Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним
"Свет Православия в Казахстане" №4/261/, 2020
Протоиерей Евгений Бобылев
Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним
А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»
Во имя отца и сына и Святого Духа.
Христос Воскресе!
Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить, что же произошло в ту страстную седмицу, которую мы с вами переживали накануне Воскресения Христова, и в сам праздник Пасхи Господней.
Постепенно, начиная с Лазаревой субботы, мы погружались в сострадание Господу и Богу нашему Иисусу Христу, который шёл на мучение сознательно и души наши плакали вместе с Ним. Но этот плач принципиально отличается от плача апостолов, жён-мироносиц, учеников Христовых, которые находились в то время рядом со Христом. Наш плач – это плач грусти, печали, но печали по Богу. Мы с вами даже в самые тяжёлые моменты вечера Великого четвертка или пятницы знали, что Христос воскрес. А апостолы, жёны-мироносицы, ученики, даже Матерь Божия не знали этого. Поэтому их печаль была совершенно иной.
Чтобы понять, что переживали апостолы, надо разобраться, что такое вера. Через неделю после Пасхи Святая Церковь празднует память апостола Фомы. Когда Христос явился ученикам в воскресение, в первый день Пасхи, и открылся, что Он воскрес, апостола Фомы по промыслу Божию не было рядом. И когда ему ученики сообщили, что Христос воскрес, каждый знает, что он ответил: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20:25). Когда Христос в восьмой день по Пасхе иудейской явился ученикам, которые собирались и молились тайно в страхе перед иудеями, Он сделал так, что Фома в этот раз уже был вместе с учениками и подошёл к Нему. Взяв его руку, Спаситель приложил её к своим ранам и сказал: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен (Ин. 20:26-27). И тогда апостол Фома исповедует свою веру Господу: «Господь мой и Бог мой!». С тех пор апостола Фому называют Фомой неверующим.
Почему апостол Фома так сказал? Чтобы понять это, надо вспомнить учеников Христовых. В Евангелии упоминается, что Господь помимо 12 апостолов избрал ещё 70 учеников и всех их послал в разные места, дав им власть над нечистыми духами и власть исцелять больных. Они все видели чудеса Христовы, сами чудеса творили. Как они могли быть неверующими? А ведь они все разбежались в ту ночь с четверга на пятницу, все предали Христа, кроме жён-мироносиц. Как это возможно, что им мешало веровать? Дело в том, что вера апостольская была ещё верой детской. Да, они веровали, что рядом с ними великий учитель, и даже начинали прозревать, что это не просто учитель, а Бог пришёл на землю, Мессия. Но Мессия должен принести мир прежде всего евреям, затем воскресить всех евреев, затем их умножить так, что это будет самый великий народ, затем они станут царствовать над всем миром, у них будут несметные богатства и смерти у них не будет. Все остальные народы будут им рабами, а они будут радоваться и веселиться. Так веровали апостолы, как все иудеи. Но это вера простецов, а если по-другому, то это вера нашего с вами эгоизма.
Чтобы понять апостолов, надо углубиться в своё сердце и посмотреть, как мы веруем. Чем наша вера отличается от веры апостольской, что нам мешает веровать во Христа? Вера – это дар, который даёт Господь человеку. Дары Он даёт одинаково всем людям, поэтому всех будет судить одинаково. Не надо надеяться, что если Господь мне дал веры поменьше и воля у меня послабее, то Он меня будет меньше судить. А того, у кого больше сил и веры, Господь судить будет больше. Ничего подобного. Всех Господь будет судить одинаково, потому что всем даровал всего поровну. В этом и ужас Страшного Суда, что всё будет по-честному и никому не удастся оправдаться. «Я потому так грешу, что у меня папа пил и у меня плохая наследственность», - говорит человек. Нет, ты потому так грешишь, что живёшь для себя, для своего эгоизма.
Что разрушает веру? Веру разрушает самость – когда человек считает себя центром вселенной и всех меряет своей меркой. Я осуждаю людей, потому что считаю, что сам могу быть над ними судьёй, т.е. я лучше знаю, как поступить. Ещё самомнение – когда я имею мнение, что чего-то достиг в жизни. Вере мешает и самолюбие – я люблю только себя, мне даже дети мои мешают. Сколько у нас мужиков, а сейчас и женщин, которые не хотят детей, они им мешают жить. И гордыня и самость человеческая разрушают веру.
Апостолы тоже эту самость имели. Помните, когда Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек, апостолы подумали: это точно Мессия, он теперь весь Израиль накормит. И фарисеям понравилось это чудо, и всем иудеям. Человеку же что нужно – поесть, поспать и чтобы деньги в кармане были. И вот апостолы решили: поскольку такие чудеса может творить только Мессия, надо поднять его на щит, как раньше поднимали на щиты победителей, понести его в Иерусалим и сделать царём. И Господь, видя, что даже апостолы, любимейшие ученики, ничего не понимают, отправил их на корабле в море, а сам отправился на гору и там спрятался от всех. А когда они отплыли, Господь послал шторм, который начал топить корабль, а Сам пришёл к ним по водам. И тогда они поняли, что здесь есть какая-то другая правда, что цель жизни человека не скотская – наесться, напиться и веселиться. Ученики стали прозревать, Господь их вразумил одной хорошей бурей.
Апостолы были как дети, до последнего момента они веровали, что Христос – это Мессия, будущий царь израильский, который сядет на престол и весь израильский народ спасёт. А как спасёт? Даст всем много денег, пособие по безработице и народ израильский будет благоденствовать. Уже Христос идёт на крест, уже смерть в воздухе висит, а ученики за пять дней до его смерти спорят о том, кто больший из них и кто воссядет по правую и по левую сторону от Него на царском престоле. Вот о чём мечтали апостолы. И всё это надо было разрушить. И Господь это разрушил страшно – своей любовью. А любовь без самопожертвования не бывает.
Любовь сопровождает веру. Вера – это уверенность в невидимом как в видимом. Человек по вере может пойти на смерть, когда знает, что миром управляет доброта и справедливость. Если ты просто так любишь мужа, жену, детей, родителей, близких, незнакомых, то можешь оторвать от себя кусок самого дорогого. У нас, к примеру, сейчас, чтобы прийти в гости к кому-нибудь, надо заранее позвонить, предупредить, что ты придёшь, а человек будет думать, может ли он тебя принять. Никогда такого раньше не было, люди в гости ходили в любое время просто так. И каждый гостей ждал, потому что они люди и их любят только за то, что они есть на земле, независимо от того, хорошие они или плохие. Так вот Христос показал эту свою веру и свою любовь. Он просто так за тех, кто недостойны были даже пыль своими руками отереть с его ног, шагнул на смерть. И так испугал учеников, что они в ужасе были три дня.
О чём они думали эти три дня - вечер четверга, пятницу и субботу? Они ничего не понимали, ведь всё, во что они верили, разрушилось. Они были почти уверены, что Он – Бог и вдруг Его распяли и убили. Но разве можно Бога убить? Бог только пальчиком пошевелит, и легионы ангелов явятся, чтобы всех перебить. А если Он не Бог, то зачем мы отдали всю свою жизнь для служения Ему? А как же Он творил чудеса, если Он не Бог? А если Он пророк, то почему Его убили? Почему убивают лучших, а худшие остаются жить, ведь это высшая несправедливость? А где вообще тогда Бог на земле, если миром управляет злоба и ненависть? А она ведь управляет миром, если посмотреть, то злоба царствует в мире. Три дня таких ужасных мыслей, отчаяния, полной безысходности. Только жёны-мироносицы не рассуждали, потому что жили не умом, а сердцем, они были просто преданы своему Богу, поэтому хотели побыть рядом с гробом, пока тело ещё не разложилось в гробу. А может быть сердцем своим, женской интуицией прозревали, что Он должен воскреснуть, не может зло победить добро.
А что происходило, когда Христос воскрес? Давайте возьмём все Евангелия и перечитаем те места, где говорится о воскресении Христовом. Если попытаться восстановить порядок событий в ночь воскресения Христова, то ничего не получается. Один евангелист говорит одно, другой другое. Величайшие святые годами пытались понять, что происходило в пасхальную ночь. Сначала все ученики просто растерялись, ведь всё рухнуло, полное отчаяние. За эту неделю они из приближённых царя, почти царских сановников превратились в рабов, они понимали, что теперь иудеи их просто убьют. И теперь они должны были из этих рабов превратиться в ближайших учеников Бога.
Ведь это же происходило очень долго. Сначала Господь явился Матери Божией, ну понятно, она же мама, кому Ему являться первому. Она сердцем сопротивлялась, не принимала его смерть, поэтому она первая и смогла принять Его воскресение. Затем Он явился Марии Магдалине. Они с Матерью Божией упали Ему в ноги, и Он разрешил им к своему, уже другому, телу прикоснуться. Затем они побежали к апостолам сообщить о том, что они видели Христа. Пётр и Иоанн первые побежали ко гробу. Петру было не просто бежать, он же предал Христа. Гроб был пустой и они первыми увидели лежащие пелены и уверовали , что Он воскрес. Почему уверовали? Это нам объясняет Туринская плащаница. Плащаница, в которую было завёрнуто тело Христа, лежала аккуратно сложенная и целая. Развернуть её и вытащить тело из плащаницы, намащенной специальными смолами, окаменевшей уже к тому времени, было невозможно. И хотя они уверовали, но в пещеру зайти смог только апостол Пётр, Иоанн побоялся зайти. Через некоторое время Мария Магдалина засомневалась: а, может, ей только показалось, что она видела воскресшего Христа, это было какое-то видение. Тогда Христос ей еще раз является и говорит: не прикасайся ко мне за своё неверие. Она бежит к другой группе жён-мироносиц - галилейских, которые следовали за Христом, и сообщает им, что Христос воскрес. И постепенно до учеников начинает доходить величие этого события.
Джотто «Уверение Фомы»
А событие-то было какое! До Христа все знали, что у человечества будущего нет, потому что каждый человек после смерти идёт в ад. В это веровали все - и римляне, и греки, и иудеи. И вот теперь рай открывается для человечества. Человек, оказывается, может быть подобным Богу, и Бог может вместиться в человека. Каждый человек – это сосуд для Бога и Божественной благодати. Каждый человек может стать больше ангелов. И всё это они узнали в одно мгновение, в одну ночь. Но для того чтобы это осознать, нужна была одна вещь, о которой апостол Павел так говорит: «Я каждый день сораспинаюсь Христу, каждый день умираю со Христом». Чтобы понять тайну воскресения Христова, надо умереть для этого мира, а это значит умереть для своего эгоизма, своего Я.
Христос ещё 40 дней после своего воскресения был на земле, Он встречал апостолов, разговаривал с ними, открывал им тайны, научил их Божественной литургии, мы даже представить себе не можем, чему ещё Он учил учеников своих после воскресения. И дал им такую силу, что потом эти двеннадцать неграмотных мальчишек покорили весь мир без единого выстрела своей любовью. Вот что Господь им дал за эти 40 дней. Но для того чтобы это произошло, надо было умереть для этого мира.
А как это сделать? Апостол Павел всю свою жизнь после этого шил палатки и жил только своим трудом. Хотя, поверьте, у него были богатые спонсоры. Но он говорил, что питаться нужно только от собственных трудов. Жил своим трудом, значит, был занят своими делами, как мы с вами. Как он умер для мира, когда он в этом мире жил? Умереть для мира – это значит внутри себя перевернуть центр жизни. Мы живём для своего эго, стремимся, чтобы нам было приятно, уютно, комфортно, удобно. И всю жизнь свою строим, чтобы достичь этого и людей используем, чтобы нам было приятно и комфортно. А Господь говорит: нет, клеточка в организме не может работать на себя, она создана работать на другие миллионы клеточек. И вот когда ты будешь жить так, чтобы думать не о себе, а о других, хотя будешь так же шить палатки, есть, пить, то есть жить в этом мире. но целью своей жизни будешь выставлять совсем другое – Бога и человека, который рядом с тобой, вот тогда ты умрёшь для этого мира. Вот тогда ты встретишь Христово воскресение. Вот тогда ты поймёшь величие того чуда, которое произошло.
Мы ведь по большому счёту надеемся, что даже рай нам удастся использовать для себя. И Бога мы пытаемся эксплуатировать. Мы ведь о чём молимся: Господи, дай мне хорошую зарплату, здоровье, чтобы мои дети не болели и т.д.. Но даже здоровья для детей мы просим не для того, чтобы они вошли в Царство Небесное, а чтобы нас не мучили. У нас только одна молитва: «Господи, дай». И рай мы себе так же представляем: я хочу в рай, чтобы быть счастливым. А христианин так рай себе не представляет, ему рай по большому счёту и не нужен, христианину нужно быть с Богом. А вот когда человек будет с Богом, у него в душе такой рай будет и такая благодать, что он окажется в Царстве Небесном. Это католики и протестанты так рассуждают: рай - это огромный сад, в котором бананы растут, и в нём ничего не надо делать. Но нам разве такой рай нужен? Рай – это возрастающее богообщение, возрастающая жизнь в истине. Представьте себе, что космический корабль попал в поле тяготения солнца и начинает на это солнце падать, всё больше приближаясь к нему. Чем ближе к солнцу, тем больше света, чем больше размеры солнца, тем больше тепла. И представьте, что это падение бесконечно. Вот такое будет общение человека с Богом в раю. Чем чище будет человек, тем ближе он будет к Богу, чем ближе к Богу, тем больше тепла и благодати, и радости, и богообщения, и понимания Бога, и купания в Божественной истине.
Макарий Египетский описывает, что такое рай. Он говорит, что Царство Небесное, которое уже здесь на земле для некоторых открывается, подобно пещере, в которой спрятаны несметные сокровища. Человек находит эту пещеру, входит в неё, видит эти сокровища. Потом видит ещё две двери, он толкает эти двери, а там ещё две пещеры, полные таких же сокровищ, он толкает те двери, а там ещё пещеры. И чем больше он открывает эти двери, тем больше пещер с сокровищами. Вот что такое Царство Небесное. Но для того чтобы его достичь, надо сломить свой эгоизм. Апостолы умерли со Христом, поэтому воскресли с Ним уже при жизни и им после этого уже ничего не было страшно.
А чего бояться? Твой учитель воскрес и Он - Бог. Ты можешь с Ним разговаривать просто так. Ты можешь в любую минуту Его позвать и Он откликнется. Он может тебя в любую минуту защитить от любой беды. Ты становишься бессмертным и всемогущим. Но это бессмертие и всемогущество требует ответственности. Если вдруг тебя поведут на казнь или ты заболеешь, то сразу возникает вопрос: а как же Господь, Он же рядом, я молюсь Ему, почему же Он мне не помог? Христианин должен на этот вопрос отвечать так: значит, Господь чего-то от меня хочет, значит, Он попустил мне это испытание. Но я же знаю, что Христос воскрес и он реально рядом с каждым человеком. Значит, Господь эту скорбь или болезнь посылает, чтобы сделать меня лучше, очистить моё сердце, воспитать меня. С одной стороны, и не страшно, потому что Господь рядом, с другой стороны, надо и потерпеть. Надо учиться так рассуждать и думать. И уже не соседа и не государственную власть обвинять в том, что у тебя денег нет в кармане, а самому раскинуть мозгами, почему так происходит. При этом вера сохранится и останется, и эта вера спасёт в любой жизненной ситуации.
Что для человека неверующего война? Это время, когда зло торжествует, справедливости в принципе нет, потому что там убивают самую высшую ценность в мире – человека. Убивают каждый день твоих близких, друзей, знакомых, вокруг голод, нищета, страдают дети. И если ты не веруешь в Бога, если ты не знаешь тайну, что Бог сильнее всякой несправедливости и что не дьявол управляет миром, а Бог, то ты в отчаяние впадёшь. А если ты верующий человек, то ты смотришь на любую беду с высоты орлиного полёта, и даже сидя в окопах, говоришь: Господи, ты попустил эту войну нам не просто так, ты что-то от нас хочешь, по-другому, видимо, нас не спасти, ты выбираешь минимальное из зол, и это минимальное оказывается большим горем, но по-другому, видимо, будет ещё хуже. Твоё терпение уже дошло до предела. А раз ты рядом, Господи, я потерплю, ничего страшного, мне главное – правильные выводы сделать, понять. И даже если я умру, я умру не для себя и не ради себя, а за другого человека, возьму на себя горе другого, грудью его закрою. А за это, Господи, ты мне, как мученикам апостолам, тем, кто душу свою положил за други своя, даруешь Царство Небесное. И уже тьма исчезает, рассеивается, и дьявол бежит от верующего человека. Вот что такое вера, братья и сестры.
Вот почему апостол Фома сказал: «Господь мой и Бог мой!». Вот почему апостол Марк, который ещё совсем мальчишка был после воскресения Христова, не задумываясь, пошёл проповедовать христианство и умер в Александрии за Христа. И не просто умер, а он жаждал умереть за Христа, он жаждал посмеяться над дьяволом. Мы с вами пока ещё не апостолы. Апостолы в ту ночь умерли со Христом и воскресли с Ним. Мы ещё пока не умерли со Христом и не воскресли, поэтому Господь оставляет нам ещё время. Но надо успеть в этой жизни достичь самого главного – умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним. Кто-то уже при жизни это сделает, может быть, среди нас есть и такие, а кто-то в момент смерти услышит от ангелов и тех родных, которые будут встречать нас во время перехода в жизнь вечную: Христос Воскресе! Аминь.
Храм Покрова Божией Матери, г. Алма-Ата, 2016 г.
Скачать: "Свет Православия в Казахстане" №4/261/, 2020
Последние публикации
https://azbyka.ru/days/sv-n...Дни памяти: 25 октября; 6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; 8 сентября – Обре́тение мощей; 23 сентября – Собор Липецких святых.Житие9 апреля 1877 года, в день...
Исповедник Николай (Могилевский), Алма-А…
Республика Сербская, город Требине. Настенная роспись в церкви Святого Преображения Господня.
Храмовое изображение физика Николы Теслы
"Свет Православия в Казахстане" №4/261/, 2020 Протоиерей Евгений Бобылев Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»
Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с …
Девушка плакала в зале регистрации международного аэропорта. Уже был сдан багаж, уже на руках был посадочный талон, а она плакала.
На краю
Большинство людей просто не верят в то, что они достойны и могут быть счастливы. Но когда силы уже на пределе – тогда и происходит чудо. Рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
Важно верить, что мы достойны лучшего и …
В ГОЛОДНОМ ПЕТРОГРАДЕ Чудеса Божии. Икона Божьей Матери. Жизнь, дарованная нам Создателем, уже сама по себе – великое чудо. Для пребывания в этом мире Господь наделяет нас чувствами, дает нам речь...
Чудеса Божии
Николай Петрович вышел из больницы и, сев на скамейку, заплакал. Перед глазами была высохшая дочь с синими, исколотыми руками и ногами. На изможденном лице еле теплились два тусклых фонарика –...
Имя тебе свет
Зашла в магазин. Краем глаза вижу маму с сынишкой лет 6-ти. Как говорится, бедненько, но чистенько. Славный такой мальчишка. Видно было, что ему чего-то хочется, но не просит.
Маленькое детское счастье
Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами.
Не давите на детей
Волхвы, принесшие дары Родившемуся Христу, занимались наблюдением за звездами. В древности астрономия была всегда соединена с астрологией. Но если волхвов наблюдение за звездами привело ко Христу, то можно ли это...
Как Православие относится к астрологии
(Слово св. Иоанна Златоуста, како подобает чтити Иерея) В приходах, где между православными много раскольников, последние обыкновенно всеми мерами стараются разлучить первых с Православною Церковью и для этого вооружают их против...
О неосуждении священников
Сон – это вполне естественный процесс, который необходим каждому человеческому организму. В Книге Екклесиаста говорится, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2), чем наличие и наполнение сновидений связывается с...
Что такое вещий сон и как к нему относит…
Пресвятая Богородица – наша Предстательница и Заступница перед Господом, и чудеса, творимые Богом по Её прошениям, неисчислимы.
Обет воина
— Пойди, Ванюша, вдоль дороги, поищи овец, — сказал дедушка внуку. Дорога та лежала мимо кладбища.
Притча о кладбище
Жили муж и жена — бездетные. Такое им было испытание: родится ребенок, окрестят его, поживет немножко и умирает. Тяжело было родителям, но они не роптали: “Бог дал — Бог взял...
Предсказание
Всем известен знаменитый композитор Моцарт. Имя его стяжало бессмертие. Однажды один немец, тоже музыкант, пожелал видеть Моцарта и отправился в Италию.
Рассказ
Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить.
Один прихожанин перестал ходить в церков…
Когда в семье разрушается иерархия, то страдают все. Если муж не глава семьи, то он может начать пить, гулять, из дома убегать.
О семье
Хочу поделиться радостью — пересказать полезную и прекрасную идею. Не я придумал. Я только услышал. За что купил, за то и продам. Это не голая идея, а идея, одетая в...
Сказка
Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Давайте-ка подумаем.
Ропот
Не плачь, дитя, вот придет Господь и все управит Знаешь ли, дитя мое, отчего закрываются небеса, когда поля жаждут дождя, и открываются, когда поля не желают дождя?
Не плач
Богородица прогнала смертоносный грипп Рассказывает жительница Месолонги Георгия Морайту:
Помощь святых
Самое главное чудо Великой Отечественной войны — это победа наших дедов и прадедов над фашистами. Но во время войны происходили и другие, известные немногим, чудеса.
Чудеса во время Великой Отечественной во…
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ …Сын служил в Чечне. Небольшая часть на краю леса, недалеко от Грозного. Война на радости скупа. А тут радость – приехала к сыну мать.
В чем помогает Ксения Петербургская
Погибла Машка. Точнее, Мария. Ей было уже за 60, но на приходе у отца Евгения ее все так и звали – Машка, обращались на «ты» и считали местной дурочкой.Все свое...
О Машке-дурочке
Бог – поругаем не бывает! Вот примеры из жизни о людях, которые -- посмели поднять свои грязные руки и поганые языки -- на Бога и Церковь. Когда в селе Селявны Воронёжской...
Как Господь наказывает людей за кощунств…
Господь лучше нас знает, что для нас полезно, а что вредно, а потому надо вверяться Его Водительству Сохранился рассказ матери известного декабриста Рылеева, напечатанный в свое время в одном журнале.
Промысел Божий
Макия́ж (фр. maquillage — грим, перекраска, подделка) "Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажен ложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть...