Как снег убелю
«КАК СНЕГ УБЕЛЮ»
Некоторые свидетельства о таинстве Исповеди
«Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1,18).
Этими словами пророк Исаия предсказал чудо, происходящее ныне на наших глазах ежедневно, – очищение души человека в таинстве Покаяния. Мы не видим того великого и страшного, что таинственно происходит перед аналоем, но это видели Его святые.
«И пророком Исаией, – свидетельствует в Апологии об этом пророчестве святой мученик Иустин Философ, – возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов»[1].
Святитель Кирилл Иерусалимский в «Огласительных словах для просвещаемых» открывает нам и более того:
«Он говорит: ‟Грехи ваши… как снег убелю… и как волну". Через что означается отпущение грехов или даже безгрешное состояние».
О силе таинства Покаяния, о том, что Божиим милосердием действительно мгновенно и полностью стираются все грехи того, кто искренне кается, повествуют бережно сохранённые Церковью предания…
Покаявшийся разбойник
Святой Иоанн Лествичник повествует, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре близ Александрии пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий отец, игумен монастыря, испытывая его покаяние, повелел ему исповедать свои грехи при собрании всего братства в церкви. Разбойник, истинно раскаявшийся и возненавидевший свои грехи, исполнил это без колебаний, с полным самоотвержением. Он во всеуслышание
«исповедал один за другим все возмутительные для слуха грехи свои, не только плотские, по естеству и против естества сделанные с людьми и животными, но и чародеяния, и убийства, и другие злодеяния, которые не следует ни слышать, ни предавать писанию. Тотчас после сей Исповеди пастырь повелел его постричь и причислить к братии».
Святой Иоанн спросил наедине святого игумена, для чего тот употребил столь странный образ покаяния.
– По двум причинам, – отвечал сей истинный врач. – Во-первых, для того, чтобы исповедавшегося настоящим посрамлением избавить от будущего, что и сбылось, ибо он, брате Иоанне, не прежде встал с помоста, как получивши прощение всех согрешений. И не сомневайся в этом, ибо один из братий, присутствовавших при сем, уверял меня, что он видел некоторого страшного мужа, державшего писаную бумагу и трость, и как только лежащий выговаривал какой-нибудь грех свой, то он тростию своею изглаждал его. Да и справедливо, ибо Давид говорит: «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31, 5). Во-вторых, как в числе братий моих есть и такие, которые имеют согрешения неисповеданные, то я хотел сим примером побудить их к исповеданию, без которого никто не может получить прощения[2].
Свидетельство ангелов
Некогда преподобная Феодора явилась в видении ученику преподобного Василия Нового Григорию и поведала о мытарствах, которые проходила её душа после смерти. Она рассказала и о том, что, в трепете и ужасе от происходящего с нею, подымаясь от мытарства к мытарству, она спросила святых ангелов:
– За всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он в мытарствах сих, после смерти, истязуется, или, быть может, возможно еще в жизни загладить свой грех, чтобы очиститься от него и здесь уже не мучиться за него? Я просто трепещу от того, как подробно все разбирается.
Тот, кто искренне исповедает все грехи, получает прощение и проходит беспрепятственно все мытарства
Ангелы отвечали ей, что не всех так испытывают на мытарствах, но только тех, кто, как она, не исповедался чистосердечно. Тот, кто искренне исповедает все грехи, не тая ничего, получает прощение и проходит беспрепятственно все мытарства. Злые духи, находящиеся на мытарствах вместе со своими писаниями, открывают их, но не находят в них ничего, потому что Святой Дух делает невидимым все прежде написанное, изглаживает все записи о грехах, благодаря Исповеди и покаянию. Поистине велико спасение человека в Исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу[3].
Исцеление покаянием
Святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о силе Исповеди, приводит в «Слове о смерти» и другую примечательную историю:
«Нелишним будет упомянуть здесь о событии, нам почти современном. В окрестностях Вологды находится большое село Кубенское, имеющее несколько приходов. Один из приходских священников сделался болен и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверстую книгу, в которой были записаны все грехи священника.
Между тем пришел другой священник, чтоб напутствовать собрата. Началась Исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, – и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним, для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением».
Причтённые к лику Божественному
Древний патерик повествует о видении одного епископа, которому однажды во время литургии было открыто духовное зрение, так что когда христиане
«приходили к приобщению Божественных Тайн, сквозь лица он увидел души, и каким каждый подвержен грехам: у одних, видел, лица были как сажа, некоторые из них имели лицо наподобие пламени, глаза же кровяные и огненные; иных же из них видел светлыми лицом, белыми по одежде».
Среди подошедших были две благородные женщины, о которых епископ знал, что они ведут нецеломудренную жизнь. Однако, к его удивлению, он увидел, что они,
«приступая к Святым Тайнам, имеют лица светлые и досточестные, и облечены в белые одежды. Потом, когда приняли и они Святые Христовы Тайны, как бы от света, воссияли они».
После богослужения епископ помолился Богу, чтобы понять показанные ему откровения. Тогда предстал ему ангел и отвечал, что бывшие прежде грешными женщины, приступая ко Святой Чаше, «были светлы лицом, имели белое одеяние, и светом светились не мало потому, что пришли в чувство о соделанном ими и обещались отстать от сего», и за слёзное покаяние, дела милосердия и Исповедь «они причтены к лику Божественному, и прощены им грехи, и остальное время поживут целомудренно, и праведно, и благочестиво».
Епископ подивился не столько перемене женщин, сколько милости Бога, Который не только освободил их от наказания, но и удостоил такой великой благодати. Ангел же отвечал:
«Ты удивляешься сему? И справедливо, ты – человек, а Владыка наш и ваш есть Бог, благий по естеству и человеколюбец. Отстающих от своих грехов и с исповеданием припадающих к Нему не только не посылает в муку, но и гнев Свой на них отлагает, и почестей их удостоивает. Ибо так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного предал за него. Посему Изволивший умереть за врагов не тем ли более тем, кои соделались Его собственными, и раскаиваются в том, что соделали, подает разрешение грехов и дарует наслаждение тем, что уготовано им. Сие верно знай, что ни один человеческий грех не победит Божиего человеколюбия, если только кто покаянием загладит зло, каким согрешил прежде. Ибо, будучи человеколюбив, Бог знает немощь вашего рода, и силу страстей, и диавольскую хитрость, и когда падают люди в грех, прощает им, как детям Своим, и ожидает исправления, долготерпя на них. К кающимся же и просящим Его благости состраждет, как к немощным, и тотчас освобождает от наказания и дарует им уготованные праведным блага»[4].