. Молодым был призван на государственную службу, исполняя свои обязанности при правителях Георге Дуке и Шербане Кантакузино.
Его правление началось в тяжелое и трудное для Валахии время, когда турки вели длительную войну с австрийцами. Новый господарь, обладая замечательными дипломатическими способностями, смог сохранить дружественные отношения со всеми противостоящими сторонами. Вверенная ему страна была спасена от опустошений, которые несет с собой война, и грабежей со стороны враждующих армий. В таких благоприятных условиях 26 лет его правления стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства страны. Строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Поместным Церквам, находившимся под владычеством Порты, направлялась значительная материальная помощь.
Во время правления Константина Брынковяну в Бухаресте проживало много ученых, среди которых были и греки, и представители других народов; в частности, секретарем господаря был итальянец Антон М. дель Кьяро. Наряду с иностранцами наукой и литературной деятельностью активно занимались румыны. Это и Константин Кантакузино, известный историк, учившийся в Падуе, приступивший к написанию труда «История Валахии» (была закончена только часть его); это братья Раду и Шербан Гречану, работавшие над переводом Библии, первый из которых был также «официальным летописцем» эпохи правления Константина Брынковяну; это Раду Попеску, создавший историческую хронику Валахии; наконец это священномученик митрополит Антим (Ивиряну), родом из Грузии, просветитель и истинный пастырь верующего народа, выразитель его чаяний, основавший несколько типографий, в которых его трудами печатались богослужебные, богословские и учительные книги на румынском, греческом, арабском и других языках.
Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре Св. Саввы в Бухаресте, и ее реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севастоса Куминитиса. Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и румынском. Таковыми были школы в монастырях Св. Георгий Старый и Колця в Бухаресте, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей. Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых селах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинени и библиотека монастыря Хурези, основанная самим Константином Брынковяну.
Брынковяну был одним из величайших ктиторов монастырей и церквей. Летом 1690 года был заложен монастырь Хурези (или Хорезу) с храмом свв. императоров Константина и Елены. Церковь украсили фрески греческого иконописца, жившего тогда в Валахии по имени Константин. Особенно замечательны сохранившиеся до нынешнего времени росписи, изображающие житие императора Константина, персонажей румынской истории, представителей двух семейств – Басарабов и Кантакузино. В пронаосе был изображен сам господарь Брынковяну вместе с четырьмя сыновьями, женой Марией и четырьмя дочерьми. Там же в пронаосе было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. Совместно со спэтаром Михаем Кантакузино господарь возвел монастырь в Рымнику-Сэрат с соборным храмом Успения Божией Матери. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште – Господарской и Св. Димитрия. В Бухаресте господарем были возведены три храма, из них до наших дней дошла лишь церковь монастыря Св. Георгия Нового в центре столицы. В этой церкви были положены в 1720 году останки святого мученика, которые были тайно доставлены сюда из Константинополя супругой Марией. Храм был расписан известным живописцем XVIII века Пырву Муту, сыном священника из Кымпулунга.
Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к румынам прихожанам церкви свт. Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) — он призывал их оставаться в правой вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше.
Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь церквям, монашеским общинам и приходам на Балканах и Ближнем Востоке, которые оказались под турецким господством. Митрополитом Анфимом были отпечатаны на греческом языке десятки названий книг — среди них были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии.
Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь свт. Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.
Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну. Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода 1711 года Петра I, вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря. Он был вызван вместе семьей в Константинополь. По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице, все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную). Узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на переход в мусульманство. Благочестивый господарь решительно отверг это предложение.
15 августа 1714 года, в день Успения Божией Матери, когда господарю только что исполнилось 60 лет, его вывели вместе со всеми на место казни. Его секретарь рассказывает, что Брынковяну успел обратиться с последним словом к своим сыновьям: «Сыновья мои, будьте смелее! Мы потеряли все, что имели на этом свете; спасем, по крайней мере, свою душу, омыв все наши грехи своей кровью!». Затем в присутствии султана, послов иностранных государств, жены и дочерей, приведенных на это жестокое зрелище, господарю и его четырем сыновьям отрубили головы. Раньше всех был казнен Янаке Вэкэреску, ближайший советник господаря, после чего были отрублены головы четырех сыновей: Константина, Штефана, Раду и Матея. И лишь затем, после того, как господарь стал свидетелем трагедии своих сыновей, пришла его очередь. Головы святых мучеников были вздеты на пики и пронесены по Константинополю, а тела их на следующий день брошены в Босфор. Рыбаки христиане выловили тела святых в море и захоронили их в греческом монастыре на острове Халки.
Супруга Мария, ее дочери и их мужья, и ее племянники были сосланы в заточение в один из городов Малой Азии, откуда смогли вернуться в Валахию только через два года.
Своей мученической смертью Константин Брынковяну явил всему миру удивительный пример жертвенности, готовности идти на смерть ради правой христианской веры и ради блага родной страны. Подвижническая его кончина вызвала глубокий отклик в душе румынского народа. Уже тогда началось его почитание как мученика православной веры.
20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников.
7 марта 2018 года имя мученика великого князя Константина Брынковяну также было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Мирча Пэкурарю. Перевод с румын. Владимира Мухина
Источник: Православие.ру
Примечание
[1] Господарь – титул правителей (князей) Молдовы и Валахии XIV–XIX веков.
Икона Божией Матери «Феодоровская»
Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата – воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название – Феодоровская.
После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская.
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».
Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых.
В Царском Селе в 1909–1912 гг. был построен «Феодоровский Государев собор» в память явления Феодоровской иконы Божией Матери, с приделом во имя свт.Алексия митрополита Московского и с нижним пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. По воле императора Николая Второго работы по сооружению этого храма были произведены с особым уважением к древнерусскому искусству. Построен был этот храм по образцу московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство храма было выдержано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но сделанные по древним образцам; пещерный же храм св.Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве, которое император Николай II оказывал древнерусской архитектуре и иконописи.
Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресения Христова на Дебре Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной иконы.
В смысле иконописном это икона древнего византийского происхождения, типа «Умиление». Ее изображение близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери.
Главным ее отличием является обнаженная левая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Богоматерь держит на Своей правой руке.
Праздники иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа.
протопресвитер Александр Киселев. Чудотворные иконы Божией Матери в истории России
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 8
Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 8
Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу,/ в дом Божия Матере,/ чудному образу Царицы и Богородицы,/ за неизреченную милость Ея явленному,/ верно припадающе и вопиюще:/ о Всемилостивая Владычице,/ за спасительное Твое смотрение,/ чуднаго образа к нам пришествие,/ посети нас, грешных, светло сотворяющих празднество Твое,/ укрепи страну нашу,/ дивно на враги победу подающи, и веру утверди./ Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди,/ притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави,/ сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Икона Богородицы Торжество Пресвятой Богородицы (Порт-Артурская)
11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.
Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осажден неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия.
С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.
21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.
О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» – какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Оригинальная икона хранится в Покровском Кафедральном Соборе г. Владивостока.
По материалам сайта: https://azbyka.ru/days/ikona-torzhestvo-presvjatoj-bogorodicy-port-arturskaja
Тропарь, глас 4
Днесь торжествует град Владивосток,/ и с ним сликовствуют вси пределы земли Дальнероссийския:/ сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати,/ Порт-Артурскою нареченную,/ в благословение и знамение торжества/ христолюбивому воинству Дальней России дарованную,/ на ню же взирающие вси зовем:/ Русь Святая, храни веру православную,// в ней же твое утверждение.