О скорбях и зарытых талантах
О скорбях и зарытых талантах
Что в христианстве подразумевается под скорбями, что значит смелость сердца и почему Господь, давая таланты, спросит, как мы их реализовали, приумножили? Пастырскую встречу, на которой поднимались в том числе и эти вопросы, провел иеромонах Иннокентий (Присадков).
– Что значит Причастие в осуждение? Как понять, что оно в осуждение?
– Я не знаю, как понять, что Причастие было в осуждение. Наверное, ответить на этот вопрос может такой старец, как отец Иоанн (Крестьянкин), тот, кто ведает волю Божию. Про Причастие в осуждение апостол Павел говорит, что некоторые едят и пьют Тело и Кровь Христовы без рассуждения, и от этого многие болеют и умирают. Также не стоит забывать, что диавол может таким образом человека искушать, то есть, имея к нему доступ, вызывать какие-то болезни, чтобы человека, наоборот, отвратить от Причастия, чтобы человек его боялся. Некоторые боятся причаститься в осуждение и поэтому вообще решают не подходить к Чаше.
– Евхаристический пост перед Причастием длится 6 часов. Если я иду на позднюю Литургию, могу ли я в 4 часа утра воды попить?
– Нет, обычно мы после полуночи ничего не едим и не пьем. Если Литургия совершается вечером, как бывает Великим постом, тогда мы перед ней 6 часов ничего не едим.
– А индивидуальные послабления возможны?
– Индивидуальные послабления – всегда индивидуальные, они возможны по болезни, это отдельная тема.
– Можно ли стоять на коленях в воскресные дни во время Евхаристического канона?
– В воскресные дни колени мы не преклоняем, но, если есть непреодолимое желание, можно и преклонить.
– В воскресные дни нет коленопреклонения в связи с тем, что много народа в храме?
– Нет, в связи с тем, что мы воскресение празднуем, это малая Пасха.
– Иногда на службах не всегда понятно, что произносится и что поют. Если упустил мысль, можно ли как-то про себя молиться более просто: «Господи, помилуй», например? Как в этом случае поступать?
– Если вы не можете разобрать, что поют, то действительно лучше молиться про себя какой-то краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешного» и другими.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, что делать с той просфорой, которая испортилась? К сожалению, так бывает.
– Да, так бывает. Сожгите ее и пепел развейте где-нибудь. Если просфорка просто засохла и не испортилась, съешьте.
– О смелости сердца, дерзновении мы реже слышим, чем об их противоположностях – мирном полагании, как Бог даст. Поясните, пожалуйста, про опасность потери даров Господа из-за опасения проявить решимость.
– Такое действительно может быть. Господь может дать человеку какой-нибудь дар, предположим, проповеди, а он будет бояться или как-то смиряться, мол, я грешный человек, я не буду людям о вере рассказывать, хотя у человека для этого всё есть и он может двигаться в этом направлении. Он церковный человек, и язык подвешен, и отцы его благословляют и так далее, но у него такое псевдосмирение: «Если я буду проповедовать, то Господь меня осудит, с меня много спросит. Это большая ответственность». Такими уговорами самого себя человек может закопать свой талант в землю. Такое действительно есть.
– Вот что говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11: 16–22). Стоит сказать, что те евреи, иудеи, которые крестились, которые приняли Святого Духа, которые вошли в Церковь, они остались теми ветвями на дереве Церкви. Те, которые Христа не приняли, те отломились, отпали от основного дерева. Таким образом, к Церкви и богоизбранному народу относятся те, кто находятся на этом дереве Церкви. По-моему, кто-то в Почаеве говорил, что тем евреям, которые будут жить по Закону, под конец мира Господь откроется как-то особо и они войдут в Церковь и крестятся. Те евреи, которые ищут истину искренне, потом обратятся в христианство.– Евреи, богоизбранный народ, распяли Христа. В каком состоянии сейчас находится еврейский народ? Он богоизбран? И как это применимо к нам? Наша страна тоже оставила Бога на 70 лет…
– В Откровении сказано: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21: 8). Вопрос такой: что значит «боязливых»? Что имеется в виду? Какого рода боязнь?
– Тут речь идет о боязни исповедовать Евангелие, когда нужно о себе заявить, сказать, что я – христианин. Когда люди боятся признаться, что они христиане, боятся перекреститься в общественных местах, боятся поступать по Евангелию, зная, что потом начнутся какие-то проблемы… подобного рода боязнь ведет человека к погибели. Человеку, допустим, нужно становиться проповедником или миссионером, катехизатором, служить при храме, а он боится ответственности и говорит: «С меня Господь потом больше спросит, если я начну этим заниматься», тем самым он зарывает свой талант в землю. И за эту боязнь с него тоже будет спрошено.
Боязнь поступать по Евангелию ведет человека к погибели
– В Деяниях апостолов есть история про Ананию и жену его Сапфиру, которые были поражены за свою жадность смертью…
– Не столько за жадность, сколько за обман.
– Что этот отрывок значит не для древней Церкви, а для нас сейчас? Как его приложить к нашей современной жизни?
– Хороший вопрос. С одной стороны, Церковь имела такие дарования: распространение слова Божиего, чудотворения, которые сопутствовали распространению христианства. С другой стороны, отношения в самой общине были очень сердечные, открытые, и малейшая заноза в такой ситуации, которая называется стерильной или близкой к той, может принести очень большой вред. Неискренность людей могла эту общину поколебать и в конечном итоге просто разрушить. И Анания и Сапфира, зная об этом, тем не менее сделали этот шаг, после которого у них была отнята жизнь.
Какое нам здесь назидание? Стараться, конечно, не врать, не обманывать, и если дал обет Богу что-то пожертвовать в той или иной ситуации, если есть эта возможность, нужно все-таки этот обет исполнить.
– Почему во времена апостолов, когда на крещаемых сходил Святой Дух, они пророчествовали, исцеляли, говорили на разных языках, а теперь, когда нас крестят, мы не пророчествуем, не исцеляем? Почему эти дары Святого Духа постепенно ушли, мы их сейчас не получаем?
– Во-первых, вы сами сказали о том, что это действительно была проповедь именно апостольского масштаба и характера. Сложно судить о том, насколько она сейчас нужна. Сейчас православные храмы есть в каждом городе России, в каждой стране есть православные храмы и монастыри. Второй аспект: почему сейчас нет таких даров? По нашей греховности, из-за недостатка любви, искренности и желания стремиться к Богу всей полнотой своей, отдать для этого всю свою жизнь. Этого у нас не хватает, поэтому благодать дается соразмерно тому, сколько человек может в себя вобрать и понести.
Благодать дается соразмерно тому, сколько человек может в себя вобрать и понести
Но на самом деле при крещении и сейчас люди тоже чувствуют и переживают нечто высокое, и потом идут с этим всю свою жизнь, вспоминая, как Господь их посетил. Конечно, это не у всех бывает, но у многих людей.
– Как физически восстанут все воскресшие люди на планете, где жили миллиарды? Правильно ли я думаю и пытаюсь объяснить, что законы пространства и времени, геометрия этого мира, изменятся и это будет что-то новое, и, естественно, все воскреснут и будут перед Богом?
– Конечно, что-то изменится. И мы вместе с остальными людьми предстанем на Суд.
– Чем отличается частный суд после смерти от Страшного суда? Ведь все должно решиться для человека после его смерти, и даже если Господь смилуется по молитвам живущих, это же произойдет до Страшного суда?
– Не обязательно до Страшного суда. Вообще Страшный суд (это одно из его имен) – это тайна. Мы до конца не понимаем ни то, как он будет происходить, ни то, что на нем будет. Но мы знаем, что дела всех людей обличатся, вся изнанка станет известна всем и это будет уже последней линией, после которой действительно изменить ничего уже будет нельзя. Вот этим и отличается Страшный суд от частного, когда мы еще хотя бы что-то можем изменить. А вот после Страшного суда врата уже будут закрыты, и в то же время для тех, кто достиг блаженства, будет открыта вся полнота. Полнота блаженства плюс невозможность возврата и изменения ситуации.
– Какими доводами убедить крещеного православного человека в необходимости Причастия для спасения души?
– Можно почитать 6-ю главу Евангелия от Иоанна. Там как раз говорится о Причастии, о его важности, о его необходимости. Причем там говорит об этом Сам Христос, именно Тот, Кто установил это Таинство.
|
– В Евангелии и Деяниях святых апостолов много говорится об исцелениях от нечистых духов. Есть пример, как отрок падает, испускает пену изо рта, и Христос его исцеляет, а меня смущает то, что, если бы мы увидели это сейчас, мы бы охарактеризовали это как эпилепсию. Как различать психические заболевания и заболевания духовные?
– На наш современный взгляд кажется, что это эпилепсия. Но у людей с психическими расстройствами бывает и какая-то одержимость. Ведь нечистые духи имеют доступ к любому человеку, они пытаются людей запутать, взбудоражить.
– В духовной жизни человек должен быть основательными, а может ли он в мирской жизни, в рабочих вопросах быть совсем поверхностным, неосновательным и делать что-то, не погружаясь в это серьезно?
– Нет, нужно выполнять работу ровно так, как того требует ситуация. Иногда ситуация бывает такая, что физически не хватает времени погрузиться, чтобы разобраться во всем, а нужно выдать какой-то результат, исходя из тех переменных, которые есть на данный момент. Просто общайтесь с руководством и старайтесь выполнять их требования.
– Что у православных христиан подразумевается под скорбями?
– Различные испытания. Скорби это в том числе потеря близких людей, утрата имущества, например, сгорел дом – тоже скорбь, проблема со здоровьем – тоже скорбь, проблема с работой, люди долго не могут устроиться… Многие испытания мы называем скорбями и стараемся проживать их с Господом.
Лучшая позиция во время скорбей – не опускаться до алкоголя или чего-то еще, а молиться, каяться и просить у Господа сил, для того чтобы пройти этот путь. И еще стараться не роптать: «Почему это со мной произошло?» Вместе с Господом были распяты два разбойника, один по правую руку, другой – по левую. Оба скорбели, и оба получили по своим заслугам. И тот, что по правую руку от Спасителя, тот не роптал, а то, что по левую, – роптал, хотел с креста сойти и еще глумился над Спасителем. И он был осужден как разбойник, а другой вошел в рай. Так что в скорбях надо молиться и возлагать всё на Бога.
Лучшая позиция во время скорбей – молиться, каяться и просить у Господа сил, чтобы пройти этот путь
– Как понять слова псалма: «Многи скорби праведным?» (Пс. 33: 20).
– Сказано также: «Многи раны грешному» (Пс. 31: 10). «Многи скорби праведным» – здесь речь идет о том, что людям праведным посылаются скорби и различные испытания для того, чтобы они духовно развивались и дальше. Упирается человек в какой-то потолок, ему нужно создать условия немножко стрессовые, выводящие его из себя, чтобы он дальше мог пересмотреть свои отношения с Богом и все усерднее и усерднее углубляться в молитву, в покаяние. Так что скорби праведным для того и нужны, чтобы становиться все более и более праведными, приближаться к святости.
Московский сретенский монастырь