Пастырские встречи. Ангелы
Кто такие ангелы? Сколько их у человека? Могут ли бесы покаяться и стать вновь светлыми ангелами? На одной из Пастырских встреч, которую провел игумен Павел (Полуков), речь шла о бесплотных духах, избравших путь послушания и служения Богу.
– Мы с вами знаем, что ангелы и люди – это разные творения Божии, и человек самой высокой и святой жизни, спасшийся и наследующий райские блаженства, находящийся рядом с Богом, ангелом не станет. Он останется человеком преображенным. Мы знаем, что после Второго Пришествия тела будут преображенными, а ангелы телес не имеют. По мысли святых отцов, человек выше ангелов, то есть он соединяет в себе и материальную, и духовную природы. Конечно, мы не всё знаем о цели создания ангелов, что было до творения видимого мира, но тем не менее: ангелы есть духи служебные, а человек – это образ и подобие Божие, он призван восходить от ступени к ступени, к познанию Бога и соединению с Ним.– Становятся ли ангелами те души, которые прожили достойную, праведную жизнь на земле? И что станет с ними после Страшного Суда?
– Может ли быть у человека больше одного ангела-хранителя? И может ли он отказаться от своего подопечного?
– Может ли быть больше или меньше, мы не знаем. Мы знаем из Священного Писания об ангелах городов, об ангелах, приставленных к какому-то месту, к храму и так далее. А сказать, что он один и больше… Богословие не отвечает на этот вопрос. Мы знаем, что у нас есть ангел-хранитель, что он к нам приставлен. Есть ли еще какие-то ангелы, помогающие нам? Конечно, есть. Может быть, их просто не называть ангелом-хранителем в той единственности? Но, как в 90-м псалме: «Яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Не «ангелу твоему заповесть о тебе», а «ангелам твоим», понятно, кроме того единственного ангела-хранителя многие ангелы заботятся о нас.
Может ли отказаться от своего подопечного? Теоретически отказаться не может, потому что, если Бог приставил к человеку ангела, он может отойти от него, и мы знаем, что отходит по грехам нашим, но плачет (это антропоморфно, плачет без слез, но сопереживает) и старается разбудить в нас мысли хорошие, но человек свободен, он может поступить по своей воле.
– Могут ли бесы покаяться и стать вновь светлыми ангелами?
– Однозначно нет, потому что они настолько укрепились, утвердились во зле, что для них обратное невозможно.
– Какую молитву принимает Бог? Если нет душевного мира, принимает ли такую молитву?
– Бог слышит любую молитву. Слышит с точки зрения человека, то есть у Бога же нет ушей в нашем понимании. Бог Всевидец, и Он знает все прошения прежде того, как мы их скажем. Конечно, Бог молитву слышит, а вот принимает… Что значит «принимает»? К исполнению, к вниманию? Если нет душевного мира, но если ты при этом молишься, значит, ты преодолеваешь это отсутствие душевного мира. Можно сказать: «У меня нет душевного мира, поэтому я не молюсь». Но молитва в неспокойном состоянии принимается, может быть, еще более, и даже это более достойная молитва, потому что, когда все спокойно, когда все хорошо, мы, может быть, и молимся без особых усилий. А если нет душевного мира и человек молится, то, значит, он что-то преодолевает. А Царство Божие у нас что делает? Нудится. И нуждницы восхищают его (см.: Мф. 11: 12).
Бог знает все прошения прежде того, как мы их скажем
– Объясните, как опереться и уповать на Бога? С чего должно начинаться упование на Бога, особенно если много страхов?
– Мы все разные люди, у нас разная психика, вера разная, ее восприятие. А как уповать на Бога? У нас очень много молитв, среди них и такая: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе». Мне кажется, когда мы читаем эту молитву и подобные ей, она должна достигать не только наших уст и мозга, но и сердца. Когда мы читаем Псалтирь (я надеюсь, что вы читаете Псалтирь), какие слова нам встречаются? «Надеющиися на Господа, яко гора сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме» (Пс. 124: 1); «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45: 2); «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138: 8). Опыт других поколений через слова молитвы – это уже большое упование, пример нам. А иногда, как говорил отец бесноватого отрока в Священном Писании: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). «Я бы хотел/хотела Тебе доверять, но у меня не получается, я все равно боюсь, Господи, помоги, будь рядом со мной». В молитве упование приходит. Храм нашего монастыря посвящен новомученикам, они прошли через страшные лагеря за веру в Бога. Вы думаете, просто сохранить человеческое достоинство на зоне, в лагере, когда там все было направлено на то, чтобы сломать человека, чтобы он подчинялся, доносил, выгораживал себя? Но с упованием на Бога люди смогли это все преодолеть.
– Как избавиться от мечтаний?
– Что мы понимаем под мечтанием? В молодом возрасте человек не может не мечтать. О чем он может мечтать? О будущей семье, о детях, о работе, об успехе каком-то. Но здесь грань: ты мечтаешь и что-то для этого делаешь или ты просто лежишь на диване и мечтаешь: «Как будет хорошо», – но ничего не делаешь? Бывает, что человек что-то себе накручивает, эти мысли отрывают от действительности, отрывают от молитвы, отрывают от того, чтобы помочь человеку, который рядом. В любом возрасте нужно думать: «А кому я могу быть чем-то полезен?» Мы часто, почти всегда замыкаемся на себе: «Мне кажется, что моя проблема самая большая, что моя боль самая сильная, что это мне помогать нужно. Куда уж мне кому-то помогать в таком состоянии?» Нет, нужно помогать, и когда ты помогаешь, когда ты становишься нужен кому-то, то и твое состояние исправляется. Господь приходит к тебе всегда на помощь.
– Как правильно креститься, то есть накладывать крестное знамение?
– Нынешнее крестное знамение появилось не сразу. Были разные формы: слева направо и справа налево. По традиции Православной Церкви мы складываем пальцы, накладываем крестное знамение благоговейно, иначе мы превращаемся в фарисеев: «Я сейчас сделаю правильно, а этот стоит и не так крестится, а там стоит и руку не доносит – получается крест неправильный». С благоговением, вот что важно. Спокойное крестное знамение, не торопясь, благоговейно. Святые говорят, что сила крестного знамения пожигает страсти и бесов.
– Какая разница между троеперстием и двуперстием?
– Разница в том, тремя перстами или двумя мы крестимся. В традиции Православной Церкви мы крестимся троеперстием. В конце XIX – начале XX века для единоверцев, которые возвращались в лоно Православной Церкви, оставляли двуперстие как равноспасительное. Единоверцы могут креститься двуперстием. В разные времена, в разных традициях был разный способ наложения крестного знамения. Сейчас, в нашей православной традиции, мы крестимся троеперстием.
– Как Вы поняли, что Вы призваны к монашеству? Как может понять человек свое призвание?
– Как я понял? Не хочется громких слов, это пришло само собой, спокойно. Был момент, когда я понимал, что мне хотелось бы быть монахом, но я не дерзаю об этом просить ни Бога, ни Божию Матерь. И я стоял у иконы и говорил: «Матерь Божия, Ты все видишь». Так призвание и осуществилось.
А как человек может понять свое призвание? В чем? В профессии? Наверное, надо пробовать, надо молится, чтобы Господь вразумил и показал. Иногда смотришь, если человек выбирает что-либо по душе и относится к этому ответственно, то Бог благословляет этот выбор. Если хороший, добрый христианин, то, на мой взгляд, какой выбор к нему приходит, такой Бог и благословляет. Расскажу историю. В монастырь к одному пожилому монаху приехал его сокурсник по семинарии, женатый протоиерей с детьми и внуками. Они помолились на литургии все вместе, сидят на лавочке во дворе монастыря, детишки и внуки уже бегают.
И протоиерей думает: «Эх, а когда учился в семинарии, хотел я быть монахом, но вот, женился, дети у меня, вроде и храм построил, вроде и дети хорошие, внуки, а до молитвы, бывает, все руки как-то не доходят. А вот мой сокурсник – молодец, он монах, он молится здесь, он сколько душ спасает своей молитвой, своим подвигом и примером».
А в это время монах сидит и думает: «Вот молодец мой сокурсник, смотри, женился, дети какие у него хорошие, внуки, храм построил, приход у него большой, сколько людей он спасает. А я сижу здесь за стенами, и что от меня толку? Ну, молюсь, может быть, и то непонятно как». Это, наверное, тоже к вопросу о призвании.
– Что самое трудное в монашестве, особенно в священном сане?
– В древности монахи священный сан не принимали, потому что монашество подразумевает все-таки какую-то удаленность, уединенность для общения с Богом. Иногда думаешь: «Хорошо бы было быть просто монахом: молиться, возрастать где-то».
– А епископы из монахов были?
– В Древней Церкви епископы были женаты. Апостол Павел говорит: «Епископ – одной жены муж» (см.: 1 Тим. 3: 2). Так мы сейчас говорим о священстве. Священник одним браком должен быть женат, а тогда это относилось к епископам. Монашества как института в I–II веке не было, оно оформилось ближе к IV–V веку. И потом уже епископы стали из монашествующих. А изначально было так.