Слово на Собор Архистратига Михаила – архимандрит Наум (Байбородин)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Когда Господь сотворил эту прекрасную вселенную, когда Ангелы увидели этот небосвод, украшенный звездами, свет во вселенной, добро и красоту, увидели величие и могущество Создателя своего, то возликовали и прославили Владыку Творца. И Ангелы называются у святых отцов как бы вторым светом. Первый свет и источник света — Сам Господь. Второй свет — мир снятых Ангелов, и третий свет — это человек. Потому что только умные существа могут понять добро, красоту, любовь, гармонию в этом прекрасном, чудном творении. Ангелы Божии, служители Божественной славы, непрестанно воспевают славу Владыке Своему, постоянно поют: «Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). Святые Ангелы служат и спасению рода человеческого. Они разделяются на чины по служению и по силе благодати. Святая Церковь, по учению апостола Павла и святого Дионисия Ареопагита, разделяет их небесную иерархию на девять ангельских чинов. Самые первые _ Херувимы, Серафимы и Престолы — стоят около Самого Бога, они озарены великой славой, имеют великое ведение тайн Божиих и передают его уже другим ангелам. И вот это ведение, этот свет доходит и до всех Ангелов, кои суть Господствия, Силы, Власти и Начала, Архангелы и Ангелы.

Всей этой громадной вселенной управляет благодать Божия через Ангелов, которые служат Промыслу Божию. Много произошло событий при жизни людей, много прошло всяких людей, великих и малых, и все они руководимы были Ангелами. Господь, желая спасти род человеческий, определил каждому Ангелу свое служение. Есть Ангел Хранитель еврейского народа — Архангел Михаил; Ангел Хранитель персидского народа, и каждому народу Господь поставил Ангела. У каждого человека есть Ангел Хранитель. Когда человек принимает святое крещение, Господь посылает к нему святого Ангела. Этот Ангел постоянно пребывает с человеком, подает ему добрые внушения, добрые советы, оберегает его. Но надо еще и знать о том, что диавол приставляет к человеку своего падшего демона, который также следит за ним. И когда мы посмотрим историю Древних народов, то увидим, что Ангелы оберегали народы от зла, от идолослужения, от всякого беззакония и направляли людей к добру. Когда люди увлекались злодеяниями, то Господь посылал Ангелов, и они наказывали их лютой казнью.

Вспомним Гоморру и Содом. Страшные злодеяния творили жители этих городов, и чтобы злая закваска, чтобы это учение нечестия не разошлось по вселенной, Ангелы попалили эти города. Теперь на этом месте Мертвое море, там соленость невиданная — 42 %. Если рыбка какая-нибудь заплывет туда — моментально погибает. И когда уже в наши дни ученые стали испытывать Библейские Писания и спускались на дно Мертвого моря, то нашли вымощенные улицы, остатки строений и подтвердили, что были на этом месте в древности города. Теперь такая техника электронная есть, что могут установить даже время событий. И вот как раз это событие точно совпадает с библейским сказанием.

И когда во времена праведного Ноя люди были сильно развращены, забыли Бога, то чтобы их наказать, тоже были посланы Ангелы, которые навели мировой потоп. Теперь ученые и это подтверждают: «Да, был мировой потоп, и Ноев ковчег стоит на горе Арарат». Даже и в современных изданиях можно увидеть фотографию гор Араратских и прочитать надпись: «Перед вами прекрасный город Ереван, вдалеке виднеется гора Арарат, на которой стоит Ноев ковчег». И бывает, когда сильная жара, то ковчег, всегда покрытый льдами и снегами вечными, оттаивает, и видны становятся отсеки, все перегородки. Это громадный корабль, длина которого достигает 130 м. И в нем-то спаслись только те, которым Господь повелел взойти туда со зверями, с птицами, и после этого опять с гор Араратских стал размножаться и распространяться род человеческий. Архангелы п Ангелы много совершали чудес, многих людей укрепляли, они пророкам делали добрые внушения. Господь постепенно вел людей к тому, чтобы они познали Его пришествие, познали Его тайну спасения.

Когда Господь сотворил мир Ангелов, они все были добрыми, святыми, они в свете пребывали. Но получилось па небе великое падение. Был такой денница, которому Господь поручил, как говорит Иоанн Дамаскин, охрану этого земного мира. Но он, соблазненный красотой творения Божия, сам возмечтал стать великим и знаменитым. И он стал взывать: «Я поставлю престол туда, поближе к северу, и буду подобен Вышнему». Этот вот ассирийский ум гордый, так называемый в Писании, стал непокорным Богу, возмутился против добра, против света, против истины и увлек с собой ту часть Ангелов, которая была под его начальством. Произошло великое падение, отступление от добра. И в это время, когда колебались умы ангельских чинов, восстал Архистратиг Михаил и стал взывать: «Кто яко Бог?! Кто хочет сравниться с Богом? Идите ко мне все верные, идите ко мне, прославим Бога!» И воспели песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3). И вот была брань на небе, и Архангел Михаил с верными святыми Ангелами прогнал диавола с небес (Откр. 12, 7). И до сих пор диавол с полчищами падших демонов ходит по земле, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8).

Много зла познали люди через грехопадение. Когда Господь сотворил Едемский рай и ввел туда первых людей Адама и Еву, то сатана возревновал благодати, которая пребывала в первых людях и соблазнил Еву. Ева, не утвержденная в любви Божией, пала, сама нарушила заповедь Божию и привлекла к этому Адама. И пламенный Херувим прогнал их из Едемского рая, как недостойных быть во свете Христа Спасителя. После этого люди познали добро и зло. Какое это было падение! Особенно глубоко его понимал великий угодник преподобный Макарий Египетский. Вот почитайте его беседы и слова и познается, какое страшное глубокое падение совершилось в раю. И после этого люди познали добро и зло, познали великое беззаконие, познали даже убийство. Ева родила первых детей, и Каин убил родного брата Авеля. Как плакали Адам и Ева, взирая на убитого своего сына, и все это получилось после грехопадения.

Все мы знаем древнюю историю. Диавол возмущал умы сынов человеческие научал всех, идолослужению, и люди забывали Бога, забывали Творца своего, поклонялись творению. Одни считали, что Бог — это солнце. Египтяне говорили, что солнце светит и греет, не было бы солнца, не было бы жизни и люди не могли бы ничего видеть, нечего было бы кушать. Они прославляют творение Божие, а забывают о Творце. Вот мы смотрим на картину. Она прекрасная, хорошо написанная. Но разве эта картина для нас Бог? Разве она сама появилась? Кто-то за этой картиной стоит как художник, ведь кто-то ее писал, кто-то вложил мысль, идею добра в то, что мы видим изображенным. Но эти вот язычники стали обожествлять людей, стали обожествлять даже зверей, змей и природу, и страшное получилось отступление от Бога.

И диавол, имея великие полчища падших демонов, разделил их по служению и по силе зла: есть князи бесовские, гордые, блудные бесы, есть бесы чревоугодия, объедения, пьянства, уныния, гнева, отчаяния. И хотя демоны сами по себе невещественны, они духи, однако же, как говорят святые отцы, ввиду того, что прилепляются к вещественным предметам, вещественным страстям, к земным наукам, искусству, они вещественны по своему мудрованию. Скажем, блудный бес. Ведь он не может иметь жены, а услаждается в этом, наводит помыслы юношам, девицам. И люди, принимая эти помыслы, услаждаются в них, оскверняют себя и доходят даже до самых нехороших дел. Или бес объедения и пьянства. Он не может пить вина, не может объедаться, но он, услаждаясь в этих яствах, в вине, постоянно живописует в умах сынов человеческих прекрасные столы, дорогие обеды, всякие сорта вин, ликеров. И человек иногда увлекается этим, как будто бы в этом самое главное. А жизнь проходит как сон; как трава зеленая, потом засыхает и исчезает, так и сыны человеческие. Много было людей на земле, много было богатых и сильных, много было царей — все они, совершив путь земной жизни кратковременный, ушли. А что их там ожидает? И Господь нам в Евангелии говорит, что многие: пьяницы, воры, убийцы, блудники, которые здесь услаждались жизнью, живя без веры и покаяния, потеряли вечную жизнь.

Нищ же бе некто, именем Лазарь (Лк. 16, 20), — говорится в Евангелии. Этот Лазарь был очень болен, в гное пребывал. А некий богач, которого диавол обманул прелестью этого мира, увлекся объедением, пьянством, нарядами, грубостью, жестокостью, человеконенавидением, и он потерял любовь к брату своему, потерял любовь к Богу. И говорят святые отцы, что этот богач даже не назван по имени, потому что он не вписан в книгу жизни. А бедный, болящий Лазарь, к которому не приходил ни один санитар, ни один врач, а только собаки облизывали его гнойные раны, с верою терпел и страдал, и прославлял Бога. А многострадальный Иов сколько потерпел от сатаны! И потерю имущества, и потерю детей и всех своих ближних, и многие болезни. От него и жена отказалась, он сидел выброшенным за город на гнойной куче и черепком соскабливал гной со своих ран и, однако же, прославлял Бога. И вот он, этот многострадальный Иов, подал нам пример, как надо относиться к этому миру, относиться к диаволу, его искушениям и как нужно постоянно хранить любовь к Господу Богу.

Ангелы Божии следят за всеми нами, они ревнуют о славе Божией. И они приходят в недоумение, когда мы, приняв святое крещение, принадлежащие к Церкви Христовой, творим нехорошие деяния. Все взвешивается при нашей жизни. И когда мы смотрим, как жили преподобные, богоносные отцы, то многие из них уподоблялись Ангелам. И в древних монастырях, особенно в египетских, был строгий уклад жизни. Господь посылал Ангелов, и они вразумляли первых вождей монашеского жития, преподобного Пахомия Великого, например. Они говорили, как нужно жить тем, которые ищут вечной блаженной жизни, они приучали людей к нестяжанию, дали образ строгого жития, когда иноки сами добывали себе пропитание, плели рогожки, веревки, корзины, то есть делали самую простую работу, которую могли совершать без света и даже когда находила дремота. И непрестанная была память о Христе. Правило Пахомия полагало, как говорят иноки, небольшое делание. Но, когда мы сравним его с нашим молитвенным правилом — оно покажется нам большим. Полагалось иноку 12 молитв днем совершать и 12 — ночью, а в эту молитву входило обыкновенное начало, значит, «Царю Небесный» по «Отче наш», потом «Помилуй мя, Боже», «Верую» и 100 раз: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», и в конце «Достойно есть». Это была одна молитва. И таких молитв 12 днем и 12 ночью. И когда один инок спрашивал Ангела: «Почему Господь такое малое правило дал? Это же не так уж много, я без труда исполняю». «А это, — отвечал Ангел, — дал Господь соразмерно силам сынов человеческих, чтобы каждый мог при желании это исполнять. А кто желает молиться больше, непрестанно, чего Господь и желает, то дана каждому свобода». И вот те, которые получили благодать Духа Пресвятаго, ходили по воде, как по земле, воскрешали мертвецов, имели дары прозорливости, — жили в посте, молитве, воздержании, в смирении и непрестанно Иисусову молитву призывали в покаянии: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Идет великая, лютая брань против сынов человеческих, диавол внушает чародейство, колдовство, внушает всякие греховные игры и занятия, чтобы занимались звездочетством, исследовали движения небесных светил, гаданием по рукам, по всяким книгам чародейским, магиям, чтобы люди искали богатство, славу, предавались страстям. Особенно хвастаются сами демоны, что много сынов человеческих они уловляют по седьмой заповеди: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Эта заповедь требует чистоты духа н тела, а многие из сынов человеческих не сохраняют эту заповедь о целомудрии. И поэтому демоны говорят, что там, в глубинах ада, больше всего пребывает за нарушение, этой заповеди о целомудрии. Вот поэтому нужно, живя здесь, на земле, помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8), кого погубить. Ведь сейчас мы читаем современных в изданиях, что люди даже добровольно предаются диаволу, В Америке есть такой Антоний Лавей. Еще в 1967 г. была первая заметка в журнале «Огонек» о том, что он открыл в Сан-Франциско церковь сатаны. И там, как он заявил, уже тогда было 5 тысяч прихожан. К нему приходят и девицы, и молодые люди, вносят вклад 100 долларов. Лавей человека, желающего вступить в церковь сатаны, подводит к столику, включает жаровню, бросает вместо ладана лук, отчего пахнет жаренным луком, одевает мантию, ставит на голову вступающего шпагу и трижды требует от него, чтобы тот отрекся от всего святого и дал клятву душой и телом быть верным сатане. Люди добровольно соглашаются идти в геенну огненную, гореть с диаволом. Какая дикость, какое безумие! Как люди падают! А что значит душей и телом быть верным сатане? Значит, если эти люди где-либо работают, скажем, если учитель — сатанист, то он хулит Бога, он развращает других людей. Если он какой-то начальник, то старается совершать все наперекор заповеди Божией. Говорит Господь: «Не прелюбодействуй, не кради, не убивай». А он наоборот: и убивать детей во чреве можно, и блудить можно, и воровать – все, что только возможно человеку сделать злое, все говорит, дозволено. И люди, поддаваясь этому диавольскому внушению, идут на то, чтобы отстать от Бога.

Вот некоторые рассказывают, что в Киеве сатанисты набирают группы людей, берут 664 рубля и за две недели учат колдовать, ворожить, совращать людей. И в Москве такие курсы есть, там даже больше берут денег. «Вы их потом вернете, — говорят они, — вы будете лечить людей, целить». А какие они могут лечения проводить, когда не могут даже лошадь хромую исцелить? Они сыны диавола, слуги сатаны, они не могут ничего доброго совершить. Поэтому надо, если мы желаем наследовать жизнь вечную, помнить о том, что идет великая брань. Около нас пребывает не только Ангел света, добра, но и ангел демонский. И кругом совращение идет, поэтому нужно хранить себя в чистоте и святости. «Будьте святы, — говорит Господь Бог, — потому что Я Свят» (1Пет. 1,16)

Недавно в печати была заметка, что где-то в Сибири бурильщики на глубине 14 км попали в какую-то пустоту. И когда подключили микрофон, а вместе с ним и приборы магнитофонные, то услышали вопль миллионов людей. Души блудников, убийц, чародеев, идолослужителей находятся там и вопят. А кто им поможет? Могут ли они оттуда выбраться, с такой глубины? Там уже нет им покаяния, оттуда нет возвращения. Об этом и Евангелие говорит. Поэтому нужно бояться этих адских мук. А самое страшное мучение будет в том, что люди отлучены будут от света, от истины, от добра, они сами будут терзаться, прожигаемые своей совестью, что они натворили за это краткое земное существование.

Поэтому нам, сынам воскресения, нужно помнить о долге, о совести, о великом нашем назначении, что мы должны быть светом и солью (Мф. 5, 13—14) для всего окружающего мира. Надо, чтобы каждый из нас любил заповеди Божии, любил Церковь, любил церковный устав. Воина, который любит свое сужение, слушается командиров, верен Родине, верен присяге, награждают и поощряют. И он всегда ходит веселый, потому что совесть его чиста перед людьми и перед начальниками. А если военнослужащий нарушает устав; приходит пьяный, или с опозданием приходит в часть, или ворует, то его наказывают. Так вот есть также церковный устав, который определяет жизнь православного: и посты, и праздники указываются, и как должен жить каждый. Есть правила Вселенских Соборов, и Поместных Соборов, н святых отцов. Вот особенно в наши дни мать должна внимать гласу Божию и правилам благочестия и хранить семью, любить детей, не убивать, а рожать, сколько Господь даст, все должны увидеть этот свет и познать радость жизни и богообщения. Если же боишься рожать детей, то и не вступай в семейную иеной, и никто тебя не будет упрекать, почему у тебя нет детей. Каждый начальник должен быть чистым, добрым, проводить святую жизнь, судить по правде, каждый учитель должен учить добру. Где бы ты ни был, куда бы ты ни пошел, везде ты можешь исполнять свои долг и право ходить перед своим Создателем и перед всеми людьми.       :’

И вот надо любить церковную молитву, надо любить Евангелие, ежедневно его читать, подражать учению святых отцов, их житию, особенно преподобного Сергия, и стараться приучать себя к памяти Божией. Помыслы постоянно приходят: то суетные, то смешные, то навязчивые какие-нибудь, а надо их отгонять, потому что эти нехорошие помыслы — речи, слова, беседы диавола. Мы имеем образ Божий: имеем ум, слово и дух. Ум — как бы образ Отца Небесного, говорят святые отцы; слово — мы знаем, Словом называет Сам Себя Иисус Христос: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог (Ин. 1,1). Даже Иисусову молитву древние отцы иногда читали: «Господи Иисусе Христе, Слово Божие…» — присовокупляли именно вторую Ипостась. И Дух освящает наши дела, наши помышления, наше мировоззрение. Будем наблюдать за собой, и мы заметим, что носим образ Живоначальной Троицы. И вот именно в слове-то мы часто видим и ум, и дух. Мало того, что люди чувствуют пребывание этой троичности, но даже птицы и скоты бессловесные это чувствуют. Вот, скажем, кот. Кто-нибудь из нас, например, сел завтракать и кушал котлетку. Вдруг зазвонил телефон. И пока разговаривали, пришли — что увидели? Котлету утащил кот и успел съесть уже добрую половину. Ну, естественно, возникает гнев: «Ах, ты такой! Что ты наделал?! Разве ты не получил бы чего другого покушать?! Сейчас тебя накажем!» И он слышит слово, но в этом слове чувствует что? Гнев. И убегает. А другой раз, когда мы ласково к нему обращаемся: «Котик, какой ты чистенький, какой ты хорошенький!» — он идет и ласкается. И когда кто-то лекцию читает, или слово свое продолжительно говорит, или просто разговаривает, то мы видим в слове присутствие ума, видим склонности человека, видим к кому он больше прибегает, к какому ученому, к какому отцу, и видим дух какой: дух кротости, милосердия и любви или дух гнева. Видите, как мы похожи на Бога, на Владыку своего? Мы прославляем Отца и Сына и Святаго Духа.

Некоторые народности не могут познать троичность Бога, не могут познать любовь Божественную, еще многие пребывают в идолопоклонстве, в язычестве, в иноверии. Есть верования богооткровенные и есть верования, по человеческому суемудрию составленные. И только Ветхозаветная и Христианская Церкви говорят о Живом Истинном Боге, а остальные народы пребывают в служении языческом. Вот, скажем, мусульмане. Они прославляют Магомета, что он якобы выше даже Самого Иисуса Христа. И когда с ними разговариваешь, то спрашиваешь: «Ну, как вы эту веру-то понимаете? Как этот мир появился? Бог создал или материя?» — «Конечно, Бог». — «Но ведь вы говорите о Магомете. А кто он такой?» — «Магомет — великий пророк». — «А Иисус Христос?» — «Он тоже Пророк, только поменьше». — «А Моисей пророк или нет?» — «Да». — «Вы ему верите?» — «Верим». И вот когда перечисляешь всех пророков: Илию, Иезекииля, Даниила, Исайю и еще многих других, то говорят: «Мы их признаем». — «Но ведь вы должны и признавать их учение. Они от Духа Святаго говорили народам во все времена, что нужно ждать Христа Спасителя, что Он придет в смирении великом, потерпит распятие, воскреснет, создаст Церковь, утвердит служение в этой Церкви, и потом будет Страшный суд и вечная жизнь. И совсем не такое учение Он предлагает, как вы говорите. Это Магомет обещает вам рай чувственный: у каждого будет четыре жены и будут есть, и пить, и веселиться». И вот такие магометане тогда уже отвечают: «А у нас Библии нет, нам никто не говорил». Их, конечно, жалко. Действительно, их никто не просвещает.

Христиане — соль земли и свет мира (Мф. 5, 13—14). Поэтому нам надо подавать добрый пример к своей жизни, надо, чтобы каждый из нас исполнял все заповеди Божии, жил в чистоте, особенно в наши дни важно хранить целомудрие, от пьянства беречь себя, чтобы в каждой семье не убивали детей, чтобы не было воровства, надо любить Церковь, чаше ходить на молитву церковную и приучать себя к непрестанной молитве. Это великий труд – нашего скитальца-ума привлечь к покаянной молитве. Надо непрестанно взыватъ: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И вот Ангелы Хранители нас оберегают, вразумляют.

Одному подвижнику было такое видение. Инок шел по пустынной дороге повторял непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И рядом шел Ангел как бы с большим копьем и каждый раз ответствовал: «Бог тебя простит, чадо». Инок снова говорил молитву Иисусову, и Ангел опять повторял: «Бог тебя простит». А вокруг бесята крутились, и справа, и слева, он их этим копьем отталкивал, чтобы они не мешали молитве, прогонял. Никакой демон не может совершить зла никакому подвижнику благочестия, если мы сами не подадим повод ко греху. Ведь, когда диавол внушает нечистый помысл: что-то украсть или соблудить — человек принимает его, исполняет, то оскверняет свое звание христианское. Ангел Хранитель убегает от такого зло-смрадного человека, а приступает диавол и внушает ему и руководит им, до того доходит такое вот порабощение сатане, что мы часто видим людей бесноватых. Они кричат неподобные слова, совершают гневные поступки, рыкают, всякое непотребство делают, потому что их покинул святой Ангел Хранитель и они стали слугами диавола и исполняют его волю. Поэтому никто не может освободить от тиранства диавола, кроме Церкви, кроме Самого Христа. Нужно покаяние, нужно припасть ко Господу, придти в Церковь, раскаяться в своих согрешениях, обещать никогда больше не слушаться диавола, не красть, не воровать, не блудить, соблюдать посты и быть верным Церкви Христовой. Тогда возвращается Ангел Хранитель и опять руководит нами и оберегает нас.

Ведь, когда мы читаем Жития святых угодников, то там видим чудные откровения славы Божией. Однажды несли па погребение одного подвижника благочестия и шел старец богоугодной жизни. И видел он, что умершее тело сопровождают еще два Ангела. Он стал их спрашивать: «Почему же вы, Ангелы святые, совершаете такое служение, сопровождая это умершее тело?» «А потому, — указал один, — что я имею служение как Ангел среды, а тот Ангел пятка. И за то, что он среду и пятницу соблюдал (то есть голодал, как по-нашему теперь), полный день не кушал ради страстей Христовых, мы его и в жизни оберегали и теперь сопровождаем, чтобы его погребли, и он получил освящение от Бога.

Видите, как Ангелы радуются нашему делу богоугодному, особенно радует Ангелов, когда мы творим добрые дела милосердия. И на Страшном суде Господь спросит. как посещали больных, убогих и служили ближним нашим. Вот поэтому нужно и самим жить в доброте, в чистоте, быть светом и солью и других приводить к покаянию. Потому и бывает так, что если в семье один уверовал во Христа, живет доброй, святой жизнью, то своим подвигом покаяния привлекает всю семью и даже потом ближних своих. Потому что здесь открывается тайна любви, тайна милосердия Божия, и люди, глядя на православных, сами становятся добрыми и чистыми. Но наоборот, если христианин совращается от правого пути, он соблазняет других и те даже могут покинуть лоно Церкви. Вот поэтому великая ответственность на каждом носящем звание христианское.

И мы, братья и сестры, прославляя служение ангельское, должны подражать их любви. У них постоянное богохваление, постоянное желание исполнить волю Божию, и мы должны постоянно молиться и творить волю Божию. Всякое доброе дело радует Ангелов, поэтому нужно испытывать перед тем, как что-либо делать: во славу Божию будет, по воле Божией или же будет во грех. Разве тут требуется большое испытание, когда говорит тебе подруга, что у тебя уже есть двое детей, иди сделай аборт, не пожалей там столько-то рублей? Разве не видно, что это беззаконие! Это грех, это убийство своей души н младенческой! Поэтому нужно отстать от такого совета. И так во всяком делании. Если мы будем много читать Евангелие, Жития угодников Божиих, часто бывать в храме Божием, то хорошо будем знать, что грех, что беззаконие, хорошо будем знать, что ведет к славе Божией, а что ко греху.

И вот давайте, вспоминая это служение ангельское, прославлять Владыку Ангелов Христа Спасителя, Который возвысил род человеческий тем, что Матерь Божия, земнородная Девица, Дева Чистая, стала выше архангельского и ангельского чина. Ей воспевают славу Херувимы. И было видение одному подвижнику, что каждый раз, когда поют гимн Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» — Ангелы кланяются Матери Божией как Царице неба и земли. Господь возвысил наше естество тем, что явился нам и Богом, и Человеком. И поэтому говорят святые отцы — святители Григорий Богослов и Григорий Палама, что именно душа человеческая и естество могут быть выше ангельского состояния, потому что человек, кроме души, имеет тело, имеет деятельность: как может много совершить, допустим, апостол или святой угодник, чтобы других привести к покаянию, привести к добру, И нам нужно благодарить, прославлять Христа Спасителя, Который дал откровение не только роду человеческому, но и ангельскому чину, потому что они, видя, как на Голгофе их Владыка проливает кровь, изумлялись и ужасались. Видя, как Он возносился на небо, сопровождавшие Его Ангелы взывали: «Возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы (Пс. 23, 9)», и червлены ризы были Его (Ис. 63, 1). И Он воссел как Богочеловек на Престоле, среди Ангелов. Вот как Господь возлюбил человека, как восставил падшего Адама, возвеличил его. И теперь подвижники благочестия выше Адама и облечены великой благодатью, они у Престола, где стоят Архангелы и Ангелы. Спрашивают: «Где преподобный Антоний Великий?» Он там, где Троица, он стоит вместе с Архангелами, и Херувимами, и Серафимами. Господь явил великую милость к роду человеческому, великую любовь, Он пришел, посетил нас, посылал пророков, посылал апостолов, пострадал, искупил, избавил от греха, проклятия и смерти, даровал нам Духа Святаго, дал нам усыновление и теперь готовит нам после покаяния небесные обители.

И Ангелы служат нашему спасению. Их великое множество, и Владыка их т Творец — Бог духов и всякия твари — Огнь есть, и Престол Его — пламень огненный. Серафимы пламенеют в любви к Богу, многоочитые Херувимы сияют светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубин Божией премудрости. Ангелы же — богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах, разумно почивает Бог, и это по благодати и по служению, ибо богоносная по существу плоть Иисуса Христа почивает, как сказано, Духом: Сел еси на престоле, судяй правду (Пс. 9, 5). А Господства, Силы, Власти, как видел апостол, восхищенный до третьего неба, и как пишет его ученик Дионисий Ареопагит, различая чины святых Ангелов, причисляются Церковью к средней иерархии. Господства управляют Ангелами, которые следуют за ними, людей же они учат владеть чувствами, смирять в себе вожделение и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волею, творя волю Божию. Силы, исполненные Божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего Своего Господа, Крепкого и Сильного. Они творят превеликие чудеса и посылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным такой благодати, чтобы те могли творить чудеса и исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают людям труждающимся и обремененным в несении послушания и носят немощи немощных, укрепляют в терпении, чтобы человек не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога. Власти называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые им на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного Царствия; борющимся и со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражий и побеждать диавола.

В низшей, третьей, иерархии различаются Начала, Архангелы и Ангелы. Здесь Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими Ангелами, направляя оных к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина, называемого Началами, имеет особого для себя хранителя и управителя всей своей стороны. Начала возводят людей на почетные должности, а Архангелы — великие благовестники — открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам — Ангелам, а через них людям. Святой Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры. Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас: добродетельных поддерживают от падения, падших поднимают — и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если мы только сами пожелаем.

Когда прилет уже последнее испытание, Ангелы воздвигнут на небе большой крест, который будет сиять 45 дней перед самой кончиной мира. Это 6удет примерно март-апрель или начало мая, как говорят отцы; месяц нисан (авив) соответствует этому периоду весны. И тогда-то затрубят Архангелы в трубы свои и воскреснут все, которые были от начала творения. Одних Господь поставит по правую сторону, других — по левую. Но не просто кто куда, как говорится, побежит, кто куда станет. Нет, Ангелы расставят каждого на свое место. Те, которые хранили веру православную, хранили посты, каялись, молились, творили добрые дела, непрестанно Бога искали, — станут на правую сторону. И чудное будет зрелище, говорит прп. Симеон Новый Богослов, на правой стороне будут стоять патриархи православные, и на левой — будут патриархи, но те, которые отступили от правой веры. Скажем, Несторий был предан анафеме, хотя был патриархом, потому что он хулил Матерь Божию. Митрополиты благочестивые будут стоять на правой стороне, а другие — на левой. Так же епископы, так же монахи, которые сохранили свои чин, по правую сторону будут поставлены и все миряне, все, каждый в своем чину. И будет великое явление славы Божией. Там уже преобразится природа сынов человеческих, станут они подобны Ангелам бесплотным, уже не нужна будет пища, не будет естества ни мужского, ни женского, будут сиять в великом свете и будут взирать на свет Христов, на Солнце правды. И слава будет Божественная, вечная. Там не будет ни плача, ни болезни, ни воздыхания. И эту блаженную, святую жизнь призывает Церковь наследовать каждому христианину. Будем молиться, братья и сестры, нашего Ангела Хранителя не будем обижать никаким даже помыслом нечистым, будем соблюдать все заповеди Божии, заповеди церковные, заповеди блаженства, будем соблюдать посты, будем молиться не только в храме и дома по книгам, а молиться непрестанно умом, подражая непрестанному богохвалению ангельского чина. И когда загремит труба архангельская, Господь утешит нас Своим словом Божественным: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

21 ноября 1990 г.