Путеводитель по апокалипсису. 2 часть
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АПОКАЛИПСИСУ. ЧАСТЬ 2
Вместе с библеистом Вероникой Андросовой – преподавателем, доцентом Николо-Угрешской православной духовной семинарии, автором книги «Апокалипсис – книга надежды. 12 уроков» продолжаем разбирать самую таинственную и загадочную книгу Нового Завета.
– Войны, моры, голод, грады, землетрясения – это всё эсхатологические бедствия?
– Да, это в большей степени эсхатологические вещи. Но стоит обратить внимание на то, что говорится: «Горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов» (Откр. 8: 13). А затем сказано, что на людей воздействует саранча, которая не имеет печати Божией. Мы понимаем, что не настолько все прямолинейно. Это не затрагивает всех без исключения. Христиане могут знать, что то, что они делают, и стараются, живут по заповедям Божиим, это все не пройдет бесследно, и они не будут совсем беспомощными перед лицом бедствия. Духовные мучения и нравственные терзания, которые символизируют семь труб, даже, может быть, более страшные, чем физическая боль, не коснутся верующих людей, с которыми Господь всегда сохраняет связь во время искушений.
– Кстати, в конце 9-й главы произносится ключевая фраза: «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ну в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9: 21). Получается, это было попущено людям для покаяния?
– Да, как некая возможность покаяния. Может быть, людям нужно послать что-то очень страшное, чтобы они были потрясены и сошли со своего гибельного пути. Но далеко не все смогли это сделать. Хотя есть толкование Андрея Кесарийского, что одни люди действительно покаются и получат исцеление, а другим это уже идет в наказание за их злые дела. Дела их следуют за ними – как они поступили, губили землю, как сказано в 1-й главе, так за ними это идет по следам.
– Интересно, что седьмого трубления нет. Но говорится, что в те дни, когда вострубит седьмой Ангел, совершится тайна Божия.
– Можно сказать, что мы уже прошли с вами книгу. Иоанн съедает некий свиток и начинает пророчествовать. Он произносит выражение, которое часто встречается в Апокалипсисе: «Времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Может быть, имеется в виду не только, что время сокращается, что чувство времени будет совсем иное, но также, что уже не будет возможностей для покаяния, времени на то, чтобы поменять ситуацию. Очень важно, каким человек войдет в этот новый мир и встретит Господа.
Очень важно, каким человек войдет в этот новый мир и встретит Господа
– И перед седьмым трублением, которое мы все-таки находим в 11-й главе, происходит такой таинственный процесс, как измерение храма.
– Да, это совершает Иоанн. Когда он съедает свиток, начинается новый этап его служения: он призывается измерить внутренний двор храма и жертвенник, а внешний двор храма не измерять. И получается такая двойственность: что-то внутреннее находится под покровом Божиим, но что-то внешнее оставляется язычникам, чтобы они могли там хозяйничать. Но, опять же, на определеннее время. Нет такого, чтобы Господь оставлял Свой мир. Он попускает на определенный период времени эти тяжелые испытания, но потом происходит восстановление и торжество света.
– Что за два свидетеля, которые будут пророчествовать 1260 дней, а потом их убьет зверь?
– Здесь мы видим, что служение Иоанна, измерение храма органически продолжено двумя свидетелями. Мы как раз подошли к тем главам, которые находятся в середине книги. Главы с 11-й по 13-ю – это сердцевина, ядро, и именно здесь мы с вами видим основное учение Церкви. Церковь у нас символизируется двумя свидетелями, которые также являются пророками. Они несут свое служение на протяжении 3,5 лет. Напряженное противостояние добра и зла – это как раз половина семи. Они обращают свое слово к людям, которые не хотят слышать жителей великого города, но никто не может помешать их слову, пока не приходит зверь и не убивает этих свидетелей.
– Это все-таки люди или Ветхий и Новый Завет как явление? Как это стоит понимать?
– Я бы не стала ограничивать это толкование. Может быть, это два конкретных человека. Может быть, это образы Церкви, некого единства, потому что они очень взаимосвязаны друг с другом. В историческом плане они напоминают нам Моисея и Илию, конкретных людей. Они имеют власть над водами. Можно вместе со святыми отцами считать, что перед концом времени явятся два пророка, которые будут обладать этой же пророческой силой. Но никто не мешает нам увидеть этих свидетелей во всей христианской жизни Церкви.
– Есть толкования, что это Енох и Илия, то есть те, которые не умирали, или Иоанн и Илия, Енох и Иоанн.
– Можем вспомнить известные евангельские слова, когда апостол спрашивает у Христа: «Как же говорят, что Илии нужно прийти прежде и приготовить приход Мессии?» (см. Мк. 9: 11; Мф. 17: 10). В таком же плане могут прийти эти два свидетеля. Я не дерзаю что-то конкретное предполагать, потому что есть много авторитетных авторов, святых отцов, которые поддерживают разные толкования. Нам важны все толкования.
– Так или иначе, они воскреснут, так что мы можем утешиться. Далее седьмой Ангел трубит. Это очень загадочное трубление. Сначала возникает впечатление, что вроде бы все свершилось, что наступает Царствие Божие. Раздались на небе громкие голоса, говорящие, что царство мира сделалось Царством Господа нашего Иисуса Христа. Но потом мы все-таки читаем, что рассвирепели язычники, отверзся храм Божий на небе, явился Ковчег Завета, громы, землетрясения. Это преддверие конца?
– В Апокалипсисе мы неоднократно стоим на пороге великого свершения, когда наконец явится Господь и откроет Себя всему миру. Но все время мы выходим на новый виток исторической спирали. И только в 19-й главе мы перейдем эту грань, и там действительно Иисус Христос явится миру. Апокалипсис – книга действительно нелинейная. И, конечно, мы видим, что христианам нужно понять это до того, как они перейдут эту грань. Это новое повествование 12-й главы встречается нам. Оно связано с повествованием о двух свидетелях, указываются 3,5 года. Но, скорее всего, не сначала свидетели, а потом Жена, а Жена, облеченная в солнце, и дракон, стоящий перед ней. Это даже более древние реалии, которые предвосхищают повествование о двух свидетелях. Мы видим, что хронология Апокалипсиса не строгая, не прямолинейная, все время какие-то подвижки по времени. Так что здесь, конечно, все три главы очень важны. Главы с 11-й по 13-ю друг друга взаимно дополняют разными перспективами. Так, 11-я глава показывает нам служение Церкви и ее прославление Богом. Глава 12-я показывает, почему это все происходит для живущих на земле. А глава 13-я про людей, которые не имеют многогранного видения, которое дано Иоанну Богом.
– Да, 12-я глава – это Жена, облеченная в солнце, за ней гонится дракон, она убегает в пустыню. Жена – это Церковь?
– Да. Здесь еще важен образ Младенца, Которого Она рождает. Дракон сначала хочет Младенца ниспровергнуть, уничтожить: ему «надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу» (Откр. 12: 5). Конечно, это Мессия. Мы понимаем, что Пресвятая Богородица является плодом всей истории израильского народа. И, конечно, Она представляет Собой Церковь. Не только, конечно, Мария, но и все, кто были до Нее.
– То есть мариологическое толкование здесь тоже возможно?
– Возможно, но оно не единственное. Это суженное толкование, которое не отменяет более широкое. То же самое мы говорили про евангелистов как животных. Они там тоже есть, но это не только они.
– А пустыня, в которую убегает Церковь, что это? Это фактическая Церковь когда-то окажется в катакомбах или это внутренняя пустыня?
– Фактически с точки зрения будущего возможны разные проявления этих пророчеств. Но нам важно, что пустыня напоминаем нам о времени исхода из Египта, когда Господь носил Свой народ на орлиных крыльях, и, как говорит пророк Иеремия, это было время особенной любви народа к Богу и Бога к народу. Это такое замечательное, дорогое воспоминание. Хотя внешняя скудость и палящее солнце, холод ночи, но, когда Господь близок, пустыня расцветает и превращается в замечательный оазис.
Есть еще одна пустыня в книге Откровения, которая как раз наоборот представляет собой образ опустошенности, что жизнь уходит, что то, что было цветущим городом, становится развалинами. Это образ, связанный с другой женщиной, а именно с Вавилоном, который назван блудницей. В Апокалипсисе два или три женских образа. Два положительных и один отрицательный – Вавилон. Здесь женщина – это особый образ. Образ Церкви как матери Мессии. А есть у нас еще Небесный Иерусалим как невеста, жена Агнца, и этот Вавилон как ее антипод.
– А битва Михаила и его ангелов против дракона – это то, что уже было когда-то? Та битва, которая произошла еще до создания человека? Или это то, что происходит уже в новозаветной истории?
– Часто интерпретируется, что это было или на заре истории мира, когда ангелы пали как звезды с небес, или же для Апокалипсиса в большей мере важна история победы Иисуса Христа над злом. Это совершилось тогда, когда Иисус не просто родился, а когда, претерпев Крест, Он родился в жизни Воскресения, перешел в новую жизнь и был вознесен к Престолу Божиему. Это ключевая тема Апокалипсиса. Весь текст наполнен этим светом Воскресения славы Божией. Если мы сравним Апокалипсис с другими новозаветным книгами о Христе, то в Апокалипсисе мы видим именно сияние Его светоносной славы. Это как раз отличает образ Христа от других. И как раз эта битва показывает, что Михаил – это некий представитель Христа. Он может, благодаря жертве Христовой, ниспровергнуть дракона. Тот падает вниз и уже не может клеветать на людей. В книге Иова он клевещет и говорит Богу, что люди неустойчивы и проявляют верность Богу только, если Господь им что-то за это дает, какие-то подарки, благодеяния, благополучие, и если этого не будет, то ничего не останется.
Текст Апокалипсиса наполнен светом Воскресения славы Божией
– Нравственность имеет материальный эквивалент. И это некий образ лишения силы диавола, его свержение с небес?
– Да, что никто уже не верит его клевете. Он говорит человеку, что Бог – это карающий тиран, который хочет подавить свободу человеку. Как раз здесь жена и дракон – это аллюзия на текст о грехопадении. Здесь женщина как новая Ева, и в конце, когда мы видим древо в раю, живые воды Реки жизни. Это тоже аллюзии на начало Библии. И неслучайно конец Апокалипсиса прекрасно сочетается с началом Библии.
– Итак, 13-я глава, самая популярная. Образ двух зверей. Один выходит из земли, другой – из моря. Есть некое начертание зверя, которое будет поставлено на правую руку или на чело людей. Нельзя будет ни покупать, ни продавать без этого начертания, и известно число этого начертания, вернее, число имени зверя – 666. Давайте эти образы разберем.
– Система персонажей Апокалипсиса выстроена очень четко. Мы сказали про два женских образа и три образа, которые соотносятся с Богом, и про семь духов, которые периодически появляются. «Дух говорит Церквам» (Откр. 2: 7), «Дух и Невеста говорят: приди!» (Откр. 22: 17) в конце книги. образ Святого Духа. Злые силы тоже пытаются на свой лад изображать. Число 666 – это число, которое изображает человека Божия. И дракон, который хотел уничтожить Мессию, делает поползновения на Престол Божий. И даже свой престол сразу после низвержения он отдает первому зверю, своему агенту на земле.
– То есть диавол пытается пародировать Бога, Его деяния на земле?
– Это очень явная мысль повествования Апокалипсиса. То, что мы видели в 5-й главе, когда Сидящий на престоле передает Свой престол и Агнец вместе с Ним на престоле. То же самое фактически происходит с первым зверем. Он может быть понят как некая личность или как некий образ общности и целостности. Скорее всего, это государственное образование, у которого семь голов, десять рогов. Некие цари, властители, которые тоже являются его частью. И то, и то толкование, конечно же, возможно.
Здесь мы понимаем, что противоположность Агнцу – это монстр, подавляющий все и пытающийся узурпировать власть. Он действует грубой силой. Тех, кто с ним не согласен, он побеждает, убивает, хулит имя Божие. Но все это только на 3,5 года, 42 месяца. Всегда показывается это ограничение, что все равно Господь держит все в Своей власти. Еще очень интересный образ, который немного похож на блудницу Вавилонскую, – это лжепророк, который не подавляет грубой силой, а скорее соблазняет и действует исподтишка, духовно ослабляет, лишает иммунитета людей, которые, может быть, не согласились бы со зверем, не пошли бы толпой за ним, но он такие меры предпринимает. Он совершает ложные чудеса, чтобы обольстить и соблазнить людей. Огонь с неба – говорящий образ зверя.
– Это такой пиар-агент антихриста.
– Да, это очень глубокий образ. Насилие и ложь, которые друг друга поддерживают. Мы видим, что пропаганда XX века предвосхищалась Иоанном. Запрет покупать и продавать тоже к этому относится. Начертание на лоб и на правую руку пародирует то, что мы видели в Пятикнижии: что заповеди Господни на лоб, на чело, как то, о чем человек всегда мыслит, и на руку, как образ действия человека. Здесь всегда имеется духовный смысл. Дракон хочет проникнуть человеку в сознание, определять и контролировать все. К сожалению, немало людей могут попасться ему. Апокалипсис – это книга, предназначенная для того, чтобы иметь духовную проницательность, а не идти с толпой. Даже если кажется, что все делают так, все равно нужно своим разумением и духовным опытом все это проверять и выверять.
Апокалипсис – это книга, предназначенная для того, чтобы иметь духовную проницательность, а не идти с толпой
– Здесь речь больше о духовных смыслах?
– Апокалипсис – это очень глубокая и насыщенная смыслами книга. Мы можем увидеть тут разные пласты, открыть для себя что-то полезное. Но это не значит, что другого ничего нет. Могут быть более глубокие и интересные измерения. Святые отцы делали предположение, какое имя соответствует числовому эквиваленту 666. Вы знаете, что в славянском языке нет отдельных обозначений чисел, есть только буквы алфавита, которые обозначают числа. И можно для каждого слова просчитать его числовое значение. То же самое на латыни, имена нарицательные и имена собственные. Мы не можем сказать, что это будет связано с каким-то божеством. В точности никто не высказывал никогда претензий, что раскрыл эту загадку.
– А когда антихрист появится, Церковь разгадает число его имени?
– Скорее всего, все будет неоднозначно. Какие-то Церкви смогут понять, но им не будут верить. В послании семи Церквам мы видим, насколько неоднозначна эта реальность. Не всем утешение и призыв к покаянию, а разные тенденции. Кто-то очень хорошо живет в компромиссе с языческим обществом. Церковь Лаодикийская очень богата и прекрасно себя чувствует, но Иоанн говорит, что нужно помазать свои глаза небесной глазной мазью, чтобы увидеть, как на самом деле обстоят дела.
– В 14-й главе снова появляется образ 144 тысяч. Это те же, которые были в 7-й главе, или уже другие?
– Те же. Там есть интересное соединение. Число 144 тысячи связывается с теми характеристиками, которые были даны великому множеству. Мы понимаем, что речь идет об одном и том же. Это не только про Израиль и отдельно про язычников, но про всю Церковь в целом. Указано, что они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел, и они непорочны перед Престолом Божиим. Речь идет об особых чинах святости. Тем не менее мы здесь видим начатки первых лиц Церкви. Они не принимают соблазны Вавилона и зверя и могут отгородить себя от всех искушений, в которые впадают другие люди.
– В главах 15-й и 16-й появляется образ семи ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивается ярость Божия, и в 16-й же главе появляются семь ангелов с семью чашами гнева Божия на землю. Мы снова видим некие кары эсхатологического порядка.
– Эта образность очень похожа на семь труб. Мы видим, что людей мучает связь со зверем и связь с драконом. На престол зверя ангел выливает свою чашу. Это такое проявление зла, которому осталось недолго. Эти 3,5 года подходят к концу, а люди не понимают, что их сжег сильный зной, они хулили имя Бога, имеющего власть над семью язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Автор Апокалипсиса отмечает, что покаяние не так просто. Когда мы читали повествование о двух свидетелях, там был значимый момент: когда они воскресли и люди смотрели на них из великого города, было великое землетрясение как знамение. И затем жители города в большинстве своем, кроме десятой части, воздали славу Богу Небесному. Тогда, когда увидели живое свидетельство людей, которые отдали свою жизнь за Бога, за верность ему, люди смогли увидеть какую-то опору. А когда только бедствия, наказания, природные потрясения, людям очень трудно оторваться от зла. Настолько прилипчивы эти чары дракона. К сожалению, не все так просто. Времени уже не будет, нужно уже сейчас решать и делать свой выбор.
Времени уже не будет, нужно уже сейчас решать и делать свой выбор
– Как говорят евреи: кайся в своих грехах за день до смерти. В конце 16-й главы появляется образ великого Вавилона, а в 17-й главе оказывается, что этот Вавилон ассоциируется с блудницей. Причем снова такие параллели, как жена, облеченная в солнце, убегала в пустыню, так и здесь: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном» (Откр. 17: 3). Расскажите про этот образ.
– Зверь, скорее всего, тот же самый. Есть несколько изменений этого образа. Мы видим в историческом контексте, что по образцу Вавилонской империи названа Римская империя, где со времени Нероновых гонений со II века происходят довольно масштабные притеснения христиан по религиозному признаку. Христиане не почитают кесаря, императора, Господом, и поэтому их стоит вразумить, чтобы не были такими нелояльными гражданами. Еще понятно, что Вавилон – это не просто конкретный Рим, потому что после Рима было множество царств, где притесняли христиан. В конце реальности явится город-притеснитель христиан в последние времена, в котором будет воцарен тот самый антихрист. Духовное толкование все объединяет и показывает некую духовную общность и суть этого Вавилона, богатейшего государства, которое построено на силе. Это внешнее великолепие, как у блудницы. Она выглядит привлекательно, роскошно, красиво. Но, конечно, духовная сущность гнилая, нет искренних чувств, это все обман, фальшивая монета, которая привлекает земных царей, и они слетаются на этот соблазн. Вавилон увлекает их в погибель. В 18-й главе мы видим суд над Вавилоном. Только он появился во всей красе, и вот он уже уничтожается. «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Откр. 18: 6–7). Так происходит суд, который она сама совершает над собой.
– Интересно, что здесь, получается, действует принцип: гад сожрет гада. Написано, что «и десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его» (Откр. 17: 15–16). То есть Бог может осуществлять Свою волю даже через носителей зла, чтобы один сокрушил другого.
– Конечно, прямая воля Господа – это вечная жизнь, процветание, которое даже в пустыне может создать прекрасный оазис, место успокоения и утешения. Но когда блудницы и цари земные настолько отходят от Бога, то даже самый великолепный и роскошный город становится развалинами и сам себя поглощает, потому что нет любви, нет подлинных чувств. Все построено на насилии и желании как-то поживиться за счет другого. Образом пожирания друг друга и характеризуется царство зверя.
– 18-я глава – это своего рода панихида, некая констатация погибели Вавилона в поэтических выражениях. Пал Вавилон, великая блудница, и это будет грандиозное падение всех мировых сил зла.
– Да, те, что построены на насилии, не устоят. Царствие Божие будет установлено, когда Вавилона уже не будет. И все изобилие, на которое претендовал Вавилон, отойдет Небесному Иерусалиму. Не всегда Церковь будет такая гонимая. Все, что уготовил Господь, светоносная слава переходит на Небесный Иерусалим, и все видят, что Вавилон – это просто подделка.
– В 19-й главе мы видим расправу Христа над Своими врагами. К концу главы говорится, что «Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19: 15). «Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных» (Откр. 19: 17). Вполне ветхозаветная картина победы Великого Царя над врагами и расправы над ними. Зверь и поклоняющийся зверю будут брошены в озеро огненное. Как отождествить Христа, Который есть любовь, с этой расправой над врагами? И что это будет за расправа? Она духовная или фактическая?
– Здесь мы не имеем текста, который сам по себе вдруг сформировался. Здесь присутствует очень много образности Иезекиля, в частности князь Тирский. Птицы, что поедают трупы врагов, – это тоже Иезекиль. Конечно, это очень мрачная образность. Это один из самых дискуссионных фрагментов книги. Но здесь мы должны обращать внимание в первую очередь на то, что у Агнца одежда обагрена кровью. Это вряд ли кровь врагов. Он только появился, а эта кровь уже на Нем. Это Его собственная жертвенная кровь. Он остается тем же самым Иисусом Христом, Который принес Себя в жертву за людей.
Здесь хочется добавить масштаба за счет этих образов. Не стоит настолько буквально и кровожадно это понимать. На одной конференции я слышала толкование одного христианского ученого. Она рассказывала, что считает, что птицы выклюют эти грехи из людей и люди будут спасены. В любом случае мы не должны думать, что Иисус Христос как-то изменился.
– И в Евангелии мы можем найти сцены, где некий царь побеждает и жестоко расправляется со своими врагами. Это некий общий образ из жизни древнего мира? Именно в этом ключе даются такие евангельские смыслы?
– Это стандартные шаблоны того времени для осмысления победы. Никто не может ничего противопоставить Христу и Его силе.
– Мы приближаемся к концу. В 20-й главе снова некое видение. Ангел имеет ключ от бездны, берет дракона, сковывает его на тысячу лет, но потом ему должно быть освобожденным на малое время. Описывается некое тысячелетнее царство святых. Что это за тысячелетнее царство и что означает освобождение дракона в конце мира? Ему будет попущена особая власть над людьми?
– У этих стихов очень таинственный смысл. Это было даже неким камнем преткновением, когда Апокалипсис в Восточных христианских Церквах не очень благожелательно принимали в канон священных текстов, потому что он ассоциировался с чаянием хилиазма земного тысячелетнего царствования. Это слишком буквально понималось, и поэтому в этом учении виделась некая духовная опасность, слишком много надежд на земные блага при пришествии Христа, а не на Небесный Иерусалим.
– И что же такое тысячелетнее царство?
– Со времен блаженного Августина установилась точка зрения, что это не хронологически последовательное описание, что будет после великой битвы, а это просто с другой перспективы показана та же самая битва. Здесь уже не звери побеждаются, а дракон, и показано в этом царстве, что люди Церкви, как те 24 старца, всегда с Господом, исполняют Его волю. Эта царственность проявляется в служении.
Не только злом была наполнена история, и для Бога это очень значимо
– В 21-й главе, когда кажется, что все ужасы уже позади, начинается радостное и красивое эсхатологическое царство Христово, и тут нас ждут очень интересные образы. Во-первых, сказано, что это новое небо и новая земля. Потом появляется образ Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба. Он приготовлен как невеста. И когда ангел говорит Иоанну: «Пойдем, я покажу тебе невесту Агнца», – он показывает ему Иерусалим. Очевидно, это некий образ Церкви и образ Царствия Божия в том числе. Как состыковать образ Царствия Божия как города Иерусалима, как нового неба и новой земли и как того, о чем апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2: 9). Это все об одном и том же?
– Да, потому что у нас Небесный Иерусалим описывается в первую очередь через то, чего в нем нет. Это качественно иная новая реальность, и мы не можем вывести такую степень присутствия Божия, поэтому Иоанн прежде всего говорит о том, что отсутствует. Это и море, и храм. Весь Небесный Иерусалим как Святая святых. И здесь образы брака и семьи присутствуют. Сказано, что Сам Бог будет обитать с людьми, будет их Богом. Все это показывает степень близости к Богу. Христиане будут иметь такое же дерзновение и наполненность присутствием Божиим, как те 24 старца. Они полностью прозрачны перед Богом и поклоняются Ему, они наполнены Его светом. Можно сказать, что не будет ночи, не будет тьмы, не будет ничего проклятого. Очень много числа 12 в описании, много света. Образ золота, прозрачных улиц, которые пронизаны светом. Драгоценные камни тоже пропускают свет. Это очень красиво, насыщено смыслом и показывает нам великое христианское упование на то, что в конце времен не будет никакой опасности, никакого зла. Сказано, что все, кто записан в Книге жизни, придут в этот город. То, что люди в течение человеческой истории собрали созидательного и благого, все это будет принесено в город. Сам город, в отличие от сада, это то, что люди строят по определению, а не то, что падает с неба. Нужно построить стены, отгородить улицы и дома. Мне очень нравится толкование, что здесь мы видим синергию, связь и взаимодействие Бога и человека. Люди тоже приносят благой вклад. Не только злом была наполнена история, но еще и положительными достижениями, и для Бога это очень значимо.
– Новый Иерусалим – это все-таки духовная история или отчасти земная? Он будет на земле, раз будет новое небо и новая земля? И есть такое указание, что вне его – псы, прелюбодеи и убийцы. Можно ли предположить, что за пределами пространства Нового Иерусалима, где все праведники, копошатся какие-то грешники на этой земле?
– Тут мы переходим к духовным реалиям, о которых просто не можем судить. С одной стороны, кажется, что все проклятие устранено, что размеры храма Нового Иерусалима охватывают фактически все существующее, также простирается в высоту. Это что-то непредставимое. Мы видим его изменения. Огромное количество людей может прийти туда.
Но есть такая реальность, которая уготована диаволу, морю, силам смерти. Все, кто препятствовал жизни, разрушал землю, бросаются туда. Это два зверя, они в огненном озере, и сказано, что грешников туда влекут их грехи. Мы не знаем, как это будет территориально. Скорее, мы видим тут идею полноты. Всех, кого можно будет спасти, Господь спасет от этого зла и вытянет их на свет. Есть множество богословских трудов о спасении. Но, конечно, математической точности в Апокалипсисе нет. В 14-й главе сказано, что все народы поклоняются Богу. На страницах Апокалипсиса ответа нет. Мы только можем строить предположения. Это таинственная книга, не дающая нам прямых ответов.
Беседовал Сергей Комаров