ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Беседа о сущности, вопросах и противоречиях Промысла Божиего в православном святоотеческом учении с председателем Синодального миссионерского отдела, главой Комиссии по работе с вузами и научным сообществом Московской епархии, наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря епископом Луховицким Евфимием (Моисеевым).
– Владыка, для раскрытия нашей темы необходимо определиться с тем, а что вообще православная традиция понимает под Промыслом Божиим?
– Промысл Божий – очень емкое понятие, которое включает в себя множество факторов, в том числе обстоятельства жизни человека. И как говорят духовно опытные люди, Промысл Божий нам открыт в значительной степени через обстоятельства жизни. Мы живем в обстоятельствах, многие из которых от нас не зависят – это некая данность: дата рождения и смерти, пол, таланты, родители, время и эпоха, страна, где мы родились. В общем, целый ряд факторов, с которыми мы должны жить и действовать, исходя из них. Соответственно, когда мы все это проанализируем, будет не так сложно понять, что с этим делать. Господь дает нам стартовую позицию, и уже мы сами выбираем, как распорядимся ею: сумеем ли мы это направить ко благу или, наоборот, употребим это во зло себя. Потому что свобода – это палка о двух концах.
Господь дал человеку все то, что в конечном итоге хотел бы видеть преображенным этим человеком. Те таланты, дары, которые мы должны развить в результате своей деятельности. Жизнь – это всегда соработничество человека и Бога. Но это не означает, что, если нам многое дано, мы можем почивать на лаврах. Кстати, это порой становится духовным соблазном. И многие русские люди ему подвержены, потому что русский человек – очень одаренный человек во всех смыслах этого слова и Россия – очень богатая страна. И вот иногда эти духовные и материальные богатства играют с нами злую шутку, потому что мы часто расслабляемся и начинаем думать, что все нам данное – само собой разумеющееся. Мы знаем из истории, что иногда это приводит к очень печальным последствиям.
При этом Промысл Божий – это не просто предопределение. Это, кстати, одно из отличий между христианством и исламом. У нас нет понятия предопределения. А Промысл мы именуем благим и всесовершенным. Он всегда наставляет, это очень важно понимать. В том числе, через призму благости Божией важно рассматривать внешние печальные и скорбные обстоятельства. Они скорбные для нас, для тех, кто живет на земле. До тех пор, пока мы не увидим всю картину. В Евангелии от Иоанна есть такие слова Спасителя, обращенные к его ученикам. Уже о будущей жизни Господь говорит: «В этот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин 16: 23), то есть, уже когда откроется полнота Божественного Промысла, все встанет на свои места и станет понятно то, что непонятно сейчас. Даже какие-либо вопросы уже будут неуместны, потому что наступит полнейшая ясность, поэтому то, что сегодня нам непонятно – это вполне нормально для земной перспективы. Конечно, у нас есть и Божественная перспектива, заданная Божественным Откровением, Священным Писанием. Но нужно определенное духовное благоразумие, чтобы понимать суть и значение тех событий, которые происходят.
Жизнь – это всегда соработничество человека и Бога
В общем, Промысл Божий – некая данность, если использовать марксистскую терминологию, это опыт, данный нам в ощущениях. И задача христианина – полагаться на волю Бога, уметь принимать обстоятельства жизни не просто с покорностью судьбе, но в идеале с благодарностью. Желательно подходить к задачам жизни творчески, задавая себе вопрос не: «За что мне это?», – а: «Как я могу преобразить эту ситуацию и извлечь из нее пользу для себя и для мира?»
– У человека по отношению к своей жизни и Промыслу Божиему в ней должна быть очень деятельная, активная позиция?
– Безусловно, как поется в песне: «У природы нет плохой погоды». Даже если мы посмотрим на трагичный XX век: понятно, что он принес много страданий народам, было массовое кровопролитие. Но, с другой стороны, XX век для России во многих отношениях был фактором очень серьезного развития, как бы парадоксально это не звучало. Я в данном случае даже не имею в виду достижения Советского Союза (хотя об этом тоже можно говорить), но, к примеру, феномен русской эмиграции, который повлек за собой распространение именно русского православия по всему миру. Это же тоже уникальные плоды и результаты! Конечно, когда у человека все хорошо и у народа все благополучно, он живет на своей земле, у него есть Царь-батюшка, надежная армия, хорошая экономика, то зачем ему куда-то переселяться за тридевять земель? А в нашей истории Господь повернул эти обстоятельства так, что русский народ в каком-то плане повторил судьбу еврейского народа. Он распространился по всей земле, на всех континентах, во всех странах обосновался, начал жить. И, что интересно, стал воспроизводить эту русскую жизнь что в Америке, что в Азии, что в Европе. Безусловно, обогащая местные и культуру, и науку, и образование.
– Часто в православном мире можно встретить позицию верующих людей, что надо отказываться брать ответственность за плохое в своей жизни и действовать. Именно такое поведение они называют подчинением Промыслу Божиему. А что думаете на этот счет Вы, Владыка?
– Я банально отвечу – все зависит от человека. Я имел опыт общения с бездомными, с бомжами. Этот опыт говорит о том, что очень часто эти люди вполне удовлетворены своим состоянием. Их как-то очень сложно переключить и привлечь к другой жизни, которую мы привыкли считать нормальной, когда у человека есть дом, работа, доход, достаток. Интересно, что этот феномен существует не только в тех странах, которые считаются в «цивилизованной части мира» неблагополучными. Он существует и в самых благополучных странах: я лично сталкивался с этим в Швейцарии, например. И этих людей поддерживает швейцарское государство, выдавая каждый день какую-то сумму, чтобы они не умерли с голоду, и люди этим вполне довольны? то есть они спят на лавочках, в подъездах, не стремятся социализироваться в большей степени, чем им это нужно.
Задача христианина – полагаться на волю Бога, уметь принимать обстоятельства
Человек – вообще очень сложное существо. У каждого есть свои понятия о благополучии, о том, что нормально, а что ненормально. В конечном итоге мы видим и из Священного Писания, что нищие люди и бедные всегда были. Духовный смысл существования таких людей, как и существования больных людей, в том, чтобы здоровые и богатые не забывали о том, что и здоровье, и богатство – это очень хрупкие и относительные вещи. И чтобы не забывали о милосердии, выделяли средства от своих богатств или доходов.
Человеческое общество – это сложная структура, и ее сложно подвергнуть анализу и расписать, как должно быть. Этим, конечно, пытается заниматься государство. Судя по всему, не всегда успешно. Потому что такова натура человека – часто непредсказуемая и непонятная даже ему самому. Так что в этом смысле для нас, конечно, как для христиан главным является критерий спасительности того образа жизни, который человек ведет. С точки зрения Евангелия, не так важно, беден человек или богат, а важно то, насколько его положение и состояние для него спасительно. Потому что для кого-то богатство может быть губительным. Но и бедность может развращать.
– У каждого свой путь.
– Да, у каждого своя стезя. Здесь, безусловно, нельзя рассчитать все. Кстати, в рамках советского эксперимента пытались унифицировать людей и создали некую усредненную человеческую массу людей, у которых процветало всеобщее равенство и возможности. Опыт показал, что людям некомфортно жить в таких условиях. Что само по себе разделение по разным критериям заложено в природу человека. Получается, что когда в обществе присутствуют разные люди, разные проявления человеческой природы и человеческого характера, то всем более комфортно жить. Монах живет в абсолютной гармонии с собой, не имея ничего материального, по крайней мере, не считая это своим. А кто-то считает целью своей жизни заработать как можно больше. Человек щедро делится с ближними, и это тоже неплохо. Кто-то просто вполне доволен жизнью в скромных условиях.
Какое-то время назад я посмотрел фильм о математике Григории Перельмане. Он доказал гипотезу Пуанкаре и решил задачу, которую больше ста лет не могли решить великие умы. Выдающийся математик, который отказался от премии. Меня очень впечатлил его поступок. В мире, где очень многие стремятся к высокому достатку, к гонорарам, премиям, званиям и так называемой «красивой жизни», человек нашел в себе мужество и силы бросить вызов этому обществу и отказаться от благ мира сего. Он живет в очень простой квартире где-то на окраине Петербурга, в пятиэтажке, питается очень скромно. Но при этом он ведет насыщенную интеллектуальную жизнь, продолжает заниматься наукой, пишет учебники, книги. Так что, слава Богу, что есть такие люди, которые могут бросить вызов тем стандартам и клише, которые существуют в обществе, стереотипам и способны остаться верными себе, своим убеждениям, взглядам, принципам. Это дорогого стоит.
– На таких людях у нас и держится история.
– Несомненно. Я думаю, что своим поступком он вписал свое имя в историю математики в гораздо большей степени, чем талантливые люди, профессора, которые вполне заслуженно получили премии. Но здесь, помимо математического таланта, у человека еще и талант духовный.
– Христос в Евангелии говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6: 34). Опираясь на эту евангельскую фразу, где найти баланс между Промыслом Божиим, «завтрашним днем», который сам о себе позаботится, и личной ответственностью человека за завтрашний день?
– Эти слова Господь нам дал как некий идеал, к которому должен стремиться христианин, но который не для всех достижим.
Для христиан главным является критерий спасительности того образа жизни, который человек ведет
Мы видим, что, начиная с какого-то момента, в церковной жизни появляется такое явление, как монашество, то есть люди, которые пытаются максимально точно воплотить этот идеал. Отсюда все идеи нестяжания, отказа от собственности, некое пренебрежение к телесной и внешней стороне жизни. Понятно, если человек живет в миру, у него семья и дети, он, конечно, должен о них заботиться. «Кто не печется о ближних, тот хуже неверного» (1 Тим 5: 8). Позже Господь будет с нас спрашивать, исходя из тех обстоятельств, в которых мы находились. Ветхий Завет наказывал тех, кто нарушал супружескую верность, а Господь говорит, что, если кто-то посмотрит с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем. Как говорится, почувствуйте разницу. То же самое и здесь.
Есть некий высший идеал жизни, когда человек полностью возлагает свое упование на Бога и Господь такое упование никогда не посрамит. Но чтобы иметь такое упование, надо иметь дерзновение и веру. Это уже должно проистекать из духовного опыта, который дает понимание, когда это дерзновение уместно, а когда оно является вызовом Богу. Мы же помним Евангельскую историю, когда дьявол в пустыне искушал Спасителя и говорил ему низвергнуться вниз со скалы, чтоб Ангелы его подхватили? Но Христос не поддался на эту провокацию. Нужно иметь духовный разум, чтобы отличать дерзновение от дерзости. Мы не вправе требовать от Бога, чтобы Господь нас питал, грел, кормил. Другое дело, что Господь зрит на сердце человека. И если он видит, что кто-то действительно нуждается в помощи, то Он может послать эту помощь и пошлет ее обязательно самым неожиданным образом. И она придет с той стороны, с которой ты, может быть, никогда не ждал. Господь печется о каждом человеке. Но это не снимает с нас ответственности и обязанности в поте лица зарабатывать свой хлеб и содержать семью, кормить себя и своих детей.
– Как разговаривать с человеком, который боится принимать волю Божию в своей жизни? Как может быть преодолен этот страх человеком?
– Этот страх может быть преодолен только через опыт любви. Как говорит апостол Иоанн, любовь изгоняет страх (см.: 1 Ин 4: 18). Человеку важно почувствовать, что такое Божественная любовь к нему. А это дается, конечно, благодаря определенным духовным усилиям, молитве в первую очередь, потому что через молитву и очищение сердца человек приобретает и духовный разум, который уже позволяет ему эти вещи понимать. Необходим определенный духовный опыт и рост. Этот опыт человек быстрее всего приобретает именно в Церкви. Он, конечно, может идти своим путем. Но Церковь в данном случае неслучайно называют сокровищницей, где многие поколения христиан уже оставили ценности своего духовного опыта. В принципе, наша задача уже упрощается во много раз, потому что у нас есть доступ к этому. Помимо Евангелия, у Церкви есть творения святых отцов, есть жития святых и много чего еще. Если брать наше поколение, то у нас есть новомученики и исповедники нашей Церкви, которые проповедовали свою веру, находясь в очень тяжелых условиях и обстоятельствах.
Нужно иметь духовный разум, чтобы отличать дерзновение от дерзости
Таким образом от человека зависит способность распознавать Промысл Божий в своей жизни. А в основе духовного опыта, конечно, лежит молитва. Потому что духовный опыт – это опыт жизни или взаимодействия человека с Богом.
– А как соотносится свободная воля человека и Промысл Божий, который предопределяет данность многих вещей?
– На самом деле, здесь нет никакого противоречия, потому что Промысл Божий действует таким образом, что даже самые скорбные обстоятельства в жизни человека или целого народа Он способен обратить ко благу. С этой точки зрения, внешняя канва жизни даже не имеет решающего значения. Мы, конечно, по-человечески хотим, чтобы у нас в жизни все было хорошо. И работа, и зарплата, и семья, и здоровье, и дети, и дом полная чаша. И Господь не осуждает это стремление. Но жизнь – это настолько многомерная штука, что человеку очень важно приобрести некий отрицательный опыт. Имеется в виду опыт перенесения страданий, скорбей, болезней, банальных неприятностей, чего-то такого, что доставляет нам неприятности. Очень часто человек, который это анализирует, понимает уже впоследствии пользу перенесенного.
Есть замечательная книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которая названа строчкой из его писем: «Я полюбил страдание». Человек, не понимающий сути вопроса, скажет, что это какой-то мазахист. Но, конечно, святитель имел опыт серьезных испытаний (находился в заточении, его подвергали пыткам, избивали, и зубы ему выбивали, и руки-ноги ломали), а человек не сломался. Он духовно не сломался, он не перестал любить свое Отечество, он не перестал быть верным чадом своей Церкви и священнослужителем, оставаясь при этом еще и замечательным врачом-хирургом. Понятно, что таких людей единицы, конечно же. Но для нас это ориентир. Это духовные наши маяки, которые показывают, как мы должны относиться к таким внешне неприятным для нас обстоятельствам жизни.
В этом и глубина, и сила христианства. Как писал святитель Иоанн Златоуст, для христианина, грубо говоря, чем хуже – тем лучше. А в обстоятельствах внешне благоприятных для души может находиться угроза. Потому что человек так устроен, что склонен к расслаблению, к тому, чтобы утрачивать бдительность, почивать на лаврах, благодушествовать и думать, как все замечательно. Но Господь, опять же по милости Своей и по Промыслу Своему, нам не дает расслабиться, посылает и болезни, и страдания.
Человеку важно почувствовать, что такое Божественная любовь к нему
Сейчас в политическом плане мы переживаем очень тяжелые и скорбные явления. Люди погибают, и кровь проливается, много беженцев, много убитых и раненых. Человек так устроен, что, к сожалению, сила плотского начала настолько велика, что до многих просто не достучаться по-другому. Даже сейчас, когда идут боевые действия. Я без осуждения это говорю, но многие люди живут, в той же Москве, так, как будто ничего не происходит. Еще об этом рассуждают и заявляют, что не надо об этом лишний раз напоминать. У людей своя жизнь, все хорошо, утром кофе с круассанами, очень красивые кафе. Потом вечером театр, кино, выставка какая-нибудь модная. Люди живут, по сути дела, в искусственном мирке, который они сами создали для себя, и думают, что вся жизнь такая. Это взгляд очень поверхностный, неглубокий, односторонний. А по сути дела, полнота и глубина жизни раскрывается именно там, где человек чувствует тонкую грань между жизнью и смертью. А эта грань тоньше, чем нам кажется. Поэтому мы и молимся Господу об избавлении от внезапной смерти, чтобы уберег и не дал бы нам без покаяния уйти в мир иной.
– Многим людям, особенно неверующим, тяжело принять, что зло в мире происходит также по Промыслу Божиему.
– К сожалению, такова сила инерции человеческой природы, человеческого естества. Достучаться до наших душ бывает очень тяжело. Скажу вам как председатель миссионерского отдела: на словесную проповедь откликаются единицы. А большинству, извините, нужно дать по башке, чтобы искры из глаз посыпались. И еще не факт, что что-то изменится. Но, к сожалению, так устроен человек. Это та самая склонность к земному, склонность, по сути, к греху и желание обособиться от Бога, от Божественной правды, от Божественного закона, который Господь установил. Такова природа человека.
– Как человеку понять волю Божию о нем?
– Воля Божия нам открыта в Священном Писании, поэтому и суть нашей духовной жизни, нашего духовного роста заключается в сопоставлении своих поступков и мыслей с заповедями Евангелия. Другое дело, что, когда мы начинаем сопоставлять, в подавляющем большинстве случаев это сопоставление оказывается не в нашу пользу, но это уже немного другой вопрос. По крайней мере, человек видит эту разницу между его реальным духовным состоянием и тем идеалом, к которому Господь призывает. Это важно научиться видеть. В Евангелии не сказано, что нужно идти к гадалкам для того, чтобы познать волю Божию. «Аз есмь путь истина жизнь». Господь говорит: «Я есть путь». Путь ко спасению – это именно тот путь, который указан самим Спасителем именно в Евангелии.
– Что делать, если есть сомнение в том, что Господь для тебя всеблаг?
– Господь сомнения не осуждает, не отрицает – что мы видим, в частности, из Евангелия, из образа апостола Фомы, который именуется неверующим, а не просто сомневающимся. Это был человек, который не сразу на веру готов был все принять. И он испытывал те или иные Божественные обетования, слова. Но как видно из Евангельских событий, Господь его за это не осуждал.
Человек так устроен, что склонен к расслаблению, к тому, чтобы утрачивать бдительность
Так что само сомнение как таковое не является чем-то предосудительным. Может быть, не все сразу готовы или могут иметь ту веру, которая необходима для того, чтобы горы передвигать. Но путь сомнения или горнило сомнения человек может пройти. В этом нет ничего зазорного. Раз он сомневается, значит, что он пока что не обладает тем достаточным духовным опытом, который бы ему подсказал, освободил бы его от каких-то сомнений.
– Лишь бы не было чувства богооставленности, когда человек думает, что его никто не слышит.
– Если Христос испытывал чувство богооставленности, то почему человек не должен его испытывать? Если говорить о чувствах человека, то ведь трудно осознать или пережить чувство присутствия Божия, если человек не пережил чувство богооставленности. Тут тоже есть некая диалектика духовной жизни. Другое дело, что очень важно не смущаться этим. Почему и святые отцы, и духовники прямо запрещают в религиозной духовной жизни стремиться к каким-то состояниям. Нельзя подменять духовную жизнь состояниями. Они могут посещать душу человека, могут и не посещать, поэтому ни в коем случае нельзя духовную жизнь сводить к неким возвышенным духовным состояниям, состоянию умиления, легкости, постоянной благости.
Опять же, молитва Спасителя в Гефсиманском саду в какой момент совершалась? В момент, когда Спаситель по человеческому естеству почувствовал, что оставлен Богом. По крайней мере, так Он воспринимал эту ситуацию, так Ему показалось на тот момент. Нам это сложно постигнуть на рациональном уровне, поскольку Христос – это богочеловек, это не человек в собственном смысле. Но его человеческая природа проявилась в этом. Поэтому Он молился до кровавого пота. На самом деле, христианство, по крайней мере православное христианство, – это очень реалистическая религия, которая не просто про благостные состояния, а скорее про жесткую правду этой жизни. В конечном итоге и Христос Спаситель взошел на Крест и претерпел муки страдания и смерть, прежде чем Он воскрес и попрал смертью смерть. Есть сербский гимн: «Вера вечная, вера славная! Наша вера Православная!» – это именно та вера, которая дает лучшие возможности человеку устоять во всех невзгодах этой жизни. И в этом секрет России. Сколько ее ни бьют, ни унижают, ни подвергают санкциям и гонениям, а все равно мы стоим именно благодаря этому.
Беседовала Мария Красникова