Молитва
МОЛИТВА. ЧАСТЬ 1
Однажды я получил от одного молодого брата, пришедшего, чтобы попробовать себя в монашестве, такой удар, что у меня в обоих ушах зазвенело, как пишет апостол. Я читал ваши помянники, и тут приходит паломник-американец, которому нужна была некоторая информация. Я кратко ответил ему и продолжил поминовение. И тут этот молодой брат спрашивает меня о том, что я ему сказал. Я молча кивнул: мол, поговорим потом. Закончив чтение помянников, я ответил брату, добавив, что на богослужении мы делаем все возможное, чтобы не разговаривать. На что молодой брат довольно грубо и неуважительно ответил мне, что поминание имен – не богослужение. Меня это поразило, и поэтому мне захотелось поговорить о видах молитвы.
Молитва – это богослужение
Прежде чем говорить о молитве, мне хотелось бы сказать, что всякая специально составленная молитва или система молитв – это богослужение. Конечно, можно найти разные определения богослужения, но сейчас мы будем говорить о молитве, потому что меня в этом брате поразило, что он, видимо, не сознавал, что, поминая имена людей, мы должны о них молиться. Или, точнее, их поминание – это форма молитвы, потому что молитва – это беседа ума с Богом, раскрытие ума к Богу Живому и личному.
Бог слышит молитвы всех. Исполнение и неисполнение прошений
Тот факт, что Бог жив, личен, любящ и всеобщ, чрезвычайно важен, потому что это говорит о том, что Бог способен ответить на нашу молитву. Всесовершенство и всемогущество позволяют Ему слышать все молитвы всех людей одновременно – нет и никогда не было молитвы, которая не была бы услышана Богом. Но, с другой стороны, любовь, всесовершенство и всеведение Бога оставляют определенные молитвы неисполненными. Почему? Главная причина заключается в том, что иногда нам неполезно исполнение наших просьб, тогда, когда мы этого хотим и как этого хотим. Другая важная причина неисполнения наших просьб заключается, конечно же, в том, что мы не выполняем свою часть дела или не готовы к принятию соответствующего дара. Братия, это не волшебство! Если Бог не исполняет наших просьб, то не будем негодовать и отчаиваться, ведь мы не мудрее Бога.
Кроме того, если мы действительно молимся, то есть наш ум действительно беседует с Богом, а не со своими мыслями или даже с врагом, тогда независимо от исполнения наших желаний мы получаем огромную пользу единения с благодатью Божией, то есть с любовью, радостью, миром и всем прочим, сходящим к нам с нетварной энергией Бога и питающим душу.
Итак, молитву мы совершаем в собственных интересах, и все святые много молились и советовали много молиться, но не для того, чтобы исполнить свою волю, как иногда думают, а чтобы пребывать в любящих, насыщающих и просвещающих отношениях с Богом Отцом.
Почему трудно молиться
Совершенно неправильно смотреть на молитву как на трудовую повинность, даже если в начале духовной жизни и может так казаться. Так нам кажется потому, что мы не привыкли сосредоточивать свой ум на любящем нематериальном совершенстве Бога, потому что, по причине нашего грехопадения, ум совершает хаотические движения, пытаясь прилепиться к разным центрам внимания, более или менее материальным, тем самым ограничивая свою амплитуду и замутняясь. Любопытство – это паразит Адамова грехопадения. Это деформация нашей способности к научению, которая вместо того, чтобы быть использованной для нашего созревания, возрастания нашей любви к Богу и через Него – к другим, используется для того, чтобы более или менее небрежно искажать всевозможные понятия, являющиеся в большей или меньшей мере информационным мусором, пусть нам и доставляет удовольствие узнавать об этих вещах. Человеку необходимо иметь опыт молитвы, чтобы уметь уберегать себя от этих любопытных вещей, особенно когда они прикрываются маской благочестия.
Помню, как-то одного авву спросил ученик:
– Геронда, а от Адама до Христа было 5508 лет?
На что авва ответил:
– Если тебе недостает этого для спасения, то я лично поинтересуюсь этим.
Ум подобен собаке-крысолову, бегающей с места на место, чтобы обнюхать разные центры внимания, и необходим труд, чтобы его дисциплинировать, и ум вошел в русло молитвы.
Навыкание молитве и ее результаты
Но если энергия молитвы возгорается, тогда сходят Божии дары, и человек начинает чувствовать пользу, возрастающую до неожиданных масштабов, о которых и не подозревает тот, у кого нет такого опыта. И человеку становится намного легче молиться, вплоть до того, что молитва может стать непрестанной, и человек уже не сможет обходиться без молитвы.
Это как когда разжигают огонь: сначала человеку холодно и темно, он трудится, таская дрова и раздувая огонь, но не получает особых результатов, хотя много потрудился и весь пропах дымом. Но если огонь сможет разгореться, тогда человек наслаждается светом и теплом, даже если телесный труд и будет уменьшаться, потому что ему надо быть скорее трезвенным, чтобы огонь не погас, и в должное время подкладывать в огонь дров.
Молитва может стать непрестанной, и человек уже не сможет обходиться без молитвы
Конечно, благодать Божия так сладка, что вкусившие ее будут желать ее все больше и больше и жаждать ее все больше и больше, вплоть до того, что не будут хотеть ничего, кроме благодати Божией. В этом состоянии весь мир будет казаться им ничего не значащим в сравнении с Богом. Они любят всех и всё, но только через Бога. Они соединены со всеми через Бога и отделены от всех ради любви Божией.
Как достигнуть плодов молитвы
Нам необходимо иметь равновесие и должное освещение пути к совершенству. По этой причине первое, о чем надо позаботиться, – это минимизация центров внимания, минимизация попечений и, как следствие, возрастание внимания к себе самим. Нам надо проводить простую жизнь с постоянным распорядком дня, чтобы максимизировать свою эффективность в проблемах действительно важных. А самые важные проблемы для нас – это те единственные, о которых мы знаем, что они настоящие. Речь идет о смерти, Суде и вечности.
В ту минуту, когда мы начнем видеть в уме вечность как свою цель, а духовный закон Бога как путь, Господа же как Проводника, непосредственного или через людей, тогда очень многое в нашей жизни изменится. Мы откажемся от многих преходящих вещей и будем придавать гораздо большее значение тому, что приближает нас к Богу и доставляет блаженную вечность.
Обратите внимание: проблема не в том, вечны мы или нет. Мы в любом случае вечны. Проблема в том, как мы войдем в вечность: любящими и открытыми для Бога и для всех или закрытыми и любящими одного себя. Молитва – это конкретная открытость на духовном уровне к Богу и святым, и по этой причине ее надо совершать. Это смирение, а смирение – состояние Христа и состояние рая.
Важность распорядка в жизни и на молитве
Этому упрощению жизни и тем самым успокоению человека чрезвычайно способствует распорядок. Это очень важно. Я знаю одного старого монаха на Святой Горе Афонской, который всю жизнь пробыл монахом и пребывал в аскезе. Это был почитаемый духовный старец, настоятель большой общины, и, несмотря на все это, когда, бывало, зайдешь в его келию, то первым, что бросалось в глаза после афонской духовной атмосферы, была большая картонка, раскрашенная фломастером в желтый цвет, на фоне которого было выведено красным маркером: «To πρόγραμμα!» («Распорядок»!) Она висела над дверью, ведущей в главный зал, так что каждый, войдя в дом, видел эту картонку.
Этот старец делал такое очень недвусмысленное предостережение потому, что когда-то враг обманул его: он поел за полчаса до обеда и так лишился благодати. Конечно, к мирянам благодать не так требовательна, но, если кто хочет идти вперед по лестнице духовной и Божественной радости, тому надо все больше и больше повышать свою пунктуальность.
Распорядок должен внести успокоение, необходимое для ясности ума
Распорядок должен внести успокоение, необходимое для ясности ума. Вы видите, что если у нас есть стакан воды, то сначала, когда мы переставляем его на другое место, вода в стакане становится мутной. Но если мы дадим стакану постоять, тогда все примеси оседают, и вода становится кристально чистой, и все прекрасно видно. Так и человеку надо успокоиться после информационного шума, чтобы он мог видеть путь, ведущий к преодолению смерти Христом.
Внутреннее беспокойство
Теперь, может, хорошо будет упомянуть о том, что самый большой информационный шум для ума провоцируется вопросом: «Что я сейчас делаю?» Провоцируется той экзистенциальной заболоченностью, которая делает ум свободным для демонических атак как через воспоминания о травмах прошлого, так и через новые, но неполезные вещи, хаотически предстающие вниманию ума. Диавол всегда подталкивает нас или в прошлое, или в будущее. Потому что настоящее спасительно. И все это смягчается хорошо составленным духовным распорядком дня.
Конечно, расписание должно обладать некоторой гибкостью, чтобы в ту минуту, когда кто-нибудь попросит нашей помощи, мы могли оказать ее, но, конечно, не доходя до другой крайности, когда мы уже совсем не молимся и у нас нет времени ни для Бога, ни для семьи, потому что надо помочь всем. Нам, действительно, следовало бы помогать всем, но, к сожалению, мы не в состоянии этого делать, потому что если лишимся связи с Богом, удерживающей нас над пучиной греха, то низринемся в пропасть: и мы, и те, кто за нас держится.
Во всем нужна рассудительность. В монастыре проще, потому что, чтобы что-нибудь делать во время богослужения, надо иметь благословение. А в миру труднее, и поэтому то и дело видишь мирян, которые на службе проверяют телефон, или разговаривают, о чем попало, или обмозговывают какую-нибудь идею о том, как бы улучшить или исправить невесть что, или просто любуются пейзажем, или с любопытством сканируют окружающих, вместо того, чтобы молиться.
Сон на молитве
Знайте, что диавол всегда ищет, что бы ему подстроить человеку во время молитвы: все, что угодно, лишь бы он не молился. И, конечно же, одно из самых излюбленных орудий диавола — это сон. Когда мы стоим на богослужении, особенно если это особо важное богослужение, нас может объять сон, так что мы начинаем клевать носом, особенно в самые важные моменты: во время чтения Евангелия, например. А как только богослужение кончится, мы тут же становимся бодренькими и словоохотливыми.
Это указывает на то, что на богослужении мы находились под влиянием другого типа ума, которому неприятна молитва, и он делает все возможное, чтобы нас не утешал Дух Святой, Утешитель. Диавол – это тип губительного ума. На самом деле очень четко видно, что люди, которые по разным причинам не бывают на богослужениях или, стоя на богослужении, находят себе другое занятие, остаются неутешенными, у них нет утешения и тонкости Духа.
Распорядок дня
В распорядке дня на первом месте должна стоять молитва, конечно, с учетом реалий того общества, в котором мы живем. Прежде всего, просыпаясь, мы первым делом благодарим Бога и молим Его хранить нас молитвами святых отцов наших. Очень важно, чтобы первая картина, которая откроется перед нами утром, была духовной, чтобы весь день протекал в ее рамках. После чего будем творить утром, сколько можем, молитву Иисусову, например, по дороге на работу. Это очень важно. Если будем молиться в пути, то на работе ум наш будет ясным и светлым, и мы не будем так легко впадать в искушения, возникающие на работе.
Также очень важно, находясь на работе или в школе, молиться через определенные промежутки времени, например, по 5 минут каждый час или каждые 2 часа, кто как может, чтобы не омрачаться умом и не переутомляться. Нам необходимы перерывы. Если мы работаем не прерываясь, тогда наша производительность резко падает вниз, а если восстанавливаемся посредством молитвы каждый час, тогда снижение производительности получает вид пилообразной функции и в целом убывает гораздо медленней.
(Окончание следует.)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
O Chilie Athonită (Афонская келия)