ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. О ДОБРЫХ ДЕЛАХ

ueh03qdtqvztr676lal2f2rtx35zj5lc

ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. О ДОБРЫХ ДЕЛАХ

Христос заповедал нам творить добрые дела, проявляя заботу и внимание. Но могут ли быть добрые дела причиной для конфликтов в семье, разногласий? Как их разрешать, и есть ли мера в совершении добрых дел? Об этом шла речь на Пастырской встрече, которую провел иеромонах Иннокентий (Присадков).


– Как попасть в рай? Что нужно для спасения?

– Нужно прийти в определенное расположение духа. В Нагорной проповеди Спаситель сказал, что «блаженны нищие духом» (см.: Лк. 6: 20) – это люди, осознающие, видящие свое реальное духовное положение. Да, оно не лучшее, но такое, какое есть, то есть пораженное грехами. Чтобы прийти в состояние видения себя, нужно стараться делать добро, изучать Священное Писание и стремиться исполнить то, что там написано. И в стремлении исполнения Евангелия мы познаём себя, постепенно убеждаемся в том, что мы несовершенны, и в этом приносим покаяние. Нам надо изучать слово Божие и стараться выполнить то, что там написано, – это один из самых важных путей.

– А про разбойника?

– Если говорить про разбойника, то мы не знаем, какая жизнь у него была до этого, но знаем о том, что он признал Христа как Спасителя, может быть, не в той полной мере, как это по-богословски положено, но он на кресте раскаялся в своих грехах истинно. Так что искреннее покаяние и осознание своей греховности для этого разбойника было достаточным, чтобы Господь смог принять его в Обители Небесные.

– По поводу добрых дел и тщеславия. Есть ли какая-то мера в добрых делах?

– В каком-то случае, действительно, стоит искать совершения добрых дел, либо брать на себя какие-то правила, либо что-то еще. Кому-то, чтобы в его жизни был некий баланс, нужно взять на себя определенное правило, например, раз в неделю участвовать в делах милосердия. На сайте Милосердие.ру есть заявки на добрые дела: кому-то надо помочь посидеть дома с его ребенком, помочь с уборкой, покупкой продуктов. И у людей есть возможность откликнуться на эти просьбы. Я думаю, что кому-то, может, действительно стоит взять за систему хотя бы раз в неделю делать что-то доброе. Как минимум, христианин призван к тому, чтобы совершать добрые дела. К примеру, сейчас выходил из братского корпуса, и наша уборщица несла большой мешок. Семинарист подошел к ней и сказал: «Я отнесу», забрал мешок и вынес, хотя мог пройти мимо. Честно говоря, я порадовался. 

Стоит взять за систему хотя бы раз в неделю делать что-то доброе

По поводу тщеславия. Оно нам сопутствует везде, что бы ты ни делал. По этому поводу преподобный Иоанн Лествичник говорит, что надо себя укорять, говорить, что нечист пред Господом, то есть обличать в себе это состояние, молиться и каяться в этом. Но на самом деле тщеславие и в этом случае будет себя проявлять, нашептывать, что ты правильно делаешь. И в этом тоже надо приносить покаяние, сознавать свою нищету духа. Надо доброе дело сделать, а потом каяться в сопутствующем во всем тщеславии.

Стоит ли брать на себя больше, чем встречается в жизни? Об этом лучше поговорить со священником, который вас знает, вместе это обсудить, помолиться и, возможно, что-то добавить, если есть свободное время. Есть, возможно, какие-то прихожане на том приходе, где вы бываете, которым требуется помощь: принести продукты или что-то еще.

– Бывает такое, что человек в погоне за добрыми делами теряет голову: недосыпает, потом у него начинаются проблемы со здоровьем, страдают родственники. Такой человек отдает всего себя и назад уже не может вернуться, а все вроде бы начиналось с благого намерения. Как соблюсти эту грань, чтобы к добрым делам не возникла страсть? 

– Лучше поступать, как говорил отец Иоанн (Крестьянкин): «Вера в Промысл Божий, рассуждение советом». Лучше помолиться и посоветоваться со священнослужителем, с тем, кто вас знает, вместе обсудить это, выделить на это время. Священник должен знать, как человек живет, какие у него отношения с домочадцами, чтобы сложилась полная картина, и потом уже вместе помолиться и наметить ту линию, которая возможна. Если у супруги в семье бытовые дела не сделаны потому, что она уделяет время для совершения дел милосердия, то это никуда не годится. Конечно же, надо выполнять домашние дела, чтобы был мир в семье, а потом уже сверх этого творить милосердие, добрые дела. 

– Иеромонах Роман (Матюшин) написал: «Лучше молчания – моление». Поясните, пожалуйста: просто безмолвие или же молчаливое обращение в молитве?

– Да, я полностью согласен с тем, что лучшее молчание – это моление. На самом деле человеку неподготовленному не получится просто сидеть и молчать, я имею в виду внутреннее молчание. Полезут мысли, образы, чувства. Такое начнется, что мало не покажется. Безмолвие как пребывание с Богом, хождение пред Богом – это очень высокий уровень того, кто очень долго молился и находился под правильным духовным руководством. Только у такого человека может получиться, поэтому для нас, действительно, лучшее молчание – это моление.

ix33ihs1xrmczi2ao0wjhhyirnozkyo1

– Какие существуют способы убить в себе эгоизм? 

– Если думать только о себе, то у человека эгоизм будет только расти. А если стараться выполнять то, что написано в Писании, то эгоизм постепенно будет уходить. Как изгнать эгоизм? Женщине нужно смиряться перед мужем. В Писании сказано, что глава жене – муж, и в этой парадигме старайтесь жить. Я вас уверяю, что это инструмент для смирения. Вы, возможно, не захотите смиряться перед своим мужем, будете говорить, что у вас своя правда. Но смиряться перед мнением мужа, перед его решениями – это очень крутой способ для того, чтобы побороть в себе эгоизм. Для женщины, наверное, нет ничего лучше. Но если она еще и детей родит, и будет за ними ухаживать, и стараться не роптать при этом, то это вообще два суперспособа, как из себя изжить эгоизм.

Лучшее молчание – это моление

– Если по Евангелию запрещено разводиться, но развод произошел, брак невенчанный, прошло много лет. Как жениться во второй раз? Будет ли это нарушением или лучше всю жизнь жить одному?

– У этого вопроса есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Действительно, разводиться запрещено, потому что Христос сказал: «Чтó Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Но если развод произошел по вине одной из сторон, допустим, жена изменила мужу или муж – жене, то по церковным канонам и правилам пострадавшая сторона имеет право подать на развод. И пострадавшая сторона имеет возможность потом вступить в брак. Это один момент.

Если вы, допустим, жили нецерковной жизнью, ваш брак был давно, вы разошлись и потом воцерковились, начали изучать Закон Божий и поняли, что нельзя разводиться, то почему бы вам не вступить в брак во второй раз? Ничего такого в этом нет. Моя позиция такая: неважно, венчанный у вас брак или невенчанный, так или иначе он является браком. Разводиться в любом случае нельзя, успели вы повенчаться или не успели: у вас – брак, и разводиться нельзя, только в каких-то исключительных случаях.

По-хорошему, если человек развелся и на то не было никаких оснований, если он уже был церковным человеком, по идее он должен жить один. В противном случае новая связь будет не совсем законная.

– Есть новая концепция Церкви о причащении. Имеют ли право священники устанавливать в храмах какие-либо ограничения?

– Что Вы имеете в виду под ограничениями? Запрещать причащаться? В Священном Писании есть такие слова: «Чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). У священнослужителей есть такая власть. Власть – это не значит, что настроение плохое у священника, и он всем запрещает, нет. Речь о том, что после определенных поступков не стоит приступать к Чаше. Просто после определенных грехов человеку нужно какое-то время, чтобы собраться. У него сейчас бушуют страсти, и подходить в таком состоянии к Чаше не всегда бывает полезно, потому что мы знаем из Священного Писания, что кто ест и пьет недостойно, тот умирает (см.: 1 Кор. 11: 29–30). 

oqak4msabbgp54r6to9aqw8s5o8kfljb

Каждый раз, когда мы приступаем к Чаше, – это в любом случае какое-то дерзновение, мы стараемся это делать с покаянием. Но бывают случаи, когда лучше этого все-таки не делать. Танцор же на сцену не выходит, когда у него нога сломана, он дождется, пока она у него срастется и начнет нормально функционировать. Здесь тоже иногда бывает так, что человеку нужно какое-то время, чтобы прийти в себя, и уже потом приступать ко Христу. Все это решается в индивидуальном порядке. 

– Сын стал самостоятельно ходить на службы после длительного перерыва. Как не спугнуть его, поддержать?

– Наверное, лучше его не трогать совсем. Вы же его не затолкали в храм, чтобы он пошел на второй круг. Он – сам, поэтому лучше не трогать его совсем, если он решился на это. Дай Бог продолжит, молитесь за него.

 

Сретенский монастырь

публикации 2023 года

Разговор с Богом. Исаак Сирин

Разговор с Богом.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.