НА ПУТИ К БОГУ

7a1254de0e88307743e7bb9fe3817657

НА ПУТИ К БОГУ

 

Священное Писание и труды святых отцов открывают нам путь к Богу, в Царствие Небесное. Но слишком часто на этом пути нам встречаются преграды в виде наших страстей. О том, как с ними бороться, на одной из Пастырских встреч с прихожанами нашей обители говорил иеромонах Агафангел (Давлатов).


– Пожалуйста, внесите ясность, что важнее: стремление к достижению Царствия Небесного или возделывание добродетели смирения?

– Мне кажется, какое-то логическое противопоставление заложено в этом вопросе. Царство Небесное – это то, к чему каждый из христиан стремится. Про добродетель смирения скажу, что в самом Священном Писании есть слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3: 34). И если мы посмотрим на евангельскую историю, то, помимо всего прочего, увидим, что это, по сути дела, история того, как смирение воплощалось в жизни Праведника, но только этот Праведник был и совершенный Человек, во всем подобный нам, кроме греха, и одновременно Бог.

Смирение – это подражание Господу нашему Иисусу Христу. Человек, который старается взрастить в себе эту добродетель, подражает Богу, а через подражание Богу он все выше и выше восходит к тому идеалу, к которому был призван. Все мы сотворены по образу и подобию Божию. Добродетель смирения – это одна из краеугольных добродетелей, которая нас ведет ко спасению, к Царствию Небесному. И без смирения войти в Царствие Небесное невозможно.

Смирение – это подражание Господу нашему Иисусу Христу

Преподобный Антоний Великий переживал момент физического расставания души и тела. Душа его возводилась в райские обители на встречу с Богом, и бесы, которые были внизу, обратились к нему и сказали: «Антоний, ты нас победил». Он развернулся и сказал: «Нет еще», – и только после этого врата рая были перед ним открыты. Смирение – это то, что нас приближает к Богу. И смиренный человек преодолевает этот путь, эту дистанцию, разделяющую нас и Бога, намного быстрее, нежели гордый. Через смирение мы спасаемся.

– Как заставить себя каждый день читать Евангелие? Большой ли это грех, если не читаешь его?

– Если вы не читаете Евангелие каждый день – это значит, что вы обкрадываете себя. Господь с нами не всегда общается напрямую, как со святыми, потому что до этого нужно духовно дорасти, чтобы никто не впал в прелесть и рассудком не повредился. Господь чаще всего общается с нами на страницах Евангелия, потому что половина текста Евангелия – это прямая речь, то, что можно закавычить, это то, что Спаситель Иисус Христос говорил Своим ученикам, и все это актуально и для нас. Говоря через Евангелие, а также через обстоятельства жизни, Господь с нами общается. И если мы Евангелие из своей жизни убираем, то мы обкрадываем себя, то есть мы не слышим те слова, которые Господь обращает к нам. И к тому же в Евангелии содержится очень много ключей к тем вопросам, которые мучают каждого. И если мы будем вчитываться, вдумываться и соборным сознанием это осмыслять, то нам будет проще духовно расти и соединяться с Богом.

ee709d7ad46122d8a8eeb3cd90b87a42

Приведу такой пример. Когда человек болеет, ему могут выдать план лечения, сказать, какие лекарства надо пить, какую диету соблюдать и так далее. А человек скажет: «Да не нужен мне этот план выздоровления, какая-то дорожная карта непонятная. Я и сам все знаю». Здесь кольнуло – эту таблетку выпил. Не помогло – другую и так далее. Но если мы следуем инструкции врачебной, болезнь проходит быстрее. Особенно если повезло с врачом. А нам, христианам, повезло с Врачом, поэтому не стоит пренебрегать Его словами.

Нам, христианам, повезло с Врачом, поэтому не стоит пренебрегать Его словами

– Как себя заставить исполнять утреннее и вечернее правило каждый день?

– Брать и заставлять. Волшебной таблетки, после принятия которой захочется взять в руки молитвослов и все станет понятно, нет. Это труд, духовная брань. Жизнь – наша духовная брань. И брань не только с миром демонским, лукавым, но и с самим собой, с нашей ленью, расслабленностью.

Как, например, мужу заставить себя делать жене какие-то приятные вещи, чтобы любовь в семье постоянно возгревалась? Брать и делать. То же самое и жене что делать, чтобы муж всегда в ней был заинтересован? Проявлять заботу, любовь, внимание, чтобы ему хотелось домой бежать к родной жене, чтобы он не воспринимал ее как наказание Божие.

– Как быть, если в череде церковных праздников устаешь физически, из-за усталости чувствуешь злость и уныние, а участвовать в совместном богослужении хочется?

– Знаете, это такая вилка, как шахматисты бы сказали, палка о двух концах, потому что пропускать соборные богослужения – это удаляться от Бога, это переходить на какое-то автономное существование, перерезая ту пуповину, которая связывает каждого с Матерью-Церковью. Но при этом все мы имеем свойство уставать. Даже в Библии написано: «Шесть дней работай, седьмой день отдыхай» (см. Исх. 20: 9–10), то есть отдых заповедан нам Богом, чтобы мы накопили силы, дали возможность отдохнуть своему человеческому естеству, чтобы после этого отдыха с удвоенной, с утроенной силой работать. Работать над собой, работать ради истинного счастья ближнего, устремляясь к Богу. Но если ты физически измотан, если понимаешь, что стоять на службе будешь, переваливаясь с одной ноги на другую, и то, что поют и читают, будет пролетать мимо, то, по-моему мнению, можно выспаться. В условиях жизни в городе, современной жизни, которая как вихрь закручивает каждого, усталость не дает нам всецело предаться соборной молитве. Если вы придете домой, ляжете спать не в двенадцать часов, не в час, а в девять часов, и, выспавшись, со свежей головой пойдете в храм, то это будет намного ценнее в первую очередь для вас, потому что мы же не начетчики какие-то, которые мантры читают и галочки проставляют, что эта молитва прочитана, столько-то поклонов положено. А мы разумные существа, и Господь от нас требует, чтобы мы умом устремлялись к Нему. И когда меня спрашивают как священника: «Можно ли отдохнуть?», – я говорю: «Пожалуйста».

Мы разумные существа, и Господь требует, чтобы мы умом устремлялись к Нему

Другое дело, что не все умеют отдыхать, потому что вместо отдыха мы часто начинаем заниматься какими-то увеселениями, которые вроде бы и создают некую видимость того, что мы отдыхаем, но, по сути дела, отнимают наши силы. И получается, что мы и Богу свечку не можем поставить, а продолжение вы все знаете…

94e5717e6afd78718e46d9eb3d2ed758

– Как выйти из прелести, которая возникла из-за фантазий?

– Только на исповеди в храме, в разговоре с Богом при свидетельстве священника. Мы чисто визуально воспринимаем исповедь как разговор с батюшкой: придем и что-то начинаем ему о жизни толковать, о наболевшем. Особенно если нет рядом человека, который готов выслушать. Но при этом надо четко и ясно понимать, что мы говорим не со священником, а с Богом. А священник лишь свидетель. Но не стоит пренебрегать священником, который является свидетелем нашего разговора с Богом, потому что иногда человек приходит, говорит какие-то вещи, а у священника в голове мысль какая-то рождается, озвучиваешь эту мысль, удивляешься, откуда она в твоей голове взялась. А для человека это, скажем так, искомое, то, что помогает ему преодолеть те трудности, которые у него возникают. Не зря исповедь отнесена к церковным Таинствам. Как происходит спасение человека, это вытягивание его из болота? Мы не знаем, это дело Божие. Но при этом мы можем чувствовать то преображение, то успокоение, то облегчение, которое во время Таинства происходит. Из прелести можно выйти, только когда есть свидетель, самое лучшее – это на исповеди.

– Батюшка, подскажите, пожалуйста, как отличить жизнь души, духовное движение, благодать от физических, психических изменений в настроении?

– Норма – это мир в душе, это гармония с окружающим миром, это гармония с людьми, которые тебя окружают. Всякое хаотичное движение мыслей, нервозность, суета излишняя, неподконтрольная нам, – это уже признак того, что нужно призадуматься: «А что же со мной такое происходит? Почему я не властвую над собой? Почему это происходит со мной?» И если есть некие подозрения, сомнения, то можно обратиться к врачу.

– Подскажите, пожалуйста, как понять, эгоист ли я?

– Если живешь в свое удовольствие, если от себя что-то отщипываешь другому со страшной болью, то, значит, любовь к себе пересиливает. А если отдаешь от себя щедро, в первую очередь близким своим... Ведь порой, проходя по улице, видя незнакомого человека, помогаешь ему деньгами, хоть пять тысяч достать, все из кошелька вытрясти, выслушать его, намного проще бывает, чем искренне проявить сострадание, любовь к близкому человеку. Мы, к сожалению, мало ценим то, что имеем, и тех, кто рядом с нами. А это неправильно.

– Батюшка, подскажите, пожалуйста, как отличить эгоизм от жизни в комфорте с самим собой?

– Знаете, здесь можно после эгоизма поставить тире и продолжить, что это жизнь в комфорте с самим собой, поэтому тут отличать нечего. Это одно и то же. Когда все нас устраивает, все хорошо, очень комфортно, сыто, тепло, уютно и никто нам не нужен – это и есть эгоизм. И к чему это приводит? Это приводит, скажем так, к параличу души, к некоей внутренней пустоте, которая усугубляется одиночеством, потому что эгоисты чаще всего в конце своей земной жизни оказываются одиноки. И даже если эгоисту удается семью создать, детей воспитать, эгоизм разрушает любовь и все узы рвет. Эгоист, даже имея десять детей, пятьдесят внуков, остается один, никому он не нужен, потому что ему комфортно наедине с самим собой. А когда он понимает, что чего-то ему не хватает, уже поздно, другие люди стоят к нему спиной, и он начинает тормошить этих людей, стучать по плечу: «Развернитесь ко мне, на лица ваши очень хочу посмотреть», – а никто не разворачивается. Это страшно, безумно страшно.

Эгоизм приводит к параличу души, внутренней пустоте и одиночеству

– По-христиански ли это – быть счастливым, тратя на себя часть заработанных денег?

– Знаете, укладывается, потому что вы чай попили, вы же какую-то радость испытываете, а чтобы это сделать, надо заплатить либо за продукты, чтобы самому приготовить, либо за готовое блюдо, которое за тебя кто-то приготовил. Вполне допустимо тратить честно заработанные деньги на себя.

f951f2d307c2b74d376f663037ac895e

– Что делать, если твоя сестра из верующей стала неверующей?

– Молиться за нее. Молиться и личным примером мысли ее снова приводить к Богу. Когда мы выходим из храма, преображенные, освященные, когда мы в жизни семейной стараемся проявлять какую-то заботу, жертвуем чем-то ради ближнего, то мы показываем, что общение с Богом нас преображает. Общение с Богом делает нас богатыми несмотря на то, что, может быть, с точки зрения мира сего мы бедны. И тогда, видя нас такими, человек призадумывается: «А может быть, я отказался от чего-то такого, что для меня тоже будет полезным, интересным и хорошим, сладостным каким-то?» Так что личным примером и молитвой. Что мы можем еще?

– Что делать, если неверующие родственники сильно раздражают?

– Знаете, если вас родственники раздражают, какими бы они ни были – верующими, неверующими, хорошими, плохими, то надо в себе тоже поискать причину этого раздражения, не только в родственниках. И молиться самому, и поминать этих родственников, чтобы в семье воцарился мир, и чтобы этот мир по возможности был церковным. Только Божественная благодать «немощная врачующая»

публикации 2023 года

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.