Зачем исповедаться в храме, если можно покаяться дома?

h 18812

Зачем исповедаться в храме, если можно покаяться дома?
.

Иерей Евгений
Вы утверждаете, что личное покаяние само собой приводит к прощению грехов. Однако Господь говорит иначе. Сравните два текста:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. (Мф.18:15-18)

и

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23)

В первом тексте мы видим власть рядовых верующих прощать грехи, совершенные против них лично ("согрешит против тебя брат твой"). Во втором Господь дает власть апостолам прощать или оставлять грехи. Причем эту власть надо явно отличать от прощения грехов, которое совершается в таинстве крещения (и тоже, заметьте, не путем личного покаяния без видимых посредников):

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. (Деян.2:38)

По воле Божией апостолы получили эту власть (которую Вы отрицаете) к созиданию Церкви:

Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. (2Кор.10:8)

Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. (2Кор.13:10)

Яркий пример применения этой власти - коринфский блудник. Вначале апостол его единолично отлучает от Церкви, а потом так же единолично принимает в общение. Конечно, грех блудника был причиной отлучения, а покаяние - причиной прощения. Но только причиной: само отлучение и принятие совершилось не решением блудника, но апостольской властью.

Поэтому Церковь с апостольского времени знает власть епископов и пресвитеров вязать и решить. Эта власть принадлежит им по воле Божией для созидания Тела Церкви, в которой мы спасаемся совместно, но с разными служениями и при необходимом послушании младших старшим:

И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:11-16)

Итак, не стоит отрицать волю Божию и власть Церкви, а своему личному покаянию усваивать власть прощения грехов. Да Вы и сами легко можете это заметить: если личное покаяние прощало грехи, то Вы бы не имели даже и греховных помыслов, тем более поступков. А в действительности подобные помыслы, конечно, у Вас есть, как и у всякого несовершенного человека.

И наоборот, личный подвиг православных святых, основанный на доверии Церкви и принятии ее таинств, помог им освободиться от порабощающей силы греха и страсти. Да и всякий православный христианин получает помощь в борьбе со страстями, если начинает правильно и решительно с ними бороться, в том числе пользуясь церковными таинствами, особенно покаянием и Евхаристией.

Поэтому советую Вам смириться перед Богом и принять поставленных Им пастырей Церкви, которые, несмотря на отдельные личные несовершенства, данной им Богом властью помогут Вам примириться с Богом и войти в Царство Небесное.

публикации 2023 года

Разговор с Богом. Исаак Сирин

Разговор с Богом.

Copyright © 2013 - 2024 . PAW.