Слово в день памяти великомученицы Варвары. Архимандрит Наум (Байбородин)
Дата публикации: 16. 12. 2025
Уже прочитали: 37
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великую угодницу Божию великомученицу Варвару. Она верно послужила Богу, прославила Животворящую Троицу н веру свою запечатлела страданиями за Христа. Она имеет великую милость от Бога молиться за нас и помогать нам, она молитвенница за весь род православный. Прошла святая Варвара суровый путь покаяния здесь, на земле. Отец ее, язычник, был богатым и знатным человеком, а она у него была единственная дочь. И он, видя необыкновенную красоту Варвары, для нее построил, наподобие колокольни, высокую башню-столп для того, чтобы оградить ее от взоров людских, от всяких сборищ, сохранить от недобрых влияний. А это сослужило великую пользу будущей исповеднице веры Христовой. Она пребывала как в пустыне: не видела, не слышала ничего греховного, была душа ее свободна от суеты мира сего и она созерцала Бога,
В нашей жизни бывает так, что между душой человека и Богом воздвигаются многообразные стены. Мы видим в этом мире много прекрасного, изучаем науки, всякие учения разбираем, увеселения познаем, людей встречаем чувственных и порочных, и нам уже некогда доходить до истины и познавать Существо Божие и Его благодать. А Варвара оказалась в таком состоянии, что часто бывала одна и много размышляла, созерцая красоту окружающего мира. Звездное небо особенно привлекало ее своей недосягаемой высотой, движением и чудным мерцанием светил. И она заметила, что солнце совершает свой громадный путь по небесной эклиптике в течение года точно, как заведенный механизм, как часы, и в определенное время повторяется равноденствие, бывает полнолуние на небе в круге луны, звезды имеют свой путь день сменяется ночью. Видела она, как после зимы весна наступает, все зеленеет на земле, какое появляется благоухание, как птички в это время поют, как животные тогда живут, потом лето, осень. И опять совершался круг, который указан Высшим Разумом.
Благочестивая Варвара раньше не знала истинного Бога, никто ее не учил, и вселенная оказалась для нее как бы великой книгой познания, и Бог вразумлял ее. И она, разбирая все в этом мире, заметила закономерность, уразумела что все здесь подчинено Высшему Разуму, что есть закон в природе и этот закон исполняется всем творением Божиим. Размышляла дальше, и Господь стал открывать ей, что у нее есть душа бессмертная, разумная. Видела она, что человек — это не простое создание, как говорили ее учителя, а он как микрокосмос. Есть в нем все: соединение земного и небесного, смертного и бессмертного, конечного с бесконечным. Человек имеет тело, руки, ноги, и это тело живет по закону природы так, как живет животное. Если бы у тела не было души, то человека можно было бы назвать животным. Если бы душа одна жила без тела, то она проходила бы жизнь равноангельскую. А здесь вот такое сочетание, что тело как большой дом, как жилище, как храм для души, и в этой храмине пребывает душа.
Рассматривая внешнего человека, Варвара видела, что он во всем подобен животному: имеет чувства, какие есть у животного, — слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания, у него возникают плотские пожелания, и эти пожелания навязчивые, требуют исполнения. Но в то же время видела она, что душа может господствовать над этим внешним человеком: запрещать и не разрешать этим пожеланиям исполняться. Так же, как живет животное, живет и человек. Сначала он маленький, питается молоком родителей, растет, происходит все обыкновенное, как в животном организме. Потом организм стареет, разрушается и возвращается в землю. А душа живет другой жизнью. Душе не нужны ни пища, ни питие, ни одежда, как внешнему человеку, а ей нужно познание, общение с другим умом. И вот эта душа познает закономерность, разумность, форму, количество, качество, все, что происходит в этом мире, и познает, что имеет в себе закон. Скажем, возникают какие-то пожелания у тела, душа, рассматривая их, видит, что они не благоприличны, и запрещает телу совершать то, что в желании возникло.
И так глубоко размышляя, богомудрая Варвара постепенно поняла, что внутри ее имеется «я», которое говорит о своем внешнем человеке: «Моя рука, моя нога, моя голова, мое тело», что «я» — это ее душа, это дух бессмертный дыхание Бога Вседержителя. Душа имеет образ Божий, имеет свободу, поэтому что желает, то и принимает, то и делает, может руководить, господствовать над внешним человеком, над всеми его действиями. Эта душа имеет ум слово и дух. И она познала тайны Живоначальной Троицы. Ведь мы, когда прославляем Пресвятую Троицу, взываем: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Прославляем Триединого Истинного Бога: Отца, и Сына, и Святаго Духа — и Егоже послал еси Иисус Христа (Ин. 17, 3) как Бога н Человека. И она увидела, что у человека, в души его, пребывают ум, слово и дух.
Когда человек говорит, то желанием этого духа мысль становится словом слове пребывает ум. Если мы долго слушаем человека, который говорит особенно без записи, то по слову определяем его начитанность, его мировоззрение, образование, склонность к тем или другим идеям и чувствуем в этом слове дух: или любви, или кротости, или миролюбия, или учительства, или другой какой-то дух. Вот видите, душа троечастна, и в этой душе в таком единении находится и ум, и слово, и дух. Когда мы говорим, то в слове пребывает ум и видится дух — образ Живоначальной Троицы созерцается в человеке.
И познала богомудрая Варвара, что душа человеческая есть боголепное создание, дыхание Бога Вседержителя, что она свободна, она размышляет, познает, видит, руководит и телом своим, и многими земными делами, созидает. И эта душа должна стремиться к Тому, Кто дал ее. И познала она Бога Вседержителя, прилепилась к Нему душою, и стал Господь открывать ей тайны неведомые.
В Символе веры, который мы часто поем: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя», открывается, как говорит преподобный Макарий, полное, совершенное богословие и человек восходит как бы по степеням к высшему богопознанию. И Дух Святой иногда у подвижников благочестия открывает богопознание, Сам касаясь благодатью Своей, и душа познает и Боговоплощение, и страдания Христовы, и воскресение Его, познает жизнь в Духе Святом. Познает она всеобщее воскресение и жизнь вечную, которая откроется в свое время.
Мы знаем из жизни преподобного Сергия, что он воспевается как земной Ангел и небесный человек, так как он уже касался этой сокровенной тайны богообщения, имел общение с Ангелами, взывал к Богу, слышал глас Божий, и глас Иоанна Крестителя, и Божией Матери, он беседовал уже не вещественным гласом, а умным и созерцал тайны будущего века. И никто не мог его поколебать в правой вере, потому что он был с Богом.
Так и богомудрая Варвара, рассматривая все сущее, все творение разумное, целесообразное, увидела Силу сверхъестественную, подавшую бытие, увидела Бога, Творца и Законодателя как первопричину всего дольнего и горнего, Варвара познавала Бога как Жизнь живущих и Сущность существующих, увидела в Нем и основание, и утверждение всего, и премудрость, и красоту, и истину, и силу. И открывал Бог ей духовное ведение, истинное познание, созерцание Божественной любви и степеней благочиния, обожения и блага. И поняла она, что Благо именуют Светом, Который просвещает душу разумную, и человек познает, что Сам Бог есть любовь и Бог есть причина всего прекрасного и благого: благолепия, великолепия, гармонии, разумности, единства во множественности. Бог Сущий, сверх сущий и не познаваемый по Своему Существу, прославляется через откровение тварному миру, через творческие исхождения в бытие Богоначального Начала всего сущего. И все прекрасное н благое явилось у Варвары образом вожделения, желания н любви, чтобы и самой стать причастницей вечных благ ангелоподобной жизни, воспринять от Бога благобытие, обожение и богоподобие.
Господь просветил ее светом Божественной благодати, и она приняла святое крещение и стала истинной христианкой. И восстал на нее весь мир: и родные, и ближние, и жители города, стали отвлекать ее от Христа и говорили: «Выбирай себе жениха, наслаждайся этой жизнью, ешь, пей, веселись, наряды заводи роскошные, сколько много удовольствии в этом мире». Да, мир здесь чудесен, в мире много прекрасного, вожделенного и хорошего, но все временно, тленно. А какая неизреченная красота там, на небе» уготована Богом для тех, которые ищут этой небесной красоты. И Варвара, возжелав небесной красоты, отвергла все земное. Много ее мучили, дробили тело, кровь текла ручьем. И когда святую мученицу бросили в темницу, Сам Господь посетил ее и, видя ее страдания, ее ревность и любовь, исцелил ее. Это исцеление было для того, чтобы показать силу Христа Спасителя, однако же ни отец, ни мучители не пришли в познание Всемогущего Бога, не пришли к покаянию, не отстали от служения, диаволу. После этого ее подвергли еще большим истязаниям: повесили на дерево и строгали железными крючьями тело, били и потом отрубили ей голову.
Великомученица Варвара стала великой исповедницей Живоначальной Троицы. Она теперь в небесных обителях пребывает и молится Богу вместе с нами, потому что Церковь Христова едина, В этой Церкви пребываем и мы, грешные, земнородные, проходящие пути покаяния, и в этой же Церкви и Ангелы, и Архангелы, и души праведных, которые закончили здесь путь покаяния. И они, созерцая нас, слышат наши молитвы, наши мольбы, видят наши скорби, колебания в вере, смущения и помогают нам своей молитвой. Среди православного народа предание такое есть, что великомученица Варвара — заступница для нас великая. Она часто изображается на иконах с Чашей.
Когда в Новодевичьем монастыре открывали пастырские курсы и богословский институт, то туда пришел поступать один человек, в военной гимнастерке, и рассказал, какое ему было чудное видение. Он как-то лежал в числе раненых и думал, что уже скоро умрет. И видел он: какая-то благолепная девица ходила с Чашей, от этой Чаши свет исходил, благоухание, и причащала она воинов раненых на поле битвы, и после причащения души их восходили на небо, Ангелами сопровождаемые, пение было чудное, открывались на небе врата Царские, и они заходили туда, и встречали их многие святые и ангельские чины. И такая радость неизъяснимая была у этого воина, что он стал взывать: «И я тоже хочу получить такое блаженство! Дай мне то, что в твоей Чаше есть!» Он не знал учения христианского, не читал, может быть, Евангелия, но сразу же произошло обращение в его душе: «Я тоже хочу быть там, где не убивают друг друга, где радость и мир». «Хорошо, все это будет у тебя, но Бог определил тебе еще послужить в Церкви Христовой. Ты получишь здравие, будешь священником и многих приведешь к покаянию», — ответила святая великомученица и благословила его. И он почувствовал, что кровь перестала из раны течь, ощутил прилив сил в своем теле, руки стали двигаться. Он приподнялся немного, а тут санитары проходили, они его доставили в госпиталь, где он быстро выздоровел. Вот как он сразу пришел к вере, как обращение произошло у него в одно мгновение. Люди порой обучение проходят в школах, годами учатся, а тут в одно мгновение он познал Бога, познал тайны будущего века, вера у него укрепилась. И он пришел послужить Богу и послужить другим, которые еще не знали Бога и должны были познать и придти в Царствие Божие.
И в жизни нашей, братья и сестры, много бывает таких перепутий, что мы заблуждаемся, нас смущают, возникают какие-то новые учения, всякие секты. И порой встречаются такие говоруны хорошие, что сильно смущают людей предлагая им разные земные блага. Это потому, что диавол очень завидует спасению людей: как это он, существо духовное, был во свете, в благодати, а теперь отвергнут от богообщения, а люди смертные, имеющие телесную природу, приобщаются благодати Божией, как бы занимают их бывшие ангельские места и наследуют блаженство? Великая злоба поднимается у бесов, и они стараются людей отвратить, и тут-то нужно большое богопознание, нужно большое стремление к добру, к святости.
Мы часто улыбаемся, когда говорим о детях, о их рассуждениях и ответах. Но они только начинают познавать окружающий мир, все эти учения, которые они слышат от других людей, начинают познавать самих себя, и трудно им бывает познать вещи. Вот к примеру, Петя и Андрюша — дети еще дошкольного возраста, маленькие. Сначала Петю стали спрашивать: «»Отче наш» знаешь?» — «Не знаю». — «А каких ты святых знаешь? Скажи, хоть одного-двух назови». — «Не знаю». — «А ты знаешь, сколько будет два гуся и три утки?» — «Знаю». — «Сколько?’» — «Шесть». Потом с Андрюшей стали разговаривать: «Ты слышал, Петя сказал, что два гуся и три утки будет шесть? Правильно он сказал?» — «Неправильно». — «А сколько будет?» — «Восемь». Так у них открывается познание вещей простых. И не будем улыбаться, потому что также происходит и в нашей жизни. Говорят о какой-то вере, о какой-то идее, о каком-то человеке, и сам говорящий прекрасно, изысканно речь ведет, и многие увлекаются и к нему приходят, забывают Христа, кроткого, смиренного, забывают Евангелие, добрые учения.
Нужно, братья и сестры, проявлять стремление к истине. Мы слепцы, мы прокаженные, нам нужна помощь, нужно прозрение, нужно исцеление нашей души, как это мы встречаем и в Евангелии. Господь ходил по Палестине, и к Нему приносили многих больных, увечных, убогих — Он исцелял. И услышал один слепец, что идет Иисус Христос, а он знал Его чудеса, как Он исцелил слепорожденного, и стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» (Мк.10, 46-52; Лк.18, 35-43). Господь же, испытывая его веру, не обращал как бы на него внимания и проходил мимо. А он, спотыкаясь, побежал. Его останавливали: «Да куда ты бежишь? Ты в яму упадешь, ты разобьешься». — «Нет, я хочу увидеть Учителя, Который исцеляет всех». И кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Господь увидел, что у него вера уже появилась такая твердая, остановился и, подозвав, спросил: «Что ты хочешь?» — «Я хочу, чтобы Ты меня исцелил, чтобы я стал зрячим». «Прозри, вера твоя спасла тебя», — сказал Господь. Так же и в нашей жизни бывает. Если мы просим, добиваемся прозрения, умоляем Бога, взываем: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», то Господь, видя нашу веру, приходит к нам на помощь. Но как нужно веровать? Не так, как Гиезий, который веровал и в Бога, веронал и пророку, с которым ходил, однако же не творил добрых дел.
Вспомним древние времена, когда жил пророк Илия. Много славных дел, чудес он творил, был свят перед Богом, чист, непорочен. У него был ученик Елисей. Он также, подражая Богу, подражая учителю своему, пророку Илии, жил в чистоте и святости, был девственником, нестяжателем и молитвенником. Однажды пророк Илия предложил Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И тот отвечал: «Дух, который в тебе, благодать, которую имеешь, пусть будет на мне вдвойне». «Трудного ты просишь», — сказал пророк Илия, однако умолил Бога (4 Цар.2, 9-10). И после того, как Илия восшел на небо, стал Елисей пророком. И когда он остался один, у него ученик появился Гиезий. И Гиезий ходил с ним так же, как и Елисей раньше ходил с пророком Илией, видел чудные дела, видел знамения, чудеса и должен был бы стать пророком. Но почему он не стал пророком? Потому что он оказался лгуном, вором, обманщиком. Когда Нееман-язычник получил исцеление за молитвы пророка Елисея и возвращался обратно на родину, Гиезий побежал за ним, догнал и украдкой потребовал от него золото, несколько, одежд и других дорогих вещей, но главное то, что он скрыл от пророка свое деяние и все полученное спрятал (4 Цар.5, 20-27).
А ведь пророки, имея благодать Пресвятаго Духа, видели и слышали все, что вокруг совершается. Как говорят святые отцы, у них открывается шестое чувство — духовное, заменяющее телесные чувства: слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Они духом видят и слышат, как слышал пророк Исайя, когда выходил из Иерусалима, о чем царь Езекия взывал: «Господи, вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. Скоро должен я умереть, а я хочу пожить» (4 Цар.20, 3). Господь услышал вопль царя и сказал пророку духом: «Возвратись и скажи Езекии, что Я услышал молитву его и слезы, Я исцелю его и прибавлю ко дням его еще 15 лет жизни». Так живут с Богом святые Божий человецы.
Вот так и пророк Елисей видел, куда Гиезий бегал, что он взял, где спрятал, и спрашивал его «Ты где был, Гиезий?» — «Я нигде не был». — «Ты что-нибудь взял?» — «Ничего не брал». И за то, что он обманывал и не принес, как вор, покаяние, пророк сказал: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе» (4 Цар.5, 27), — и прогнал его, прокаженного. Он имел веру, а не имел добрых дел. Веру имеют и бесы и трепещут (Иак.2, 19). Так и теперь многие иноверцы показывают нам свою веру, хвастаются ею. А где же их добрые дела? Где их правая вера? Как они хранят закон духа, закон от Бога?
Потому нам, братья и сестры, приступая к Богу, нужно показать не только веру святую, соборную, апостольскую, но и добрые дела. Говорят часто так: «Когда мы рассуждаем о Боге, то в слово «Бог» влагается понятие о Существе Непостижимом, о Божественной Сущности, которая непостижима даже ангельскому чину». И в то же время мы влагаем Божественную благодать, Божественную энергию, то есть то, что исходит от Бога, от вечной Божественной жизни. Благодать раскрывает Божественную любовь и созерцается как правда, долг, добро, чистая совесть, страх Божий, искание воли Божией, добродетели и богоуподобления. И человек, имея образ Божий н пребывая в любви Божией, входит в святость, и воля человека сливается с волей Божией и Божественной жизнью. И в этом богообщении сущность обожения, и человек может стать духовным,
И если мы имеем чувство долга, чувство совести, поступаем по правде и по справедливости, не крадем, не убиваем, не лжем, трудимся и находим мир и радость в трудах своих, помогаем другим делами милосердия, то, как говорит Евангелие, такой человек недалеко от Царствия Божия (Мк.12, 34), недалеко от Бога. Хотя он не знает Евангелия, не знает Бога, Церкви Христовой, но он уже имеет единение через Божественную энергию, то есть закон, данный Богом, закон добра, правды обитает в его сердце, и Бог легко его приводит в Церковь, дает ему благодать и в число спасаемых вчиняет.
Так надо и в жизни нашей, чтобы заповеди Божий стали законом нашей жизни. Надо почитать Бога, почитать родителей, не лгать, не убивать, не прелюбодействовать, ничего противного совести не делать и знать, что мы без помощи Божией не можем восстать, стать зрячими, очиститься от проказы духовной. Поэтому надо непрестанно Бога просить, любить Евангелие святое, каждый день читать его, насыщаться учением Христа Спасителя. И Псалтирь святую надо любить и читать, она очищает от страстей, от неведения, от помрачения ума, ибо сокрыто в ней множество премудрости. Сейчас уже некоторые молодые люди начинают Псалтирь учить наизусть. А в древние времена почти все монахи в пустынях Египетских знали Новый Завет и Псалтирь наизусть. Поэтому надо отложить всякое попечение житейское, всякую суету. Все земное прекрасно, но оно временно, оно распадается. И тело наше, красивое, здоровое, сильное, обученное всему, тоже стареет и уходит в могилу, как и определено: Земля еси, и в землю отыдеши (Быт.3, 19). Надо искать вечное, искать незаходимое Солнце правды (Мал. 4, 2) — Христа Спасителя.
Будем чаще бывать в храме Божием, братья и сестры, если возможно каждый день, будем совершать молитву дома, восставши от сна, и перед обедом, и отходя ко сну, и перед всяким начинанием. Надо все испытывать: и дела, которые мы совершали, и помышления — во славу ли Божию они, во спасение ли, чтобы не было никакого греха. Так святые отцы говорят, в частности прп. Амвросий Оптинский, великий угодник, чуть-чуть уступавший преподобному Серафиму по прозорливости: «Всякая жизнь должна проходить в терпении приходящих скорбей, напастей, болезней, в непрестанной молитве и в размышлении, исповедании помыслов». Желательно исповедовать их ежедневно, если не можете священнику, хотя бы другу своему, единомышленнику, и осуждать или оправдывать свои деяния, как ты прожил этот день. И необходимо водворять.непрестанную Иисусову молитву. Как взывал слепец, так и мы, слепцы духовные, должны просить: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Почему нам необходима непрестанная молитва? Во-первых, как говорят святые отцы, те, которые получали дары от Бога: ходили по водам, воскрешали мертвецов, исцеляли болезни людей, изгоняли бесов, — непрестанно молились Богу. И потому еще это необходимо, чтобы нас не смущал рыкающий лев (I Пет.5, 8) — бес, не наводил нам помыслы осуждения, гнева, воспоминания всякие, суетливость. И оберегать нужно ум, чтобы он не насыщался видением этого мира. Как вот жила св. великомученица Варвара: она не видела развратных людей не слышала их разговоры, не знала никаких дел нехороших, поэтому между душой ее и Богом не было стены излишней.
Чтобы и нам избавляться от этом преграды, отдаляющей нас от Бога, чтобы души наши приближались к Нему, надо хорошо рассудить о своем житии и стараться совершать самое необходимое, работу иметь самую простую, излишние хлопоты надо избегать. Некоторые имеют по два, по три диплома, высшее образование получают, а Бога не знают и порой такие смешные вещи говорят, как те Петя и Андрюша. Одну образованную женщину спросили; «Знаете ли вы хоть корову-то, сколько у нее сосков?» — «Да как же не знаю, у меня два диплома. Я все это знаю». — «Так сколько сосков?» — «Сколько у козы и у девицы». — «А где вы корову-то видали?» — «Я из вагона поезда видела коров, по телевидению смотрела». — «Так сколько же сосков у коровы?» — «Конечно два, как у козы, у женщины. Два соска». И главное так говорила убедительно твердо, что нельзя было с ней спорить. Так вот бывает в нашей жизни. Набрались каких-то учений, принимаем их, соглашаемся, имеем упорство, а евангельскую истину не принимаем.
Поэтому нужно просить у Бога вразумление молитвою: «Иисусе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго», испытывать свою жизнь, познавать образ своей души бессмертной, носящей слабый отпечаток Живоначальной Троицы, и постоянно быть в богообщении. Куда бы ты ни шел, где бы ты ни находился — везде Бог тебя видит и слышит. Эта вселенная — громадный храм. И душа твоя, сердце твое — тоже храм, а ум твой, как архиерей Божий, священнодействует, покаяние совершает.
И вот давайте, братья и сестры, этим путем пойдем, каким прошла великомученица Варвара, познавая окружающий мир, познавая силу Божию в этом мире, закономерность, разумность, прославляя Бога. Будем познавать свою душу бессмертную, чтобы ум стал боголюбивым и всей душой руководила благодать Божия, чтобы тело наше подчинялось нашей душе, чтобы движения были благочинные, деяния добрые, богоугодные. Будем молиться и в церкви, и дома и водворять в себе непрестанную память Иисусову: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И Господь, видя наше стремление к добру, к святости, к милосердию, к богоугождению, к добродетели, просветит нашу душу и даст познать ей мир благодатный. Тогда будем терпеть всякие скорби и обиды, за все благодарить, любить будем, не только любящих нас, но и даже врагов, и непрестанно будем взывать к Богу о помощи. И тогда Господь даст нам усыновление, и мы будем в богообшении. И когда труба архангельская загремит, Господь поставит нас по правую сторону и скажет нам Свои желанные слова благодатные: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.
Архимандрит Наум (Байбородин)
17 января 1993 года
